Игра «Скептики и оптимисты»

Разные люди по-разному воспринимают информацию. Это зависит от того, скептик он или оптимист. Итак, встаньте в круг. Водящий скажет утверждение и обоснует его: «Идет снег, и это хорошо, потому что везде чисто». Затем он передаст ход соседу справа, который повторит конец его утверждения и опровергнет его: «Везде чисто, и это плохо, потому что все испачкается». Следующий игрок повторяет утверждения своего соседа слева и опровергает его: «Все испачкается, и это хорошо, потому что кто-то придет и уберет. И т.д. по кругу. (Будьте внимательны, используйте только конец фразы.)

Игра «Я люблю тебя, милый…»

Каждый по кругу должен сказать своему соседу следующую фразу «Я люблю тебя, милая(ый), но не могу улыбнуться», при этом надо смотреть друг другу в глаза, но не улыбаться. Все очень серьезно. Кто не выдержал и засмеялся, выходит в центр круга.

Всем, кто в кругу, группа говорит: «Мы любим вас, милые, и готовы улыбнуться!». Аплодисменты.

Игра «Козлятушки-ребятушки»

Игра требует организации особого пространства, чтобы игровая ситуация была максимально реалистичной и серьезной. Основной акцент игры делается не на сюжете и театрализации, а на том, как действуют участники, что они при этом говорят.

Ведущий напоминает участникам группы старую сказку про волка и се­мерых козлят. Представьте себе, говорит ведущий, что мама-коза ушла. Козлята сидят дома. Кто-то стучится в дверь и утверждает, что он не волк, а мама-коза, папа-козел, дедушка, тетя или иной родственник несчастных козлят. Задача козлят, которые в нашем случае оказывают­ся в роли своеобразных судей, проявить проницательность и в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк в ове­чьей шкуре». Иначе говоря, из нескольких претендентов козлята долж­ны выбрать тех, кто на самом деле получил роль мамы-козы, папы, бра­та, дяди-козла и прочих некровожадных родственников.

Распределение ролей. Группа разделяется на две части. Одни играют роль козлят-экспертов, другие – претендентов, пробующих убедить экспертов в своей благонадежности. При этом часть претендентов имеют скрытые задания не забывать о том, что они волки и прочие опасные для козлят персонажи. Однако эти задания претендентам надо от козлят скрывать. Задача у любого претендента одна – убедить козлятушек довериться им и пустить в дом. Претенденты могут сами выбирать себе скрытые роли. Обязательным является, чтобы каждый претендент сообщил остальным своим коллегам об избранном им образе. Такое публичное заявление де­лает скрытую роль более влияющей на ее исполнителя. Исполнители ролей козлятушек также совещаются между собой, стре­мясь выработать способ принятия решений в предстоящей игре. Во вре­мя этого обсуждения у козлятушек нередко появляются различные пла­ны «выведения на чистую воду» конкретных претендентов. Козлятушки располагаются полукругом, в центр которого выходят пре­тенденты. Претенденту, для того чтобы убедить козлят в своей благона­дежности, предоставляется фиксированное время. Можно установить одно общее для всех претендентов время, например 1–2 минуты. Мож­но перед началом очередной попытки спрашивать претендента о том, сколько времени ему потребуется для убеждающего воздействия на коз­лятушек.

Претендент может говорить и делать все, что угодно. Козлята также мо­гут разговаривать с ним и между собой на любые темы. Придерживаться сказочного сюжета и ссылаться лишь на «принесенное молоко» совсем необязательно. Можно использовать любые житейские ситуации, акту­альные для участников данной конкретной группы. По истечении задан­ного времени козлятушки решают, пускать претендента в дом или нет. В любом случае претендент не раскрывает свою скрытую роль до окон­чания всего игрового тура, т.е. до того момента, пока последний из пре­тендентов не завершит свою попытку.

Игру можно проводить, используя реальную дверь, за которую ухо­дят все претенденты, а можно играть и с воображаемой дверью. В боль­шинстве случаев игра с воображаемой дверью оказывается более эмоционально насыщенной.

Второй тур игры проводится после обсуждения и обмена ролями.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы.

1. К проигравшим:

• почему вы не добились успеха?

• что было общего в ваших стратегиях?

2.К успешным: почему удалось?

3.К козлятам: что повлияло на выбор в большей или меньшей сте­пени?

Экскурсия

Одной из форм проведения занятий по риторике может быть экскурсия по улицам родного города, наполненным старинными зданиями, храмами, государственными учреждениями и т.д. и т.п. Это очень интересная форма, позволяющая отрабатывать сразу несколько риторических навыков.

Во-первых, отработка техники речи. Напрягая голосовые связки, щеки, губы, повышая голос в условиях шумов города (троллейбусы, автобусы, машины), студенты приучают к активности во время произнесения речи свой речевой аппарат. Попробуй сказать тихо – и тебя совсем не будет слышно. В данном случае, о каком тогда речевом воздействии мы будем говорить?

Во-вторых, отрабатываются приемы влияния на аудиторию, умение в какой-то степени управлять ею. Вот примерный список фраз, которые помогают управлять публикой.

Посмотрите направо…

Обратите, пожалуйста, внимание на это здание…

А теперь пройдем вперед…

Кто знает, в каком веке было сооружено данное здание…

Этот список можно продолжать.

В-третьих, это привлечение внимания к истории своего края. Чтобы что-то рассказывать, нужно знать. Поэтому можно предупредить заранее о том, что на следующем занятии мы пойдем на экскурсию. Но, условие: гидами будете вы. Вам необходимо подготовить исторические и современные справки о названиях улиц, зданиях, храмах и других постройках.

В-четвертых, развитие памяти. Невозможно вести экскурсию по бумажке. Поэтому подготовленные сведения об архитектурных и других памятниках Курска студентам придется учить и воспроизводить наизусть.

Центральная улица Курска уникальна. Не так много времени надо потратить, чтобы оказаться рядом с архитектурными строениями, имеющими культурную ценность не только для Курска, но и для всей России.

Дом Чурилова – памятник местного значения. Построен в первой половине XIX в. Летом 1869 г. В нем гостил А.П. Бородин, работавший над оперой «Князь Игорь», либретто к которой написано по поэме «Слово о полку Игореве». Сейчас в этом здании располагается военный госпиталь.

Здание бывшей Земской управы на Московской улице (Ленина) – памятник республиканского значения. Построено в конце XIX в. В нем много лет располагался Дворец пионеров. 8 февраля 1943 г., в день освобождения Курска от фашистов, бойцы 322-й стрелковой дивизии водрузили на его крыше красное знамя.

Сергиево-Казанский кафедральный собор. На этом месте был сгоревший деревянный храм XVII в. Во имя преподобного Сергия Радонежского, на пепелище которого была найдена Казанская икона Божией Матери. В честь ее обретения и был построен каменный собор с верхней и нижней церквами в честь преподобного Сергия и Казанской иконы Божией Матери. Долгое время бытовало мнение, что проект этого храма XVIII в. Принадлежит Барталомео Растрелли. Сергиево-Казанский собор г. Курска с характерными чертами стиля этого зодчего. В то же время обнаруженный 3. Ботовским список работ Растрелли, составленный им самим, не содержит упоминания курского храма. Однако не исключено, что автором проекта был ученик великого зодчего.

Во дворе Сергиево-Казанского собора установлен памятный камень. Семилетний мальчик Прохор, будущий святой Серафим Саровский, по неосторожности упал со строящейся колокольни, но остался цел и невредим. В этом узрели особый знак, знамение Божие и впоследствии этот мальчик посвятил себя служению Богу.

Следующее здание – Кирха, лютеранская церковь, построена в конце XIX в. Сейчас в нем располагается прокуратура Курской области.

К северу от стен Курской крепости в XVII в. Был построен женский монастырь, в котором в конце XIX в. 2 года прожила будущая знаменитость – Надежда Плевицкая. На территории монастыря располагалась одна из старейших церквей Курска (возводилась в пору Петра I). Здания не раз перестраивались. После революции их занимали разные учреждения. Последней (уже в 90-е гг. XIX в.) была Курская духовная семинария. Сейчас монастырь снова живет своей жизнью. Это архитектурный комплекс Свято-Троицкого женского монастыря и Верхне-Троицкой церкви [Люби и знай…]

Итак, фрагмент экскурсии. Студенты по очереди начинают и продолжают рассказывать об архитектурных и исторических памятниках г. Курска.

Обратите внимание! Перед вами одно из красивейших современных зданий города Курска – Курский драматический театр. Кто знает, когда он основан? Он основан в 1792 году. Первое здание театра находилось на улице Сонина, в доме Кленмихиля, что стоял на месте современного Дома офицеров, бывшего здания благородного собрания. Первыми содержателями театра были братья Барсовы – Михаил, Александр и Петр. После пожара 1875 года театр переехал в здание городского манежа (сейчас это кинотеатр имени Щепкина). В 20-е годы XX века он переехал в новопостроенный Народный Дом. Сегодня это здание филармонии. В то здание, которое вы видите, театр въехал в 1983 году, в год сорокалетия Курской битвы.

Обратите внимание – не случайно на здании курского театра установлена статуя греческой богини победы Ники.

Кто знает, карьера какого знаменитого русского актера началась на сцене курского театра? Да, карьера нашего земляка Михаила Семеновича Щепкина. Знаменитый Станиславский называл его «гордостью нашего национального искусства».

Занятие 2

Наши рекомендации