Основные черты средневекового Китая и Индии

Дхвани (буквально - отзвук) - категория средневек. индийской поэтики, согласно которой художественное наслаждение от литературных произведений достигается не образами, создаваемыми прямым значением слов, а теми ассоциациями и представлениями, которые вызываются этими образами. Первые, непосредственные образы называются "вачья" (высказанное), вторые называются "пратиямана" (подразумеваемое) и воспринимаются только теми, кто знает смысл поэзии. Применение дхвани в сочетании с др. категориями традиционной индийской поэтики создавало крайнюю изощрённость худ. формы, исключало необходимость обращения поэтов к новым темам и сюжетам.

Дхвани-расса - детальная теория скрытых, неосознаваемых воздействий, разработанная в глубокой древности в индийской литературе. Согласно теории традиционной индийской поэтики, художественное настроение создается не благодаря явным осознаваемым образом, а скрытыми, неосознаваемыми ассоциациями. При этом выделялось три типа "дхвани" ( скрытого смысла ): 1. Простая мысль; 2. Представление о семантической; 3. Внушение определенного поэтического настроения ( " раса " ).

Трактат Се Хе «6 правил живописи»:1. Выражение сущности явления жизни 2. Соответствие использование цвета. 3. Каллиграфия. Искусство письма 4. соответствие формы реальным вещам 5. композиция 6.Копирование лучших образцов

Раса:- одна из категорий китайской поэзии; - истинная сущьность поэзии; - эманация, возникающая в результате наслыждения искусством, эстетического переживания

Индия. Основой эстетических преставлений Древней Индии послужила мифопоэтическая традиция, которая нашла выражение в образной системе брахманизма. Учение о Брахмане – универсальном идеале – разрабатывалось в Упанишадах, наиболее ранние из которых датируются 8–6 вв.до.н.э. «Познать» Брахмана можно лишь посредством сильнейшего переживания бытия (эстетического созерцания). Это сверхчувственное созерцание представляется высшим блаженством и имеет прямое отношение к эстетическому наслаждению. Характерной чертой эстетической рефлексии средневековой Индии является отсутствие интереса к вопросам об эстетическом в природе и жизни. Предметом размышлений становится лишь искусство, в основном литература и театр. Главная цель произведения искусства – эмоция. Эстетическое выводится из эмоционального. Центральным понятием всех эстетических учений является понятие «раса» (буквально – «вкус»), обозначающее в искусствознании художественную эмоцию. Высшей стадией эстетического переживания является вкушение расы, или иначе – успокоение в ее сознавании, т.е эстетическое наслаждение.

Китай. Развитие традиционной эстетической мысли Китая находилось под непосредственным влиянием двух основных течений китайской философии: конфуцианства и даосизма. Эстетическое учение Конфуция и его последователей складывалось в рамках их социально-политической теории. Центральное место в ней занимали понятия «гуманность» и «ритуал», воплощенные в поведении «благородного человека». Само «прекрасное» у Конфуция является синонимом «доброго», а эстетический идеал рассматривался как единство прекрасного, доброго и полезного. Другая линия связана с даосским учением. Его родоначальниками считаются Лао-цзы и Чжуан-цзы. Если конфуцианцы главное внимание в своем учении уделяли этическому началу, то даосы – началу эстетическому. Центральное место в даосизме занимала теория «Дао» – пути, или вечной изменчивости мира. Одним из атрибутов Дао, имеющим эстетический смысл, было понятие «цзыжань» – естественность, спонтанность.

(НЕ РЕШИЛА КАКОЙ ВАРИАНТ ЛУЧШЕ)

22. Основные этапы развития эстетики Византии и др. Руси.

Формирование византийской эстетики происходит в 4–6 вв. В ее основе лежат учения представителей восточной патристики Григория Назианзина, Афанасия Александрийского, Абсолютной трансцендентной красотой в этих эстетических учениях представал Бог, который влечет к себе, вызывает любовь. Византийские мыслители разделяли понятие трансцендентной и земной красоты, соотнося его с иерархией небесных и земных существ. К материальной, чувственно воспринимаемой красоте отношение византийцев было двойственным. С одной стороны, она почиталась, как результат божественного творения, с другой, порицалась как источник чувственного наслаждения. Одной из центральных проблем византийской эстетики была проблема образа. Она приобрела особую остроту в связи с иконоборческими спорами (8–9 вв.). Иконоборцы полагали, что образ должен быть единосущ первообразу, т.е. являться его идеальной копией. Но поскольку первообраз представляет собой идею божественного начала, то он не может быть изображен с помощью антропоморфных образов.

Одной из важнейших категорий византийской эстетики является категория света. Различаются два вида света: видимый и духовный. Видимый свет способствует жизни органической, духовный объединяет духовные силы, обращает души к истинному бытию. Духовный свет не виден сам по себе, он скрывается под различными образами. Он воспринимается глазами ума, мысленным взором. Свет в византийской традиции предстает более общей и более духовной категорией, чем прекрасное. Цвет. Другой модификацией прекрасного в эстетике Византии является цвет. Культура цвета явилась следствием строгой каноничности византийского искусства. Каждый цвет таил в себе глубокий религиозный смысл. Символизм является одним из самых характерных явлений средневековой культуры как Востока, так и Запада. Символами мыслили в теологии, литературе, искусстве.

23. Эстетика раннего и позднего Возрождения. Общая характеристика.

-антропоцентризм -гуманизм -противоречивость, двойственность (традиции среднев. (христианство) и класс. (язычество)).

Основные черты средневекового Китая и Индии - student2.ru Основные черты средневекового Китая и Индии - student2.ru Красота божественная (истинная)

земная (разнообразие, кр. чел. тела)-творенье божье, но представл. ценность сама по себе.

- реабилитация земной красоты с опорой на античные источники.

РАННЕЕ Возрождение: -течение эпикуреизм - красота носит гедонистический характер.

-эпикурейцы: Лоренцо Вала “Трактат о наслаждении”,

Козимо Раймонди “Речь в защиту эпикура” – критика в адрес стоиков “Счастье-

отсутствие душев. и телесных страданий“ - акцент на человеч. тело.

- красота чел. тела – источник наивысшего наслаждения.

- потреб-ть в наслаждении – естественна для чел.

Наши рекомендации