Объем дисциплины и виды учебной работы. Центральный филиал
Центральный филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российская академия правосудия»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
РИТОРИКА
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
направление подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
Воронеж
2011 г.
Авторы:Еременко В.Д., заместитель директора по учебной и воспитательной работе Центрального филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» , профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат военных наук, доцент;
Лимар Е.Ю., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № 4 от «02» ноября 2011 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия от «30» ноября 2011 г., протокол № 3.
Российская академия правосудия, 2011.
Еременко В.Д., Лимар Е.Ю., 2011.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..…4
Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………….…8
Тематические планы……………………………………………………………....9
Программа курса……………………………………………………………..…...11
Планы практических занятий……………………………………………….……14
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для студентов…………………………………………19
Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения………………………………………………………………………..…..38
Литература………………………………………….………………………………41
Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………………...49
Введение
Учебная дисциплина «Риторика» играет важную роль в подготовке студентов юридических образовательных учреждений, к которым предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания правовой культуры, включающей культуру публичной речи. Риторика - это дисциплина, способствующая свободному и корректному общению. Предметом ее исследования являются общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах профессиональной деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Современная практическая риторика изучает основы знаний о речевом поведении человека, риторический канон, поведение оратора в аудитории, форму и композицию, язык и стиль публичного выступления, традиции красноречия и их отражение в современной риторике.
Основная цель учебного курса – дать студентам основы современного риторического образования, приобщить к европейской риторической культуре – культуре мысли и слова. Это значит, что курс современной риторики призван помочь лучше понимать других и самого себя в качестве человека говорящего.
Достижению данной цели служат следующие задачи:
1) научиться конкретным разновидностям речевых действий: сделать доклад, прочитать лекцию, участвовать в деловой беседе, высказать публично и доказать свое мнение, убедить в своей правоте в выступлении;
2) научиться конструктивно решать возникающие конфликты, объединять участников общения;
3) овладеть теорией и мастерством эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.
Основной учебный материал предъявляется на установочных лекционных занятиях, полученные знания углубляются и отрабатываются на семинарских и практических занятиях, в том числе и в активных и интерактивных формах. Занятия строятся таким образом, чтобы сориентировать студентов на приобретение опыта освоения риторических приемов не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- основные положения современной общей риторики;
- особенности, принципы, методы частной (юридической) риторики.
Уметь:
- строить речевую деятельность с учетом всех ее особенностей;
- анализировать судебные речи выдающихся судебных ораторов России;
- использовать в своей риторической практике особенности основных видов красноречия;
- следить за собственной техникой речи;
- строить свою речь с учетом предъявляемых к ней требований;
- учитывать в своей речи все особенности вербальных средств общения;
- использовать в публичной речи адекватные невербальные средства общения;
- использовать основные составляющие образа оратора для повышения эффективности публичного выступления;
- создавать текст, план-конспект, план выступления;
- строить публичное выступление с учетом предъявляемых к нему требований;
- устанавливать контакт с аудиторией;
- вести различные виды споров с учетом всех правил;
- использовать все «тонкости» искусства доказывания;
- создавать различные виды судебных речей;
- строить свое поведение в соответствии с этическими нормами судебного оратора.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК),невозможными без развитой речи юриста:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен
Владеть:
- навыками построенияпубличных выступлений разных видов;
- навыками публичного выступления перед различными аудиториями;
- приемами анализа и самоанализа публичного выступления.
Структурно дисциплина состоит из 6 тем. Логика изучения дисциплины предполагает освоение в начале основных понятий общей риторики, положений из истории риторики, далее предполагается освоение вопросов из частной, юридической риторики: искусство доказывания в судебном процессе, виды судебных речей, этика судебного оратора.
При изучении дисциплины обязательным элементом является выполнение контрольной работы для студентов заочной формы обучения.
Изучение курса завершается сдачей зачета.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования | Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения на базе среднего профессионального (юридического) образования | Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения на базе высшего профессионального образования |
Зачетные единицы - общая трудоемкость | 2 з.е. – 72 ч. | 2 з.е. – 72ч. | 2 з.е. - 72 ч. переаттестовано |
Всего аудиторных занятий из них: | 6 | 6 | - |
Лекции | 4 | 4 | - |
Семинарские (практические) занятия | 2 | 2 | - |
Самостоятельная работа | 66 | 66 | - |
Контрольная работа | 1 | 1 | - |
Форма итогового контроля | зачет | зачет | зачет |
Тематические планы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(разделы дисциплины и темы занятий)