Святая София Константинопольская (реконструкция)
Византийская цивилизация – одна из виднейших внутренне целостных цивилизаций средневековья. Рождение ее явилось следствием распада в 395 году Великой Римской империи на две половины: Восточную и Западную, разность исторических судеб которых – падение Западной Римской империи в 476 г. и тысячелетнее существование Византии (до 1453 г.), свидетельствует об успешном (в отличие от Запада) преодолении Византией кризиса античного общества.
Оригинальность и неповторимость Византийской цивилизации обусловлена органичным синтезом в ее культуре трех компонентов: антично-эллинистических традиций общественной жизни и культуры, римской государственности и права и христианства. Режим неограничеснной монархии, соеденивший римско-эллинистическую монархическую идею с христианством и союз государства с христианской Церковью сформировали идею Византии как «христианской империи», государства христиан и для христиан, богоохраняемую и защищаемую исполнительницу божественных предначертаний и орудие спасения человечества, земную имитацию Небесного Царства.
В истории мировой культуры Византии принадлежит огромная роль. Во-первых, она была прямой правоприемницей греко-римской античной культуры, во-вторых, в культуре Византии был выполнен удивительный синтез восточных и западных духовных начал, в-третьих, она оказала значительное влияние на страны Южной (Италия, Испания) и Восточной Европы (Сербия, Македония, Черногория, Болгария, Румыния, Россия, Украина и др.) и Кавказа (Армения, Грузия), в-четвертых, несмотря на влияния множества народов на ее культуру, сама Византия была уникальным культурным феноменом, своеобразие которого не стоит недооценивать.
В культурной истории Византии выделяют три основных периода: 1) Ранневизантийский период (IV – VII в.); 2) Период зрелости византийской культуры(VIII – нач. ХIII вв.); 3) Поздневизантийский период (сер. ХIII – 1453 г.).
Ранний период культуры Византии – это эпоха борьбы отжившей рабовладельческой цивилизации (в недрах которой уже зарождаются элементы феодализма) с новой христианской идеологией, которая была направлена не столько на разрушение античной культуры, сколько на придание классическому античному наследию богословского измерения, перетолковыванию его в свете идей христианской теологии. Главным духовно-политическим событием в истории культуры Византии этого времени стало «воцерковление империи», которое начало осуществлятся в IV в. Именно тогда, епископом Кессарии Евсевием, была выдвинута ставшая для Византии принципиальной идея синтеза или «симфонии» светской и духовной власти, как гаранта развития и государства и культуры. Символ империи – византийский император, выступал в роли не только главы государства христиан, но и всей христианской ойкумены (обжитого мира), а кроме того – защитником христианского населения и за ее пределами, во всем мире, что объясняет неразрывную связь византийской государственной политики с церковной. Власть императора освящалясь божественной санкцией, он считался «избранником Божиим», наместником Бога на земле, Его заместителем. Если Бог-Пантократор (Вседержитель) для византийцев представлялся главой небесного и земного порядка, то император-космократор (владыка мира) считался властителем в земных делах и, по совместительству – «епископом внешних дел Церкви», ее активным покровителем. В качестве такового, он имел право на устроение церковных дел наряду с прямым главой Церкви – Патриархом.
Ранний период истории Византии ознаменовался развитием иконописи и расцветом церковной литературы. Василий Великий, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник создают в эту эпоху богословские сочинения, ставшие на тысячелетия духовным базисом Православной Церкви. Вселенские церковные соборы, которые начинают проводится в Византии с 325 года, становятся главными культурно-политическими событиями византийской жизни.
Блестящие культурные достижения ранней Византии связаны с так называемым «золотым веком» Юстиниана, византийского императора, который правил с 527 по 565 года. Ко времени Юстиниана относится окончательное оформление римских правовых традиций («Кодекс Юстиниана»), попытка унификации религиозных течений в христианстве, придание Византии ее классического внешнего облика (Строительство храма Святой Софии, дворцов в Константинополе на берегу Босфора, расширение и перестройка как столицы, так и провинциальных городов). Кроме того, Юстиниан предпринял попытку восстновления римской империи в ее старых границах. Он покорил Италию занятую варварами и боле-менее успешно противостоял Ирану на восточных границах империи.
Второй период в истории культуры Византии начинается с двух потрясений, заставивших эту культуру стать более строгой и осознанной. Такими потрясеними были арабское нашествие VII века и иконоборческие споры 726 – 843 гг.
В начале своего тысячелетнего исторического пути, Византия обладала огромной территорией. В ее состав входили Балканский полуостров, Малая Азия, часть Месопотамии и Армении, Сирия, Палестина, Египет, а также острова в Средиземном и Черном морях. Территория эта была густозаселенной и возделанной, на ней имелось много городов, процветала торговля, ремесла, через нее шли морские и сухопутные торговые пути из Европы на Ближний Восток, в Китай и Индию. Однако в середине VII века Сирия, Египет, Месопотамия, Армения и Северная Африка были отняты у Византии арабами, натиск которых на Малую Азию лишь с трудом удалось остановить. Потеря богатейших провинций тяжело сказалась на всех сторонах жизни Византии. Начался экономический кризис.
Кроме внешних потрясений, полтора века Византию сотрясали внутренние противоречия: византийские христиане часто очень жестоко спорили отом можно или нет поклонятся иконам. На какое-то время победк одержали уничтожавшие все древние антропоморфные изображения Бога иконоборцы, однако в 843 году иконопочитание было восстановлено и окончательно легитимировано Православной церковью.
Новый взлет культуры Византии приходится на IX-X века, когда Византия становится феодальным государством во время правления Македонской династии. Византия возвращает при македонских императорах себе большую часть отнятых у нее арабами территорий, дает отпор славянам (разгром Болгарии, крещение Руси), возрождает свои старые и строит новые города, ставшие центрами развитых ремесел и торговли. В сфере интеллектуальной жизни этой эпохи появляется активный интерес к позднеантичному наследию. Возрождается высшее светское образование. С XI века при дворе возникает университет с юридическим и философским факультетами. Пишутся труды по военному делу («Тактика», «Стратегикон»), сельскому хозяйству («Геопоника»). В архитектуре этого времени складывается новый тип храма – крестово-купольный, а иконопись обретает свой канон и детально разработанную символику образов.
В 1204 году, несмотря на относительно стабильное экономическое положение и отсутствие явной варварской или мусульманской угрозы, Византия почти прекратила свое существование. Причиной тому стал четвертый крестовый поход западных рыцарей, который неожиданно закончился захватом Константинополя и насаждением на византийских территориях католичества. В Никее и Трапезунде сохранились очаги сопротивления захватчикам, и в 1261 году господству крестоносцев в Константинополе был положен конец, а империя восстановлена.
Последний период в истории культуры Византии ознаменовался новыми спорами на богословские темы (о природе Фаворского света Приображения Христа), за которыми, среди прочего, угадывался и вопрос о культурно-религиозной идентичности Византии. С одной стороны, в этих спорах учавствовали византийские гуманисты, доказывающие что для Византии главное – это традиции античной учености и скорейшая уния с латинской церковью, с другой – были афонские монахи-исихасты, призывавшие признать свой мистический опыт созерцания Фаворского Света истинным и доказывающие, что византийская духовность и культура прежде всего христианская по духу, а не латинская или античная. Результатом споров (названных «исихастскими») стала победа афонских монахов во главе с Григорием Паламой. Признав истинным опыт мистических созерцаний монахами-исихастами нетварного света Преображения, Византия предопределила свою дальнейшую судьбу: культура Византии, особенно иконопись в XIII-XV столетиях пережила блестящий взлет, (культурная волна религиозного подъема с исихастского Афона распространилась и на славянские страны, в том числе Россию, где появились Сергий Радонежский и Андрей Рублев); однако в политическом плане, Византия, отказавшись от идеи церковной унии, предлагаемой Римом была обречена. 29 мая 1453 года Константинопаль пал под ударами турок и Византия прекратила свое существование.
Евсевий Памфил (Кессарийский) (Eusebios, ок. 260 – 339 гг.) –ранневизантийский христианский писатель, «отец церковной истории». Был учеником мученика Памфила, хранителя библиотеки Оригена в Кессарии (Палестина). В 313 году стал епископом Кессарийским и был приближен ко двору императора Константина I (Великого). После крещения Константина, Евсевий стал ближайшим советником императора по церковным вопросам, активно участвовал в работе Первого Вселенского Собора (хотя и имел явные симпатии к ереси арианства). Как богослов, Евсевий прославился своим оправданием имперской идеи (христианство распространилось на территории империи, среди ее подданых, и в этом был промысел Божий) и идеей «симфонии» светской и духовной властей (император наместник Бога на земле, отвечающий за земное благополучие христианского государства, церковь – за духовное). Огромный авторитет в христианском мире Евсевию, принесли его исторические сочинения «Церковная история» (описание событий церковной жизни от рождения Христа и до 324 года) и «Жизнь Константина» (биография императора Константина Великого).
ЕВСЕВИЙ ПАМФИЛ
«Жизнь Константина»
Ключ к фрагменту:Евсевий описывает события, непосредственно предшествовавшие решающей битве за римский трон между Константином и его противником Максенцием. Именно явление знамения креста и разговор во сне с Иисусом Христом, (под знаменем с монограммой которого Константин победил в битве) послужили убедительным доводом для принятия Константином христианства в качестве государственной религии Римской Империи.
ГЛАВА 27
<…>Уразумев, что ему нужна помощь выше воинских средств, Константин, для отражения злоумышлений и чародейских хитростей, которыми любил пользоваться тиран, искал помощи Божьей. Вооружение и множество войска почитая средствами второстепенными, он признавал непреоборимым и несокрушимым только содействие Бога. Поэтому стал думать, какого Бога призвать бы себе на помощь. При решении сего вопроса, ему пришло на мысль, что немалое число прежних державных лиц, возложив свою надежду на многих богов и служа им жертвами и дарами, прежде всего бывали обманываемы льстивыми оракулами, обольщались благоприятными предсказаниями и оканчивали свое дело неблагоприятно. Ни один из богов не был к ним столь милостив, чтобы не подвергать их посланным свыше бедствиям. Только отец его шел путем тому противным. Видя их заблуждение и во всю свою жизнь чтя единого верховного Бога всяческих, он находил в Нем спасителя своего царства, хранителя его и руководителя ко всякому благу. Константин различал это сам про себя и основательно рассуждал, что полагавшиеся на многих богов подвергались и многим бедствиям, так что между людьми не осталось ни рода их, ни племени, ни корня, ни имени, ни памяти, между тем как Бог отца его давал ему чувствовать разительные и весьма многие доказательства своей силы. Сверх того наблюдал он, что прежде уже вступавшие в войну с тираном сражались при множестве богов, однако же имели постыдный конец: один из них удалился со стыдом, не начав еще дела, а другой, пораженный среди самого войска, сделался легкой добычей смерти. Слагая все это в своем уме, он почитал безумием — попусту держаться богов несуществующих и, после стольких доказательств, оставаться в заблуждении, а потому убедился, что должно чтить Бога отеческого.
ГЛАВА 28
О том, как во время молитвы он удостоился видения от Бога, то есть среди дня увидел на небе крест из света с надписью, повелевавшею сим побеждать.
И начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его о себе и в предстоящем деле простер ему свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и прошения об этом, василевс получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто-то другой. Но нас с клятвой уверял в этом сам победоносный василевс, когда, спустя долго после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы; посему, кто станет сомневаться в истине сего сказания, тем более, что и последующее время было свидетелем его истины? «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу», – говорил василевс, – «я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: «сим побеждай!»(toutw nika). Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо.
ГЛАВА 29
О том, как во сне явился ему Христос и повелел в войне с врагами иметь знамя, изображающее крест.
Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: «что бы значило такое явление?» Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов.
ГЛАВА 30
Изготовление такого крестного знамения.
Встав вместе с наступлением дня, Константин рассказал друзьям свою тайну и потом, созвав мастеров, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, сел между ними и, описав им образ знамени, приказал, в подражание ему, сделать такое же из золота и драгоценных камней. Это знамя некогда случалось видеть и нам собственными очами.
ГЛАВА 31
Описание крестовидного знамени, которое ныне римляне называют хоругвью.
Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Сверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из середины которых выходило “r“. Эти буквы василевс впоследствии имел обычай носить и на шлеме. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат – царская ткань (шелк), покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивыми, вися на рее, он имел одинаковую ширину и длину. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение боголюбивого василевса и его детей. Этим-то спасительным знаменем, как оборонительным оружием, всегда пользовался василевс, для преодоления противной и враждебной силы, и приказал во всех войсках носить подобные ему. <…> (С. 55-57)
Источник: Евсевий Памфил. Жизнь Константина. – М., 1998.
Константин VII Порфирогенет (Багрянородный) (905–959 гг.) – византийский император, историк и литератор. Став номинально императором Византии в 913 г., фактически он правил империей только с 945 г. проведя около 30 лет в «ученом заточении» за чтением рукописей и составлением разнообразных литературных трудов. К числу известнейших работ Константина относятся «Об управлении империей» (948-952 гг.), «О церимониях византийского двора», «О фемах» (провинциях). Эти три сочинения являются компендиумом древних текстов, комментраиев к ним, и авторских и дополнений. В своих трудах Константин упорядочил архивные материалы византийского двора, проанализировал политическую историю Византии, высказал рекомендации по поводу наилучшего устройства многих сфер имперского правления.
Трактат «О церимониях византийского двора» является ценнейшим источником наших знаний о придворной жизни Византии.