Тема: «Серебряный век» российской культуры»

Вопросы:1. Человек, творчество, культура в философии Н.Бердяева;

2. Художественная культура «Серебряного века».

3. Постмодернизм

1. Человек, творчество, культура в философии Н.Бердяева;

Николай Бердяев (1874-1948) – ученый, философ. По Бердяеву, дух – есть такое внерациональное начало в человеке, которое выводит его за пределы необходимости, ставит человека как бы «по ту сторону» подлинного мира, рационального мышления. И в то же время, дух принадлежит человеку, находящемуся в центре общественной жизни. Именно дух соединяет сферу человеческого со сферой божественного. По Бердяеву, дух есть свобода, но и дух, и свобода не безличны, они всецело принадлежат личности. Именно личность, а не безличный разум есть подлинный субъект творчества, подлинный творец культуры. Таким образом, Бердяев отстаивает достоинство человека как творца культуры. Бердяев видит, какую опасность несут для культуры те формы цивилизации, которые заявили о себе в начале XX века. Но культура и её формы нередко противостоят личности, как нечто принудительное и сковывающее творческую свободу. Для Бердяева определяющая человека культурная форма есть не что иное как «остывшая свобода» личного духа. Это отделившиеся от человека результаты личного творчества, а не выражение некого безличного мирового разума. Но отсюда вытекает и трагедия культурного творчества: дух вынужден воплощаться в предметно-символические формы, сковывающие его свободу. Как же решать эту вечную проблему? Бердяев надеется на «чудо религиозного преображения жизни», как альтернативу сковывающему символизму культуры и бездушному порядку цивилизации.

2. Художественная культура «Серебряного века».

«Серебряный век» продолжался недолго (около 20 лет), но он дал миру замечательные образцы философской мысли, поэзии, дал толчок новым направлениям в живописи, музыке, театральном искусстве. «Серебряный век» стал временем формирования русского авангарда. Главным в формировании нового типа культуры выступает вера, а не разум. Поэтому в России искали не просто новые ценности и новые идеалы. Искали ценности «вечные», «абсолютное добро», «вечную красоту», внеисторическую мудрость. Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. Но слишком неясными были для многих контуры «нового идеала». Отсюда и трагический оттенок в творческих исканиях многих художников. Уже в литературе 90-х годов XIX века восприятие мира становится более свободным, идёт процесс раскрепощения личности художника. Примером тому служит пьеса Чехова «Чайка». Герои его произведения спорят и утверждают свои мысли. Революционный взрыв в России вызвал у русской интеллигенции различные оценки, но всё же влияния революции на русскую художественную культуру нельзя не признать. Социальными проблемами пронизано творчество Горького, Серафимовича и др. Многие русские писатели начала века обратились к драматургии. На сцене МХАТа становятся пьесы Л.Толстого, А.Чехова, М.Горького, Л.Андреева.

Литература:

Русский модернизм – явление закономерное, вызванное глубинными процессами русской культуры. Русский символизм заявил о себе настойчиво и внезапно с выходом в свет статьи Дмитрия Мережковского «О новейшем течении в современной русской литературе». В 1895 году Брюсов выпустил 3 сборника «Русские символисты». Но более полно черты своеобразия русского символизма проявились в творчестве А.Блока, А.Белого, Вячеслава Иванова. Именно в их творчестве художественный метод символистов получает объективно-идеалистическую интерпретацию. Материальный мир – только маска, сквозь которую просвечивает иной мир - мир духа. Русские поэты с мучительной напряженностью переживали проблему личности и истории в их «таинственной связи» с вечностью, с сутью вселенского «мирового процесса». Внутренний мир личности для них – показатель общего трагического состояния мира, «страшного мира» российской действительности. Поиски новых форм выражения внутреннего мира человека воплотились в двух новых течениях: акмеизме и футуризме.

Акмеизм – (от греч. Аkme – высшая ступень чего-либо). Яркие представители этого течения: Ахматова, Гумилёв, Городецкий, Мандельштам. Акмеисты ориентировались на раскрытие «вечных сущностей», декларировали конкретно-чувственное восприятие мира, возвращали слову его основной, изначальный смысл.

Футуристы разрушали границу между искусством и жизнью, между образом и бытом, они ориентировались на язык улицы, рекламы, плаката, на городской фольклор. Среди русских футуристов наиболее яркие имена: Каменский, Кручёных, а также Маяковский. Они называли себя провозвестниками будущего.

В годы первой русской революции возникает пролетарская поэзия. Эта массовая поэзия была близка городским низам. Авторами же были зачастую сами рабочие. Русская литература первого десятилетия XX века находила выход в появлении «неореалистического» стиля. Рядом с возрождающимся реализмом возникали и новые формы романтизма. Новый творческий подъём был характерен для творчества И.Бунина, А.Куприна и т.д.

Наши рекомендации