Культура и цивилизация. Осмысление данной проблемы в трудах европейских философов и современных мыслителей
Понятие «культура» часто интерпретируется как синоним понятия «цивилизация». При этом под цивилизацией подразумевают или совокупность материальных или духовных достижений общества в его историческом развитии, или только материальную культуру. По времени термин «цивилизация» возник гораздо позднее термина «культура» -
лишь в XVIII веке. Его автором, по одной из версий, считается шотландский философ А.
Фергюссон, который разделили историю человечества на эпохи:
- дикости;
- варварства;
-цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.
Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями. Первоначально термин «цивилизация тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума,
образованности, изысканности манер, вежливости и т.д. обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII в.
Все многообразие точек зрения можно свести к трем основным подходам на соотношение понятий культуры и цивилизации:
- как синонимы.Так, историк А. Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом;
- как сходные, так и имеющие важные различия.Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступающей в качестве одного из элементов, образующих совокупность, прежде всего, духовных явлений.
- как противоположности.Примером может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1918-1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы для творческого расцвета личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный элемент она нивелирует людей превращая, их в безликие существа. Однако эта концепция, основанная на несовместимости культуры и цивилизации, вызывала вполне обоснованные возражения. Между этими явлениями имеется много общего, они неразрывно связаны между собой. Немецкие романтики отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение. В то же время, при более строгом подходе, культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие черты и особенности. Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин -культурологии и цивилизациологии, каждая из которых имеет свой предмет изучения. Именно такой подход становится преобладающим в современной литературе.
Эволюция цивилизации позволяет нам выделить в ней три основные стадии:
- аграрно-индустриальную, характерную для рабовладельческого и феодального общества;
- индустриальную, связанную с капитализмом;
- постиндустриальную, вызванную научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество. В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:
- глобальной,т.е. мировой;
- континентальной(например, европейская);
- национальной(французская английская).
Ученые-востоковеды полагают, что изначально она распадалась на два «древа» - Запад и Восток, обладающие своими неповторимыми путями развития, из которых «естественным» и «нормальным» признается восточный тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение.
Другие ученые предполагают разделить все цивилизации на два типа но дают им иное толкование:
- техногенная - объявляется характерной для Западной Европы;
- психогенная - для восточных стран, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого.
Наконец, иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную культуру.
Наиболее важными признаками и чертами цивилизации при всем многообразии существующих точек зрения считаются:
1. Образование государства.
2. Возникновение письменности.
3. Отделение земледелия от ремесла.
4. Расслоение общества на классы.
5. Появление городов.
При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.
Цивилизация - высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости.
В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой.
Для цивилизации характерны следующие черты:
1. Устойчивая организация.
2. Малоподвижность.
3. Инерционность.
4. Порядок и дисциплина.
Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.
В культуре первостепенное значение имеют:
1. Национальная самобытность и оригинальность.
2. Неповторимость и уникальность.
3. Изменчивость и новизна.
4. Критическое начало.
5. Самоценность.
6. Стремление к возвышенному.
Относительная независимость культуры и цивилизации, и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними. Преобладание цивилизации и сведение к ней культуры означало бы стагнацию общественного развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начала. Именно такая ситуация наблюдается в современном обществе, когда цивилизация все больше преобладает над культурой.