Полуспинная мизансце'на

сценический ракурс, основное назначение к-рого -
полностью сосредоточить внимание зрителя на
главном объекте, открытом лице партнера, и '
дополнить картину полуспинной позой первого. В П.
м. закрыто лицо актера, но иногда именно это и
требуется. Пластика тела приобретает особую
красноречивость и вместе с тем какую-то
таинственность. Зрителю предоставляется

возможность до фантазировать, что выражают в этот
момент лицо и глаза актера. Остановка в повороте
полуспиной тоже выразительна по позе и
используется в основном в двух случаях: если надо
подчеркнуть таинственный или зловещий оттенок
этой остановки или, наоборот, если момент остановки
персонажа не несет никакой смысловой нагрузки, а
требуется для композиционного равновесия всей
картины. Переход и уход персонажа полуспиной по
диагонали отличается скромностью, простотой,
недосказанностью.

ПОЛУФА'С (ТРУАКА'Р)сценический ракурс,
обладает большими возможностями видоизменения.
Эта поза достаточно красноречива, раскрыта, читаема
для зрителя и удобна для прямого и косвенного
общения с партнером. Вольно стоящие ноги и с
тяжестью тела преимущественно на одной из них,
ракурс корпуса и определенным поворот головы - все
это может передать сложный подтекст позы.
Переход по сцене в П. (движение по диагонали
сцены) одна из ценнейших мизансценических
возможностей.

ПОЛЯ'НА,луг, небольшое ровное пространство
среди леса. П. может быть использована как игровое
пространство, напр., при организации фольклорного
праздника, конкурса туристические песни и т. п.

ПОЛЯРНОСТЬ,принцип композиции,

сформулированный М. Чеховым. Он выражается в
том, что начало (сразу или постепенно) превращается
в конце произведения в свою противоположность. П.
создает напряжение развития действия в пьесе, в
спектакле, в театрализованном представлении, где в
каждом моменте существует противостояние
полярных сил, противодвижение от начала к концу и
от конца к началу,

ПОМОЩНИКИ РЕЖИССЕРА,группа к-рые во
время репетиций-2 и театрализованного

представления обеспечивают своевременную подачу
номеров, выход и уход участников со сцены - в ы п у
с к а ю щ и е. П. р. работают под непосредственным
руководством ассистента режиссера. Обычно
количество П.р. оп-

ределяется числом выходов на сцену (правая,
левая, задняя сторона сцены и т. л), к которым
добавляется еще один помощник - ведущий теат-
рализованного представления. В задачу выпус-
кающих входит и организация порядка за кули-
сами (соблюдение тишины, проверка наличия
необходимого реквизита и т. п.). При необходи-
мости определяются и др. помощники: следящие
за своевременным приходом коллективов и ис-
полнителей на сцену и их уходом после испол-
нения номера за пределы сценического про-
странства, по компьютерному обеспечению, по
сувенирам и реквизиту, по работе с реальными
героями и т. п.

ПОРТА'Л(< лат., porta - дверь, ворота, вход),
архитектурная арка, обрамляющая зеркало
сцены. Непосредственная задача П - обрамление
сцены, маскировка хода занавеса и скрытие пер-
вого софита. Размеры рамы зависят от зеркала
сцены и ширины зрительного залп. Боковые П.
должны быть достаточно широкими, чтобы за
них уходила пола занавеса, и группа актеров
могла за ними приготовиться для выхода. За ка-
менным П, находятся обычно порталы раздвиж-
ные. Сдвигаясь, они, если это необходимо, су-
жают зеркало сцены.

ПОСЛЕДЕ'ЙСТВИЕ,духовное влияние ус-
ловной праздничной игры на повседневную жиз-
ненную деятельность ее участников - жизненные
стремления и поступки, к-рые вызваны празд-
ничным событием.

ПОСТАНОВОЧНАЯ ЧА'СТЬструктурное
подразделение театра, обеспечивающее художе-
ственно-техническую строну постановки. П. ч.
работает под непосредственным руководством
художника-оформителя, возглавляется заведую-
щим и объединяет в себе художника по свету,
реквизитора, костюмера, машинистов и рабочих
сцены, радистов, электриков и т. п. (Заведующий
постановочной частью, Постановочная группа).
ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА,Организа-
ционные структуры праздника.
ПОСТАНОВОЧНОЙ ГРУППЫ ДИ-

РЕ'КТОР.Директор постановочной группы.

ПОСТАНО'ВОЧНЫЙ ПЛАН,форма
фиксации основных эл-тов режиссерского
замысла. П. п называют также режиссерской
разработкой, режиссерской экспликацией. В П. п.
указывается прогнозируемая аудитория, мотивы
выбора и социально-педагогическое значение
отмечаемого события, определение темы
представления, праздника. Жизненная идея,
конфликт-2, действенное содержание

постановки (сверхзадача, сквозное действие,
режиссерский ход, общее композиционное
построение, событийный ряд, эпизодное
построение), приемы театрализации

документального действия и реальных героев,
жанр, смена атмосфер, пространственное и
сценографическое решение постановки, опорные
и главные мизансцены, монтажный лист поста-
новки, состав постановочной группы, план под-
готовки постановки и график репетиций. В за-




висимости от формы представления или праздника,
его масштабов какие-то эл-ты П. п. могут опускаться
или иметь специфический характер.

ПОСТУПОК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ,Ху-
дожественный поступок,

ПОТРЕБНОСТЬ,исходная форма активности
живых существ. Динамическое образование,
организующее и направляющее познавательные
процессы, воображение и поведение - основная
движущая сила развития человека. Благодаря П
жизнь приобретает целенаправленность, и либо
достигается удовлетворение П., либо предотвра-
щается неприятное столкновение со средой. Живое
массовое театрализованное действие рождается лишь
в том случае, когда оно отвечает подлинным
жизненным П. людей, к-рые являются его
участниками. Уже на стадии первоначального
замысла сценарист и реж-р должны точно уяснить и
почувствовать, каким хотят видеть люди свой
праздник в данном месте, в данной жизненной
общественной ситуации, что они ожидают от
праздничного действия, в каком виде праздничного
общения хотят участвовать. Задача сценариста и реж-
ра воплотить эту жизненную потребность

участников в сценарном замысле и в режиссерском
решении, выразить в них особенности места и
времени проведения данного театрализованного
действия и личных жизненных интересов той группы
людей, к-рые участвуют в праздничном событии.

Любое искусственное навязывание смысловых
театрализованных решений, не соответствующих
реальным духовным потребности людей, вызовет
"неприятное" столкновение участников с
театрализованной средой л разрушит живое развитие
праздничного действия В то же время реж-ру следует
учитывать главную s.p.m яичную П. чел-ка -
ожидание необычного, неожиданного. Праздничное
действие должно удивлять и радовать неожиданным
чудесным преображением привычной будничной
среды и привычных будничных форм общения
людей.

ПОХО'ДКА,поступь, манера ходить. Ис-
пользуется как составная часть характеристики
образа. П. может быть принята за основу приема и
хода эстрадного номера-3. Напр., в миниатюре
"Походка" А. И. Райкин, продемонстрировав П,
разных людей (от трудолюбивых и бездельников до
беспощадного шага фашизма) наглядно показал, что
за такой простой и обыденной вещью, как П., могут
стоять огромные темы, такие, как жизнь и судьба
целого человечества.

ПРА'ВДА и BETA,Вера и правда.
ПРА'ЗДНИК,форма эстетической и художе-
ственной деятельности, включенная непосредственно
в ткань социокультурной реальности. Массовый
праздник переводит на язык игровых правил
наиболее существенные переломные моменты
человеческой жизни. Он отличается широким
активным и творческим участием масс,
рассредоточен на обширной территории, пред-
полагает одновременное возникновение, наличие

+многих очагов художественного действия, где
каждый из его участников может выбрать свое

праздничное действие. Праздничное игровое

общение включает в себя как неотъемлемую часть

- зрелище - представление.

Классификация П. может быть проведена по
нескольким основаниям. I) По времени
проведения: а) периодически отмечаемые (напр..
День победы. Олимпийские игры) и непе-
риодические, обусловленные моментом (напр.,
начала крупного строительства, презентация
фирмы), б) стабильные (напр , Рождество) и под-
вижные (напр.. Пасха), в) календарные - летние
(День Ивана Купалы), осенние (Праздник уро-
жая), зимние (Новый год), весенние (Маслении-
ца), 2) пространственная масштабность: а)

местные, локальные праздники,

распространенность к-рых ограничена, б)
региональные праздники республик, города,
села, улицы (напр.. Праздник Севера), в)
национальные (напр.. Праздник Русской березки,
татарский Сабантуй, Фестиваль финно-угорских
народов), г) государственные (напр.. День Кон-
ституции, День независимости), д) международ-
ные (напр.. Олимпийские игры. День породнен-
ных городов и т.п.); 3) по
вероисповеданию - светские (день рождения, день
совершеннолетия) и религиозные (день ангела,
конфирмация и т.д.), к-рые различаются по
конфессиям (православные, католические,
буддистские, иудейские и т. д.): 4) по видам
человеческой деятельности и сферам бытия:
общественно-политические (1 Мая, 9 Мая, 8
Марта, и г. п.), профессионально-трудовые (дни
профессий, проводы на пенсию), природно-
экологические; (Проводы зимы, Новый год, День
птиц. День охраны окружающей среды), семейно-
бытовые (дни рождения, совершеннолетия,
свадьбы, новоселье и т. д), историко-культурные н
праздники искусств (праздники спортивные,
праздники улиц, домов, праздник духовой музы-
ки, песни и танца, книг и т. д.). (Праздник улицы,
Драматургия массового праздника. Участник
представления, праздника. Организационные
структуры праздника, Праздничная ситуация.
Праздничность}.

ПРАЗДНИК УЛИЦЫ,Улица.

ПРАЗДНИКА (ДЕЙСТВИЯ) МА'ССОВОГО
ДРАМАТУРГИЯ,Драматургия массового
праздника (действия).

Наши рекомендации