Культура и цивилизация. Осмысление данной проблемы в трудах европейских философов и современных мыслителей

Понятие «культура» часто интерпретируется как синоним понятия «цивилизация». При этом под цивилизацией подразумевают или совокупность материальных или духовных достижений общества в его историческом развитии, или только материальную культуру. По времени термин «цивилизация» возник гораздо позднее термина «культура» -

лишь в XVIII веке. Его автором, по одной из версий, считается шотландский философ А.

Фергюссон, который разделили историю человечества на эпохи:

- дикости;

- варварства;

-цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями. Первоначально термин «цивилизация тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума,

образованности, изысканности манер, вежливости и т.д. обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII в.

Все многообразие точек зрения можно свести к трем основным подходам на соотношение понятий культуры и цивилизации:

- как синонимы.Так, историк А. Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом;

- как сходные, так и имеющие важные различия.Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступающей в качестве одного из элементов, образующих совокупность, прежде всего, духовных явлений.

- как противоположности.Примером может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1918-1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы для творческого расцвета личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный элемент она нивелирует людей превращая, их в безликие существа. Однако эта концепция, основанная на несовместимости культуры и цивилизации, вызывала вполне обоснованные возражения. Между этими явлениями имеется много общего, они неразрывно связаны между собой. Немецкие романтики отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение. В то же время, при более строгом подходе, культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие черты и особенности. Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин -культурологии и цивилизациологии, каждая из которых имеет свой предмет изучения. Именно такой подход становится преобладающим в современной литературе.

Эволюция цивилизации позволяет нам выделить в ней три основные стадии:

- аграрно-индустриальную, характерную для рабовладельческого и феодального об­щества;

- индустриальную, связанную с капитализмом;

- постиндустриальную, вызванную научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество. В зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть:

- глобальной,т.е. мировой;

- континентальной(например, европейская);

- национальной(французская английская).

Ученые-востоковеды полагают, что изначально она распадалась на два «древа» - За­пад и Восток, обладающие своими неповторимыми путями развития, из которых «естествен­ным» и «нормальным» признается восточный тогда как западный рассматривается как мута­ция, отклонение.

Другие ученые предполагают разделить все цивилизации на два типа но дают им иное толкование:

- техногенная - объявляется характерной для Западной Европы;

- психогенная - для восточных стран, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого.

Наконец, иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную культуру.

Наиболее важными признаками и чертами цивилизации при всем многообразии суще­ствующих точек зрения считаются:

1. Образование государства.

2. Возникновение письменности.

3. Отделение земледелия от ремесла.

4. Расслоение общества на классы.

5. Появление городов.

При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязатель­ным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.

Цивилизация - высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедли­вости и религиозной терпимости.

В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество уста­навливает отношения с природой.

Для цивилизации характерны следующие черты:

1. Устойчивая организация.

2. Малоподвижность.

3. Инерционность.

4. Порядок и дисциплина.

Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.

В культуре первостепенное значение имеют:

1. Национальная самобытность и оригинальность.

2. Неповторимость и уникальность.

3. Изменчивость и новизна.

4. Критическое начало.

5. Самоценность.

6. Стремление к возвышенному.

Относительная независимость культуры и цивилизации, и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними. Преобладание цивилизации и сведение к ней культуры означало бы стагнацию общественно­го развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начала. Именно такая ситуация наблюдается в современном обществе, когда цивилизация все больше преобладает над культурой.

Наши рекомендации