Задания для СРС во внеучебное время
Тема занятия «Культура Нового времени».
2. Мотивация изучения темы.Рассмотреть разнообразие историко-культурного пространства, и увидеть общее и отличие нового типа культуры. Привить студенту потребность к самостоятельному, свободному, творческому, активному подходу и осмыслению средневековой культуры как взаимообусловленному процессу эволюции человека в природной и искусственной среде. Сформировать и развить творческие способности: гармоническое развитие интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств личности.
Цели занятия.
3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060105 Медико-профилактическое дело (ОК-1, ОК-2, ПК-20)
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - историю развития культуры, основные культурологические понятия и категории, используемые для описания социальных и культурных процессов; основные принципы организации и функционирования культуры в обществе; содержание представлений о сценариях будущего развития цивилизации.
«Уметь» проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.
«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Курс «Культурология» - одна из гуманитарных социально-экономических дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. При изучении дисциплины «Культурология» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах, а так же из курсов «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мировая художественная культура», «Обществознание».
1. Этапы становление и развития культуры и общества Нового времени. («История Нового времени» школьный курс).
2. Лучшие достижения материальной и духовной культуры XVII в («МХК» школьный курс).
3. Лучшие достижения эпохи Просвещения XVIII в. («МХК» школьный курс).
4. Лучшие достижения культуры XIX века («МХК» школьный курс).
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Характеристика эпохи Нового времени (периоды и основные черты).
2. XVII в. – эпоха зарождения и становления рационализма: формирование новой картины мира, метафизическая система в философии, зарождение 2 стилевых систем: барокко и классицизма).
3. Основные стили в искусстве XVII в.
4. Эпоха и культура Просвещения – как стремление к свободомыслию, развитию движения и идеологии. Жанры искусства – рококо, классицизм, сентиментализм.
5. Гуманизм эпохи Просвещения.
6. XIX в период завершения складывания культуры индустриального общества (рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм). Жанры искусства – романтизм и реализм.
Задания для СРС во внеучебное время
1. Какой культ был провозглашен в эпоху Просвещения?
а) культ разума;
б) культ личности;
в) культ здоровья.
2. Как называется мировоззрение, культурная традиция, для которой характерны абсолютизация социальной роли науки, рассмотрение ее в качестве универсального средства решения всех проблем, ее противопоставление философии и другим формам культуры, убежденность в том, что методы точных и естественных наук универсальны и их необходимо распространять на все остальные науки?
а) рационализм;
б) сциентизм;
в) антисциентизм.
3. Назовите немецкого философа, с опубликованием статьи которого «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?», вошло в широкий оборот наименование целой эпохи.
а) Фейербах;
б) Шопенгауэр;
в) Кант.
4. Укажите название философско-мировоззренческой установки, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры.
а) гностицизм;
б) вестернизация;
в) европоцентризм.
5. Выберите фамилию человека, который не участвовал в создании «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» (1751–1780 гг.):
а) Д. Дидро;
б) Дж. Локк;
в) Д’ Аламбер;
г) Вольтер;
6. Какое определение из приведенных ниже соответствует понятию «секуляризация»?
а) отторжение или передача церковных земель и имущества в светское владение;
б) высвобождение всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния;
в) верны все определения.
7. Укажите немецкого мыслителя, который в своей работе «Идеи к философии истории человечества» проповедовал многообразие развития культур, считая, что каждая из них самоценна.
а) Гердер;
б) Шиллер;
в) Спиноза.
8. В европейской культуре XVII–XIX вв. формируется новая картина мира, согласно которой Вселенная – это:
а) мир, которым управляет божественная воля;
б) непознаваемое и неуправляемое явление;
в) система, где действуют научные законы.
Темы рефератов.
1. Влияние промышленной революции на культуру Западной Европы.
2. Новая социальная структура общества XIX века.
3. Кризис абсолютизма в отражении стиля рококо.
4. Классицизм – стиль эпохи Просвещения и буржуазно-революционных устремлений.
5. Музыка эпохи барокко.
6. Соотношение светского и религиозного начала в культуре эпохи Нового времени