Элитарная, массовая и маргинальная культура в динамике воспроизводства культурных образцов
Элитарная культура – производит особо утонченную, высококачественную сложную продукцию социального порядка и идеологии. Отличается высокой специализированностью и притязательностью, первоначально малым разрывом между обыденным и специализированными уровнями.
Понимание элиты многоконцептуально:
· правящая элита
· молодежная элита
· коммерческая элита
· партийная элита
· биологическая – это люди, имеющие высшее положение в обществе, в силу биологического или генетического происхождения (система Варн и каст в Древней Индии);
· психологическая – люди, имеющие особые психологические качества (качества лидера как харизматической личности)
· интеллектуальная (научная) (Чехов «Дом с мезонином», Чернышевский «Что делать», Гончаров «Обломов», фильм «Операция Ы)
· организаторская – руководящие работники в бюрократическом аппарате
· распределительная – те, кто получает максимальное количество материальных благ
· художественно-творческая – представители интеллектуально-творческой среды.
Варианты исторических форм социальной элиты:
· жрецы и правители
· дворяне в Западной Европе и в России до Петра I (Марина Влади в романе «Мой вишневый сад» (М.: Время, 2005), продолжая линию чеховского героя Лопухина, говорит словами общего ее с Чеховым героя про дворян: «Да, делать деньги для них вульгарно; рано вставать, чтобы заработать больше, вульгарно; мечтать о жизни, при которой им пришлось б работать, вульгарно; заботиться о будущем, вульгарно!»)
· аристократы в России со времен Петра
· интеллигенты (Чехов «Дом с мезонином», Чернышевский «Что делать», Гончаров «Обломов», фильм «Операция Ы)
· сельская элита -- Кулаками в России называли особый класс людей, отличающихся зажиточностью.
Элита стремится к дистанцированию :
Ø жрецы – в Египте бритые головы, в Месопотамии –особая красота и дикция
Ø древний Рим – одежда и латинский язык
Ø средние века – рыцарский комплекс и монастырский язык знаков, герменевтика как язык религиозной знати
Ø возрождение –перчатки и нижнее белье
Ø в Беларуси –сарматский костюм
Ø Новое время – образованность и энциклопедизм
Попытка устранить дистанцию – в России общество передвижников, и Могучая кучка в искусстве. Пушкин, Толстой ходили в народ.
Объективное сближение элиты и масс – Есенин, Высоцкий, Гулаг.
Массовая культура -- своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры, обусловленный общей ориентацией современности на универсализацию существования людей.
Массы ((по Д.Беллу):
1. недефференцированное общество
2. синоним невежества
3. механизированное общество
4. бюрократизированное общество
5. массы как толпа, она не рассуждает, а повинуется, они возвращаются в варварство.
Признаки массовой культуры:
· примитивизация отношений между людьми
· развлекательность и сентиментальность
· стремление к потребительству и жажда обладания вещами
· культ посредственности, условность примитивной символики.
Для массовой художественной культуры характерен широкий спектр жанров и направлений в искусстве. Для его искусства – быстротечность и простота восприятия, доступность, универсальность и яркость, чувственность, дешевизна (поп-культура, шок-ценности).
Массовое сознание основано на стереотипах, в структуре которых большое место занимает чувство доверия, симпатии или антипатии и недоверия. Массовое сознание ограничено и не способно к осмыслению. Оно противоречиво. Его суть в проявлении среднего начала в мышлении большинства людей.
Принцип демократии – решение принимается коллективно большинством, но в истории бывало, когда мнение меньшинства оказывалось более истинным. Г. Ибсен говорил: «Меньшинство может быть право, большинство всегда ошибается».
Массовая культура и ее распространение связано с неспособностью современного человека быстро приспосабливаться к убыстряющемуся динамизму культурного развития. Массовая культура – это защита человека от информационных потоков, позволяющая воспринимать мир на уровне дуальных оппозиций, снимающее с него ответственность за выбор, погружающее в более комфортную среду предлагаемых товаров.
Функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций (мифы как элемент элитарной культуры, а сказка как элемент массовой, проповедь как канал упрощения элитарного учения), но подлинная массовая культура зарождается только в Новое время. Этому способствуют процессы:
· индустриализации и урбанизации,
· трансформации сословных обществ в национальные,
· становления всеобщей грамотности населения,
· исчезновение многих форм традиционной обыденной культуры,
· развития технических средств тиражирования и
· трансляции информации и т.п.
Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации второй пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития.
Ренато Поджоли (итальянский филолог) массовую культуру определял как культуру, диктуемую снизу, т.е. народными массами, а элитарную — как диктуемую сверху.
Массовая культура -- своеобразный тип социальной культуры, обусловленный общей ориентацией современности на универсализацию существования людей.
Признаки массовой культуры:
· примитивизация
· дешевизна
· развлекательность
· потребительство.
Для массовой культуры характерен широкий спектр жанров и направлений в искусстве. Для его искусства – простота восприятия, доступность, универсальность и яркость, чувственность. Массовая культура – это защита человека от информационных потоков, позволяющая воспринимать мир на уровне дуальных оппозиций, снимающее с него ответственность за выбор, погружающее в более комфортную среду предлагаемых товаров.
Среди осн. направлений ипроявлений совр. М.к.можно выделить следующие:
— индустрия "субкультуры детства" преследующая цели универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм личностной культуры, официально пропагандируемых в данном сооб-ве;
— массовая общеобразоват. школа, приобщающая учащихся к основам стандартизированных научных знаний на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;
— средства массовой информации, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, в русле и ракурсе, т.е. фактически формирующие обществ. мнение по тем или иным проблемам в интересах данного "заказчика";
— система нац. (гос.) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеол. ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая полит. благонадежность и желат. электоральное поведение людей, "мобилизационную" готовность об-ва и т.п.;
— массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерич. "патриотизм", социальная демагогия, квазирелиг. и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека до элементарных оппозиций ("наши — не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастич. объяснениям ("мировой заговор", "поиски инопланетян" и т.п.), что дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
— массовые полит. движения (политико-идеол. партийные и молодежные организации, массовые полит. манифестации, демонстрации, пропагандистские компании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые полит. акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им полит. программ;
— система организации и стимулирования массового потребит. спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит. ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в обществ. сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы "элитных" образцов, превращающая процесс безостановочного потребления разл. социальных благ в самоцель существования;
— индустрия формирования имиджа и "улучшения" физич. данных индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физич. реабилитации, сфера мед. услуг и фармацевтич. средств изменения внешности, пола и т.п), стандартизирующая физич. данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр.
— индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру, где используются техн. приемы и исполнит. мастерство "высокого" искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и худож. содержания, адаптированного к невзыскат. интеллектуальным и эстетич. запросам массового потребителя, используются средства техн. тиражирования этой продукции и ее "доставки на дом" потребителю посредством электронных СМИ.
В основе массовой культуры лежат принципы:
· добровольности
· заказанность потребителем
· манипулирование с сознанием
· претензия на новые формы социализации
· отсутствие претензии на производство ценностей
· но претензия на главенство в доминантной культуре.
Сказка относится к массовой или элитарной культуре? Можно ли миф считать элитарной культурой? Можно ли проповедь священника отнести к массовизации религиозной догматики?
Мода является элементом массовой или элитарной культуры? Приведите примеры, когда мода относится к элитарному уровню, а когда к массовому.
Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации второй пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития.
Хосе Ортега-и-Гасетпишет о том, что кризис современной культуры – в восстании масс, в смысле того, что массы навязывают свою волю и свое мировоззрение всем остальным. «Масса – это средний человек», т.е. не обладающий никакими достоинствами.
В основе массовой культуры лежат принципы:
· добровольности
· заказанность потребителем
· манипулирование с сознанием
· претензия на новые формы социализации
· отсутствие претензии на производство ценностей
· но претензия на главенство в доминантной культуре.
Особым видом социального типа культуры является культура маргинальная—культура субъекта переходного типа, содержащая в себе традиции двух разных культур. Субъекты находятся в постоянном движении, переходя из одного социального уровня в другой. Так человек переезжая на жительство в город из села меняет свою социальную принадлежность. Но быстро выйти из одной группы и усвоить основы менталитета другой практически не возможно. Он становится носителем двойного менталитета.
В семьях эмигрантов полное вхождение в национальную культуру достигается только в третьем поколении.