Объем дисциплины и виды учебной работы. Центральный филиал

Центральный филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РИТОРИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

Воронеж

2011 г.

Авторы:Еременко В.Д., заместитель директора по учебной и воспитательной работе Центрального филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» , профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат военных наук, доцент;

Лимар Е.Ю., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № 4 от «02» ноября 2011 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия от «30» ноября 2011 г., протокол № 3.

Российская академия правосудия, 2011.

Еременко В.Д., Лимар Е.Ю., 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..…4

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………….…8

Тематические планы……………………………………………………………....9

Программа курса……………………………………………………………..…...11

Планы практических занятий……………………………………………….……14

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для студентов…………………………………………19

Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения………………………………………………………………………..…..38

Литература………………………………………….………………………………41

Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………………...49

Введение

Учебная дисциплина «Риторика» играет важную роль в подготовке студентов юридических образовательных учреждений, к которым предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания правовой культуры, включающей культуру публичной речи. Риторика - это дисциплина, способствующая свободному и корректному общению. Предметом ее исследования являются общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах профессиональной деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Современная практическая риторика изучает основы знаний о речевом поведении человека, риторический канон, поведение оратора в аудитории, форму и композицию, язык и стиль публичного выступления, традиции красноречия и их отражение в современной риторике.

Основная цель учебного курса – дать студентам основы современного риторического образования, приобщить к европейской риторической культуре – культуре мысли и слова. Это значит, что курс современной риторики призван помочь лучше понимать других и самого себя в качестве человека говорящего.

Достижению данной цели служат следующие задачи:

1) научиться конкретным разновидностям речевых действий: сделать доклад, прочитать лекцию, участвовать в деловой беседе, высказать публично и доказать свое мнение, убедить в своей правоте в выступлении;

2) научиться конструктивно решать возникающие конфликты, объединять участников общения;

3) овладеть теорией и мастерством эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Основной учебный материал предъявляется на установочных лекционных занятиях, полученные знания углубляются и отрабатываются на семинарских и практических занятиях, в том числе и в активных и интерактивных формах. Занятия строятся таким образом, чтобы сориентировать студентов на приобретение опыта освоения риторических приемов не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- основные положения современной общей риторики;

- особенности, принципы, методы частной (юридической) риторики.

Уметь:

- строить речевую деятельность с учетом всех ее особенностей;

- анализировать судебные речи выдающихся судебных ораторов России;

- использовать в своей риторической практике особенности основных видов красноречия;

- следить за собственной техникой речи;

- строить свою речь с учетом предъявляемых к ней требований;

- учитывать в своей речи все особенности вербальных средств общения;

- использовать в публичной речи адекватные невербальные средства общения;

- использовать основные составляющие образа оратора для повышения эффективности публичного выступления;

- создавать текст, план-конспект, план выступления;

- строить публичное выступление с учетом предъявляемых к нему требований;

- устанавливать контакт с аудиторией;

- вести различные виды споров с учетом всех правил;

- использовать все «тонкости» искусства доказывания;

- создавать различные виды судебных речей;

- строить свое поведение в соответствии с этическими нормами судебного оратора.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК),невозможными без развитой речи юриста:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен

Владеть:

- навыками построенияпубличных выступлений разных видов;

- навыками публичного выступления перед различными аудиториями;

- приемами анализа и самоанализа публичного выступления.

Структурно дисциплина состоит из 6 тем. Логика изучения дисциплины предполагает освоение в начале основных понятий общей риторики, положений из истории риторики, далее предполагается освоение вопросов из частной, юридической риторики: искусство доказывания в судебном процессе, виды судебных речей, этика судебного оратора.

При изучении дисциплины обязательным элементом является выполнение контрольной работы для студентов заочной формы обучения.

Изучение курса завершается сдачей зачета.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования   Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения на базе среднего профессионального (юридического) образования Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения на базе высшего профессионального образования
Зачетные единицы - общая трудоемкость   2 з.е. – 72 ч. 2 з.е. – 72ч.   2 з.е. - 72 ч. переаттестовано
Всего аудиторных занятий из них: 6 6 -
Лекции 4 4 -
Семинарские (практические) занятия 2 2 -
Самостоятельная работа 66 66 -
Контрольная работа 1 1 -
Форма итогового контроля зачет зачет зачет

Тематические планы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины и темы занятий)

Наши рекомендации