Культура древнего египта
Египет – данное греками название второй, наряду с месопотамской, великой цивилизации Древнего Востока, географически расположенной на севере Африканского континента, по берегам верхнего течения реки Нил. Слово «Египет» произошло от греческого «Айгюптос», а то, в свою очередь, от египетского «Хет-Ка-Птах» («Владение души Птаха») – наименования Мемфиса, одной из столиц Египта. Сами египтяне называли свою страну «Та Кемет» («черная земля», в отличие от окружающей пустыни, именуемой «красной землей»).
«Черная земля» отнюдь не случайно самоназвание. Дело в том, что каждый год Нил, именуемый просто – «Река» («Хапи»), во время июльского разлива выходил из берегов и естественным образом орошал своими водами прилежащие к нему земли, покрывая их густым слоем плодородных водорослей и ила (поэтому земля была не красной, как в пустыне, а черной), и создавая условия для чрезвычайно эффективного земледелия. Египетская цивилизация возникла именно в тот момент, когда люди научились использовать разлив Нила в своих целях, добились высокого мастерства в отводе и сохранении вод разлившейся реки на своих полях, создав систему каналов и практикуя т.н. «заливное земледелие». Произошло это в первой половине IV тыс. до н.э., в эпоху медно-каменного века.
Для истории культуры Древнего Египта, охватывающей несколько тысячелетий, принято в целом то деление, которое предложил еще в IV в. до н.э. египетский жрец-историк Манефон, упорядочивший в своей хронологической системе династии правителей Египта (фараонов) по трем эпохам: Древнего, Среднего и Нового царства. В современной классификации, периодизация Менефона была немного дополнена и выглядит сегодня следующим образом: 1) Додинастический период(V–IV тыс. до н.э.); 2) Раннее царство (I и II династии, XXXI–XIX вв. до н.э.); 3) Древнее царство (III–VI династии, XXVIII–XXIII вв.до н.э.); 4) Среднее царство (IX–XII династии, XXI–XVIII вв.до н.э.); 5) Новое царство(XVIII XX династии, XVI–XI вв.до н.э.); 6) Поздний период (XXI–XXXII династии, XI–IV вв.до н.э.).
К додинастическому периоду относится время сложения в Египте племенных союзов (около 40), большинство из которых на своем участке Нила смогли организовать систему управления работами по использованию нильских вод для нужд земледелия. Эффективная работа стала возможной благодаря не только тому что египтяне освоили уже на раннем этапе своей истории искусство точных расчетов и ирригации, но и жесткой дисциплине, дополненной социальным неравенством в обществе, где одни люди управляли другими. Уже в додинастический период оформляются и религиозные воззрения древних египтян, вырисовывается пантеон египетских богов, количество которых было немалым, поскольку в этот пантеон вошли боги многих племенных союзов. Боги зачастую представлялись египтянам как соединяющие в своем облике черты человека и животного (следствие тотемизма – поклонения священным животным, покровителям египетских племен). Так, бог умерших Анубис имеет голову шакала, покровитель мудрости и письма бог Тот увенчан головой павиана, а богиня войны Сохмет – льва. Высшим богом египетского пантеона был бог Солнца Ра (впоследствии – Амон-Ра).
Племенные союзы или «номы» какое-то время враждовали между собой, однако во второй половине IV тыс. до н.э., на территории Египта возникают первые крупные государственные образования, объединившие номы под властью единых правителей – царей Верхнего (на юге) и Нижнего (на север) Египта. В конце IV тыс. до н.э. царь Верхнего Египта Менес объединил страну, став основателем первой династии фараонов («фараон» от егип. «пар-аа» – «большой дом» – т.е. тот, кто живет во дворце).
Период Раннего царства ознаменовался ростом производительности сельского хозяйства Египта, развитием торговли с Средиземноморьем и Эфиопией, отстраиванием столицы Египта – Мемфиса и созданием роскошных похоронных комплексов для царей, знати и жрецов. Именно в это время возникает также египетская иероглифическая письменность.
В период Древнего царства еще более расширяется пространство посевов и усовершенствуется обработка земли (мотыгу заменяет плуг). В результате успехов земледелия, торговли и завоевательных походов, становиться возможным строительство пирамид – грандиозных погребальных памятников, первый из которых был создан по указу фараона Джоссера из III династии (XVII ст. до н.э.) архитектором Имхотепом. Знаменитые пирамиды в Гизе строятся при фараонах следующей, IV династии – пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина, а также 20 метровый сфинкс (лев с головой фараона Хефрена) становяться знаком достижения наивысшего могущества властителями Египта, которого их потомки уже более несмогли никогда превзойти. Перераспределение всех сил государства на строительство колоссальных погребальных памятников–пирамид, объясняется той системой религиозных ценностей и теми представления о мире, судьбе человека и роли в жизни каждого египтянина фараона, которые сложились в Египте в эпоху ранних династий царей. Специфической особенностью этих воззрений была твердая уверенность египтян в том, что смерть для человека – это не конец его существования, а переход к жизни в загробном мире, в царстве мертвых. Посмертное существование однако, гарантировалось лишь тем, кто надлежащим образом сумел к нему подготовиться. Считалось, что основным условием гарантирующим достойное посмертное существование покойному, является сохранение в неприкосновенности его телесной оболочки в мире земном, для того чтобы его душа могла периодически возвращаться в этот мир из царства мертвых. По религиозным воззрениям египтян, человек имел даже не одну, а две души – «Ка» и «Ба». «Ка» мыслилась как духовный двойник человека с которым он встречается после смерти, а душа «Ба» – это та часть умершего, которая после смерти покидала тело и отправлялась в странствие по загробному миру на суд богов.
Для того, чтобы добиться сохранности места для возвращения души «Ка» (то есть сохранности тела), мертвых бальзамировали, извлекая предварительно внутренности и сохраняя их в специальных сосудах – «канопах». Затем «канопы» вместе с телом помещались в захоронение. Родные покойного обязаны были обеспечить его всем необходимым, что могло понадобиться на том свете (у бедняков, конечно, запас «необходимых» вещей был очень ограничен, зато фараонов хоронили снабдив всеми теми атрибутами власти, охраной, средствами передвижения, сокровищами, которыми они владели в земной жизни). Возле пирамид, в которых сохранялось тело фараона, строились специальные храмы и статуи правителя, которые наблюдали за правильностью совершения каждый год как реальных, так и символических жертвоприношений в честь умершего. Фараон, которого считали земным богом, в прямом смысле слова отвечал перед богами состворившими мир за весь Египет. Именно фараон должен был каждый год совершать специальные обряды возрождения плодородия Нила, без которых, по мнению египтян, стране грозили голод и бедствия, и именно фараон был заступником за живых в мире мертвых, поэтому и строительство огромных пирамид, и строительство статуй фараонов не выглядело в глазах населения Египта делом ненужным или расточительным.
Связанный с ежегодными разливами Нила циклический характер жизни египтян отражался в их размеренном, ориентированном на законы нерушимого вечного круга рождения, смерти и воскресения строе жизни. Вера в то, что Египет живет не только для сего дня, но для вечности, получила свое воплощение и в египетском искусстве, которое на протяжении почти всей истории Древнего Египта было строго каноничным как сюжетно, так и стилистически. Канон (гр. «правило») регламентировал то, какие формы скульптурных изображений можно создавать (стоящая и сидящая статуи), как надо изображать фигуру человека на рельефах и в росписях (голова и ноги в профиль, торс развернут по направлению к зрителю), каков должен быть масштаб изображения фигур (фараон всегда изображался подчеркнуто выше ростом, чем его подданые). Сюжетами египетского искусства чаще всего служили сцены из жизни фараона и его придворных, различные процессии, обряды, сцены охоты, мифологические и религиозные сюжеты. В период Древнего царства появляются и первые литературные памятники на египетском языке (ранние редакции «Текстов пирамид» – сборника заклятий, молитв и заговоров которые писались на стенах царских гробниц).
В эпоху Среднего царства в Египте осваивают бронзу, строят систему ирригационных каналов в районе Фаюмского оазиса, возводят храмы (в Карнаке) и гробницы значительно меньшие по размерам, нежели те, что были созданы в эпоху Древнего царства. Территория Египта в это время расширяется до второго порога Нила и египтяне получают контроль над Нубией, жителей которой они обращают в рабство. Ко времени эпохи Среднего царства относится расцвет египетской литературы как светского («Беседа жреца Анху со своим сердцем», «Рассказ египтянина Сенухета», «Песнь арфиста» и др.), так и религирозного характера (гимны богам, дополненные «Тексты пирамид» и др.). Некоторые изменения происходят и в религии Египта – особым почетом начинает пользоваться бог Осирис, убитый и воскресший бог возрождения и плодородия, с которым связаны египетские погребальные мистерии этого времени.
Среднее царство прекратило свое существование из-за внутренних усобиц и нашествия завоевателей-гиксосов, однако со временем, власть вновь оказалась в руках египтян и фиванский царь Яхмес стал первым фараоном Нового египетского царства.
В эпоху Нового царства Египет развивался очень динамично. Не в последнюю очередь этому способствовало значительное усовершенствовались орудий труда египтян, техники и использование ими в кузнечном производстве железа, наряду медью и бронзой. Фараоны развивают торговлю, строят судоходный канал, который связывает Нил с Красным морем, занимаются активным храмовым строительством (заупокойный храм царицы Хатшепсут, храм Амона-Ра в Фивах, дворец Аменхотепа III на западном берегу Нила и его заупокойный храм, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре).
На время правления XVIII династии фараонов приходится также попытка «революции сверху» в религиозной сфере, которую предпринимает фараон Аменхотеп IV, стремясь укрепить царскую власть и ограничить влияние жрецов в государстве. Этот фараон-реформатор заменил культ Амона-Ра и всего множества сопутствующих ему богов на культ единого бога Солнца – Атона. Вблизи Карнака Эхнатон возвел первый храм Атону, в котором стояли колоссальные статуи фараона в облике Осириса. Позже, он перенес столицу Египта из Фив в построенный им «с нуля» город Ахетатон («горизонт Атона»), и даже поменял свое собственное имя, приказав официально именовать себя Эхнатоном (т.е. – «полезным Атону»). Искусство эпохи Эхнатона, названное искусстовом «Эль-Амарны» (по названию современного египетского города, который находится вблизи развалин Ахетатона) отличает нехарактерная для традиционного египетского искусства динамичность и живописность, наличие в нем многочисленных произведений, имеющих светский, а не религиозный характер.
Однако новый культ Атона так и не смог пережить своего создателя и вскоре после смерти фараона-реформатора, Египет вернулся к поклонению своим старым богам.
Время правления фараонов Нового царства Сета I и Рамзеса II ознаменовался успехами в военных компаниях египтян, дальнейшим продолжением храмового строительства (пещерный храм Рамзеса в Абу-Симбеле) и развитием литературы («Книга мертвых», любовная лирика, сатира, исторические и мифологические сочинения).
В Поздний период истории культуры Древнего Египта происходит постепенный упадок государства, усиливаются внешние влияния на египетскую культуру со стороны ливийской, ассирийской, персидской и греческой культур. В 671 г. до н.э. Египет завоевывает Ассирия, в 525 г до н.э. – Вавилон, а в 332 г. до н.э. – страна пирамид подчиняется Александру Македонскому, который коронуется в качестве царя и провозглашается сыном верховного бога Амона. С этой поры начинается процесс активного взаимодействия египетской и греческой культуры – постепенная эллинизация всего строя жизни египтян. После смерти Александра на территории Египта образуется эллинистическое государство Птолемеев, а уже в 30 г. до н.э. Египет становиться владением римлян.