Тема 2 Культура как система. Функции культуры
Культура является сложной системой, состоящей из множества взаимосвязанных элементов.
Культура не может существовать вне человеческой деятельности, поэтому анализ деятельности, ее видов, поможет нам в изучении строения культуры.
Анализируя виды деятельности, можно выделить две подсистемы в системе культуры:
а) материальная культура;
б) духовная культура;
Материальная культура создается в процессе материального производства, духовная включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности.
К материальной культуре относят средства производства, орудия труда, средства потребления, производственные отношения, навыки и умения людей пользоваться техникой, научную организацию труда, т. е., можно сказать, что материальная культура – это то, что имеет утилитарное значение, то, что человек использует непосредственно для своей жизнедеятельности, для ее сохранения и развития.
К духовной культуре относят достижения науки, художественное творчество, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религиозные воззрения, формы приобщения людей к достижениям науки, литературы, искусства. Духовная культура существует в двух неразрывно связанных между собой формах:
1) в форме духовного мира каждого отдельного человека и его деятельности по созданию духовных «продуктов»;
2) в форме самих этих продуктов, т. е. духовных ценностей – научных работ, книг, полотен, законов, обычаев и т. п.
Духовная ценность в самом общем виде может быть определена как результат различных видов умственной и эстетической деятельности человека, получившей высокое общественное признание и ставшей фактом культуры. По своему содержанию духовные ценности соответствуют основным областям, в которых творчески действует человеческое сознание – наука, религия, нравственность и искусство. Художественные ценности, или ценности искусства, – это продукты такой области духовной деятельности, где задействованы все психические силы человека, не только разум, но и, прежде всего, чувства. В предмете искусства отражается не только внешний мир, но и внутренний мир человека. Понять его невозможно без тех знаний, которые человечество накопило в различных областях – философии, праве, религии, морали. Этим объясняется то большое внимание, которое уделяется в курсе культурологии художественной культуре.
Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой и деление культуры на материальную и духовную, безусловно, относительно.
Как отмечалось, культура представляет собой итог всей человеческой деятельности. Это означает, что она имеет носителей-творцов.
Субъектами деятельности могут выступать: индивид (личность); малая (контактная) группа; социальные институты, организации и объединения; классы; этносы; региональные сообщества; человечество.
Таким образом, по субъектам-носителям культура подразделяется:
а) на культуру человечества;
б) региональную;
в) национальную;
г) культуру той или иной общности (городскую, сельскую, профессиональную, молодежную и т. д.);
д) культуру малых групп (коллектив, семья);
е) культуру личности.
Культура непрерывна и является в этом смысле общечеловеческой, ибо деятельность человека требует использования совокупного культурного опыта всего человечества (мировая культура). Но в тоже время она дискретна, прерывиста, т. к. культура человечества – есть результат взаимодействия (диалога) национальных культур. Каждая национальная культура, в свою очередь, обладает собственной спецификой и представляет собой диалог культур различных социальных, демографических, профессиональных групп и т. д.
Культура выполняет в обществе множество различных, но одновременно и взаимосвязанных функций.
Главной системообразующей функцией культуры выступает человекотворческая функция. Она раскрывает основную роль культуры как механизма социализации и индивидуализации личности. Остальные функции конкретизируют основную функцию. К ним относятся:
1) функция трансляции социального опыта. В каждую эпоху культура собирает социальный опыт, который имеет непреходящее значение. Благодаря такому отбору каждое новое поколение получает концентрированный опыт прошлого.
2) функция регулятивная. Культура регулирует все виды общественной и личной деятельности людей в их повседневной жизни.
3) знаковая (семиотическая) функция. Культура представляет собой определенную знаковую систему. Знаками мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое может служить средством передачи смысла. Мы наследуем знаки-символы, которые хранят информацию. Расшифровать ее невозможно без знания национального литературного языка, языков науки, искусства и т. д.
4) ценностная (аксиологическая) функция. Культура формирует определенные установки и ценностные ориентации человека. Знакомясь с новыми, неизвестными ему ценностями, человек принимает или отвергает их в соответствии со сложившимися у него установками. Таким образом, культура вооружает человека способностью самостоятельной оценки вещей, произведений искусства, поступков.
5) коммуникативная функция. Общественная жизнь требует постоянного обмена информацией, практического взаимодействия. Основным способом общения является обмен информацией. Культура вырабатывает формы и правила обмена информацией (коммуникации), соответствующие конкретным условиям общения.
Указанный ряд функций может быть без труда продолжен, поскольку функции культуры столь же многообразны, как и потребности социальной жизни, которые она призвана удовлетворять. Однако в этом функциональном разнообразии можно найти внутреннюю закономерность: все функции призваны обеспечить общество всем необходимым для его успешного развития, самосовершенствования.