Судьба и перспективы российской культуры

Для историко-культурного развития конец XV - начало XVI вв. были переломными. Единство языка и веры способствовало восстановлению единого государства, завершению формирования русской народности. Культура Московской Руси в этот период переживает подъем, сохраняя характерные черты Средневековья. Развитие культуры этого периода происходит в русле идей нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси.

В XVIII веке закладываются основы светского мировоззрения, происходит радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. На смену чувственности приходит рационализм. От феодализма Россия медленно поворачивается к капитализму, к новому экономическому укладу, новому образу и стилю жизни. Именно в начале русского Нового времени происходит невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека.

В мировоззренческих исканиях XVIII - XIX вв. вновь поднимается вопрос о месте России в общем ходе всемирной истории, происходит раскол на «западников» и «славянофилов». Одни требовали воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей ее полноте. Другие выступали с обоснованием особого пути исторического развития России. Влияние русской религиозной жизни в культуре XIX века связано с мировоззренческой общественной позицией: духовная жизнь и религиозный опыт есть единственный и надежный путь к подлинному реализму.

Семидесятые годы XIX века стали временем острого религиозного перевозбуждения во всех слоях общества. Смысл и характер религиозного кризиса заключен в своеволии человека, который часто оборачивается саморазрушением, т. е. свобода воли ввергает человека в рабство страстей или идей. Октябрьская революция 1917 года стала великим переломом в судьбе русской культуры, развивавшейся по восходящей линии и достигшей высочайшей точки своего развития в период «серебряного века». После победы большевизма начинается процесс упрощения общественных и культурных структур.

Пролетарская революция в России стала началом формирования новой Советской культуры, феномен которой был построен на тоталитарной мифологии, коммунистической идеологии, подавление инакомыслия. Идея классового характера культуры противостояла общечеловеческим ценностям. Современные оценки советской культуры весьма противоречивы. С одной стороны, этот период стимулировал культурное развитие, с другой – дезориентировал восходящий процесс культурного творчества. Современные поверхностные и торопливые оценки не дают возможности увидеть реального текста тех культурных изменений.

Возрождение культуры на современном этапе является важнейшим условием обновления российского общества. В области культуры накопилось немало проблем, которые возникли в связи с процессами «переходного периода» в общественном развитии. Сложная проблема, которая не может не волновать – взаимодействие культуры и рынка. При огромном культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями, процессы коммерциализации культуры ведут к духовному обнищанию народа.

Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача - выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих российской культуре на всем протяжении всего исторического развития. Достаточно точная характеристика современного состояния России содержится в словах, принадлежащих В.Е. Кемерову: «Россия существует как неопределенная совокупность социальных групп, региональных образований, субкультур, объединенных общим пространством, но слабо связанных временем социального воспроизводства».

В истории российской культурной традиции чрезвычайно большой диапазон добра и зла: с одной стороны колоссальные достижения, с другой – потрясающие разрушения и катаклизмы. Но она вполне может дать ответ на вызовы современного мира. Для этого надо перейти к таким формам самосознания российской культуры, которые перестали бы воспроизводить механизмы непримиримой борьбы и жесткой конфронтации.

В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием Запада и Востока, обогатившую своим воздействием мировую культуру. На сегодняшний день характерны две тенденции – культурная экспансия Запада и борьба за культурную автономию. Российская культура в Новое время и в постсоветскую эпоху испытала на себе подобное же воздействие, обнаружив явное стремление к принятию стандартов «западничества».

Это уже дважды приводило к краху исторически сложившейся государственности и к историческому разрыву между православием и культурой. Поиск истины совпадает с усилиями тех мыслителей, которые отстаивают не «самобытничество» России ради него самого, а традиционную для русской культуры идею ее принципиальной духовности. Однако о будущем нельзя судить только по прошлому, по национальным корням и традициям.

Необходимо видеть переплетение устремлений нации с общими историческими возможностями. В современном российском обществе формируется новое отношение человека к миру, к себе, к своему месту в нем. Если общество не создает благоприятные условия, способствующие человеку через самоограничение своих эгоистических тенденций открыть в себе глубины духовной жизни, оно обрекает его на духовные мучения. Агрессия, конфликты, жестокость, преступления, войны – виды агрессивного самоутверждения людей в социальной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурология занимается реконструкцией социальной и культурной мотивации и самоорганизации жизнедеятельности людей. Для достижения этой задачи следует выявить мировоззренческие и ценностные ориентации историко-социальных общностей, нормы и стандарты их коллективного существования. Одним словом, возникает необходимость воспроизведения социокультурного мира через реконструкцию ее культурной картины, которую сообщество воспринимало и оценивало внешний и внутренний мир.

В данном учебно-методическом пособии вам предоставлена возможность ознакомиться с одним из подходов анализа сущности культуры человечества. Мы ставили перед собой задачу в настоящем учебном пособии изложить фундаментальное культурологическое знание. Многообразие культурологических школ, теорий, направлений, концепций и подходов должно иметь какую-то руководящую установку, чтобы не запутаться в различии позиций и видений.

Для этого необходимо некое пособие, которое давало бы изначально познавательную ориентацию в курсе. Мы поставили перед собой задачу краткого и сжатого изложения базовых культурологических знаний о культуре, руководствуясь рамками государственного образовательного стандарта. Данное пособие не претендует на исчерпывающее изложение курса, поскольку показывает наиболее перспективные подходы, разрабатываемые в культурологи. Это, с нашей точки зрения, целесообразно для расширения кругозора и формирования вариативного мышления студента, способного видеть предмет с разных точек зрения.

Свобода мнений и широта дискуссий является непременным атрибутом и обязательной формой вузовского способа освоения знаний. Особенность культурологического познания предмета изучения предполагает многообразие видений мира культуры. Но при наличии множества взглядов на культуру, мы должны были сделать методологический выбор, чтобы привести к единству знания о ней. Такой выбор лежит в рамках понимания культуры как системы социально значимой информации о способах и средствах преобразовательной деятельности человека.

Информационно-семиотическая концепция культуры отражает образ жизни и преобразовательной деятельности людей, в соответствии с ценностно-нормативной системой общества, совокупностью традиций, обычаев, верований, образцов социального поведения. Цель данного учебного пособия - сформировать целостную картину мира культуры, раскрыть содержание и структуру, генезис и динамику ее развития, показать технологии функционирования и принципы интерпретации культурных достижений - мы считаем выполненной.

Для более глубокого изучения культуры, приобретения более содержательных культурологических знаний, необходимо воспользоваться перечнем рекомендуемых литературных источников. Без переработки обширного литературного материала вряд ли возможно достичь высокого уровня в познании культуры как феномена общественной жизнедеятельности.

ГЛОССАРИЙ

Акультурация (от лат. образование, развитие) – процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа.

Анимизм (от лат. душа) – одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений, в существование в них души.

Архетип (от греч. начало и образ) – врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества, служащие питательной почвой художественного воображения и фантазии.

Артефакт (от лат. искусственно и сделанный) – процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.

Буддизм – одна из трех мировых религий (возник в Древней Индии в VI веке до н. э.), в котором нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и высшего существа.

Судьба и перспективы российской культуры - student2.ru Судьба и перспективы российской культуры - student2.ru Вера – особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события.

Гармония (греч.) – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы.

Красота - одушевленная гармония, наполненная человеческим смыслом и чувством.

Генезис (с греч. происхождение, возникновение.) – процесс образования и становления развивающегося явления.

Глобальные проблемы современности – совокупность проблем человечества, от решения которых зависит мировой социальный прогресс и сохранение цивилизации.

Судьба и перспективы российской культуры - student2.ru Гуманизм (от лат. человеческий, человечный, образованный) – прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, ее свободного развития.

Герменевтика ( от греч. истолкование, искусство) – традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов прошлых культур с целью понимания их смысла.

Динамика социокультурная – это изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.

Диффузия культурная – распространение особенностей, свойств данной исторической культурой на другие культуры.

Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Ислам (мусульманство) – одна из мировых религий (возникшая в VII веке в Аравии), не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства.

Искусство – специфический род духовного освоения действительности общественным человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя.

Идеал (от греч. представление о совершенстве) – совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей или высшая цель деятельности.

Иррационализм (от лат. неразумный, бессознательный) – философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания действительности.

Идеальный тип – теоретическая конструкция, не имеющая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схему изучаемого объекта, позволяющая упорядочивать эмпирический материал.

Инкультурация – процесс освоения человеком - членом конкретного общества основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.

Инновация культурная (от лат. возобновлять, обновлять, изменять) – впервые появляющиеся в данной культуре объекты, институты, черты, нормы, ценности, образцы в результате изобретения или заимствования.

Культура – небиологическая совокупность средств и способов, форм и образцов, норм и ценностей взаимодействия человека со средой своего существования, необходимая ему для поддержания оптимальных структур жизнедеятельности.

Культурология – наука о закономерностях содержания и морфологии, процессах генезиса и динамики культуры, технологии функционирования и правилах интерпретации социокультурного опыта во всех видах и формах человеческой практики.

Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Контркультура (от лат. против) – направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества.

Канон (от греч. норма, правило) – система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

Судьба и перспективы российской культуры - student2.ru Кич – специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры, лишенное художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект, деталями.

Магия (от греч. волшебство, колдовство) – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность.

Маргинальность – качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств на грани двух культур, в результате чего формируется двойственное самосознание.

Ментальность – мироощущение, мировосприятие, формирующиеся на глубоком психическом уровне сознания как совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.

Мифология – самая ранняя форма духовной культуры как система вымыслов, необходимая для ориентации человека о мире, в которых совокупно отражались элементы верований, искусства и зачатки знаний.

Наука– форма познавательной деятельности, основанная на допущении существования объективного мира, чьи процессы закономерны и доступны органам чувств и мышлению человека.

Ноосфера (от греч. ум, разум и шар) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Нравственность – форма взаимодействия человека со средой обитания ценностным регулированием поведения человека в обществе, определяемая состоянием духовности и силой примеров массового поведения.

Политика – форма взаимодействия человека со средой обитания как формирование отношений в обществе на основе доминирующей идеологии, вызванная усложнением социальной структуры общества.

Право– форма взаимодействия человека со средой своего обитания через соблюдение общеобязательных норм поведения, регулирующих наиболее значимые взаимодействия и отношения в обществе.

Прогресс (от лат. движение вперед) – переход от низшего, менее совершенного уровня, к более высокому.

Рационализм (от лат. разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Символ (греч.) – условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы, смысл которого доступен им.

Синкретизм (от греч. соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре).

Субкультура – совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом.

Семиотика (от греч. знак) – дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки.

Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы.

Синтез культур – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства.

Социокультурный анализ – метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и животным или растением, которое представляется предком-покровителем (тотемами).

Текст (от лат. ткань, соединение) – последовательность символов, образующих сообщение. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.

Техника – системы искусственных средств и способов деятельности, предназначенных для облегчения и повышения эффективности процессов производства и обслуживания потребностей общества.

Судьба и перспективы российской культуры - student2.ru Судьба и перспективы российской культуры - student2.ru Технология – способ, механизм осуществления любой деятель­ности, любого действия и поведения.

Технократизм – стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью.

Техногенный характер современной цивилизации – выдвижение техники и технологии на первый план, приоритетное и господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей.

Универсалии культуры – исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире.

Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства.

Философия – рациональная форма стремление к постижению высших истин бытия рефлексивным типом размышлений о мире и месте человека в нем, осуществляемых посредством языка категорий.

Христианство (от греч. «помазанник», «мессия») – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Христа (возникло в начале 1 века в Палестине).

Эзотерический (внутренний, тайный, предназначенный для посвященных) – путь становления сознания, относящийся к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам.

Экзотерический (внешний, не представляющий тайны, открытый, предназначенный для всех) – отражение внешнего плана проявленного бытия, его материально воплощенные формы.

Экономика– форма взаимодействия человека со средой, содержанием которой является обеспечение общественной жизни материальными благами в результате целенаправленного воздействия на природу.

Судьба и перспективы российской культуры - student2.ru Этнос (от греч. народ, племя) – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающая культурным комплексом.

Язык – система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение, т. е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.

ТЕСТЫ

1. Философия культуры является …………………осмысления метафизической сущности культуры

а) социологией в) этнографией

б) методологией г) методикой

2. Философия культуры (культурфилософия) превращается в самостоятельную науку «культурология» в ………году

а) 1947 в) 1949

б) 1951 г) 1948

3. В становлении культурологического знания выделяют этнографический этап, продолжавшийся в……………..гг.

а) 1800 - 1860 в) 1925 - 1949

б) 1895 - 1925 г) 1860 - 1895

4. В становлении культурологического знания выделяют эволюционистский этап, продолжавшийся в……………..гг.

а) 1895 - 1925 в) 1800 - 1860

б) 1860 - 1895 г) 1925 -1949

5. В становлении культурологического знания выделяют исторический этап, продолжившийся в ……………..гг.

а) 1925 -1949 в) 1895 - 1925

б) 1800 - 1860 г) 1860 - 1895

6. Впервые термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, предложен в 1949 году американским антропологом

а) А. Тойнби в) Э. Тэйлором

б) Ф. Ницше г) Л. Уайтом

7. Разделом культурологического знания не является

а) историческая культурология в) теоретическая культурология

б) методологическая культурология г) прикладная культурология

8. Функцией культурологии не является

а) нарративная в) герменевтическая

б) дескриптивная г) описательная

9. В число функций культурологии не входит

а) гносеологическая в) прогностическая

б) защитная г) оценочная

10. Кто не является сторонником теории эволюционизма культуры?

а) Э. Тайлор в) Г. Спенсер

б) Ф. Ратцель г) Д. Фрезер

11. Кто является основоположником теории диффузионизма культуры?

а) Ф. Гребнер в) Л. Фробениус

б) Ф. Ратцель г) Д. Фрезер

12. Кто не является сторонником теории диффузионизма культуры?

а) Ф. Гребнер в) Л. Фробениус

б) Ф. Ратцель г) Д. Фрезер

13. Кто является сторонником теории функционализма культуры?

а) Ф. Гребнер в) Л. Фробениус

б) Ф. Ратцель г) А. Рэдклифф-Браун

14. Кто не является сторонником психоаналитической теории культуры?

а) 3. Фрейд в) Г. Рохейм

б) Э. Тайлор г) К.Г. Юнг

15. Кто является сторонником символической теории культуры?

а) Ф. Гребнер в) Л. Фробениус

б) Л. Уайт г) А. Рэдклифф-Браун

16. Кто не является сторонником теории структурализма культуры?

а) К.Г. Юнг в) К. Леви-Строс

б) Ж. Лакан г) Р. Барт

17. Кто не является сторонником теории поструктурализма культуры?

а) М. Фуко в) К. Леви-Строс

б) Ж. Деррида г) Ж. Делёз

18. Кто является сторонником теории культурного релятивизма?

а) А. Крёбер в) Л. Фробениус

б) Э. Тайлор г) А. Рэдклифф-Браун

19. Кто является основоположником игровая концепция культуры?

а) Ф. Гребнер в) Ж. Лакан

б) Л. Уайт г) Й.Хейзинга

20. Кто является сторонником символической теории культуры?

а) Ж. Делёз в) Э. Кассирер

б) Ф. Гребнер г) А. Рэдклифф-Браун

21. Кто является основоположником теория этногенеза?

а) Вл. Соловьев в) Ж. Деррида

б) Л. Гумилев г) А. Рэдклифф-Браун

22. Кто является основателем ноосферной теории культуры?

а) Л. Гумилев в) В. Вернадский

б) Л. Уайт г) А. Чижевский

23. Кто является основоположником синергетической концепции культуры?

а) Вл. Соловьев в) Л. Фробениус

б) М. Каган г) И. Пригожин

24. В чьих трудах выражено первое противопоставление «природы» и «культуры»?

а) Ж. Делёза в) А. Чижевского

б) Ж. Руссо г) И. Гердера

Судьба и перспективы российской культуры - student2.ru 25. Кто из немецких философов качественно различил два мира - мир природы и мир свободы (культуры)?

а) И. Кант в) Г. Гегель

б) К. Маркс г) И. Гердер

Судьба и перспективы российской культуры - student2.ru 26. В чьей философской системе культура есть диалектическое восхождение субъективного духа (индивидуального сознания)?

а) И. Канта в) Г. Гегеля

б) К. Маркса г) И. Гердера

27. В какой книге английский ученый Э. Тайлор изложил эволюционистскую концепцию культуры с ее прогрессивным развитием?

а) «Первобытное общество» в) «Первобытный мир»

б) «Первобытная культура» г) «Древняя культура»

28. Кто из английских ученых стал творцом анимистической теории религии?

а) А. Рэдклифф-Браун в) Дж. Фрезер

б) Г. Спенсер г) Э. Тайлор

29. Кто написал труды «Золотая ветвь» и «Фольклор в Ветхом завете», в которых утверждается, что умственное развитие человечества проходит три стадии: магия, религия, наука?

а) Л. Фробениус в) Дж. Фрезер

б) Г. Спенсер г) Э. Тайлор

30. Кто является автором трудов «Андаманские острова» (1922), «Метод этнологии и социальной антропологии» (1923), «Историческая и функциональная интерпретация культуры (1929)?.

а) А. Рэдклифф-Браун в) Дж. Фрезер

б) Г. Спенсер г) Э. Тайлор

31. Кто является автором теории культурно-исторических типов?

а) О. Шпенглер в) Н.Данилевский

б) А. Тойнби г) П. Сорокин

32. Кто является автором работы «Закат Европы» (1914), в которой утверждается, что не существует поступательного развития культуры с его закономерностями, а есть лишь круговорот локальных культур?

а) О. Шпенглер в) Н.Данилевский

б) А. Тойнби г) П. Сорокин

33. Кто утверждал, что в культуре происходит чередование основных типов: идеационального и чувственного; а также промежуточных: идеалистического и эклектичного?

а) О. Шпенглер в) Н.Данилевский

б) А. Тойнби г) П. Сорокин

34. Кто утверждал, что именно религия задает возможность сплочения людей в истории, их единства в поиске абсолютного смысла бытия, локальные цивилизации проходят стадии генезиса, роста, «надлома» и падения?

а) О. Шпенглер в) Н.Данилевский

б) А. Тойнби г) П. Сорокин

35. Кто для различения типов культур использует мифологические образы богов греческого пантеона, выделяя два начала бытия: «аполлоническое» и «дионисическое»?

а) О. Шпенглер в) Ф. Ницше

б) А. Тойнби г) П. Сорокин

36. Кто для разработки психоаналитического учения о культуре использовал две полярные силы, побуждающие человека к действию - влечению к удовольствиям «Эрос», стремление к смерти «Танатос»?

а) К. Юнг в) Ф. Ницше

б) Г. Рохейм г) З. Фрейд

37. Кто ввел понятие «коллективное бессознательное» – родовая память человечества?

а) К. Юнг в) Г. Рохейм

б) А. Тойнби г) З. Фрейд

38. Кто является автором научного термина «культурология»?

а) Л. Уайт в) А. Тойнби

б) Г. Спенсер г) Э. Тайлор

39. Кто является автором фундаментальных работ «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации» (1975)?

а) Л. Уайт в) А. Тойнби

б) Г. Спенсер г) Э. Тайлор

40. Кто отождествлял «дух» с духовной культурой и культурой в целом, а средством оформления духа находил в знаке, символе или «символической форме»?

а) О. Шпенглер в) Ф. Ницше

б) А. Тойнби г) Э. Кассирер

41. Кто ввел понятие «энкультурация», отражающее процесс вхождения и овладения индивидом особенностями мышления и действий, моделями поведения в контексте этнокультурного опыта?

а) О. Шпенглер в) Ф. Ницше

б) М. Херсковиц г) Э. Кассирер

42. Кто ввел в науку термин «осевое время» и выделил в мировой истории четыре периода: «прометеевская» эпоха, эпоха «великих культур древности», эпоха духовной основы человеческого бытия «осевое время» и эпоха «развития техники»?

а) О. Шпенглер в) Ф. Ницше

б) А. Тойнби г) К. Ясперс

Ключи к тестам

1-б, 2-в, 3-а ,4-б, 5-в, 6-г, 7-б, 8-г, 9-б, 10-б, 11-б, 12-г, 13-г, 14-б, 15-в, 16-а, 17-в, 18-а, 19-г, 20-в, 21-б, 22-в, 23-г, 24-б, 25-а, 26-в, 27-б, 28-г, 29-в, 30-а, 31-в, 32-а, 33-г, 34-б, 35-в, 36-г, 37-а, 38-а, 39-а, 40-г, 41-б, 42-г.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Белик А. А.Культурология. Антропологические теории культуры. - М., 1998.

Наши рекомендации