Опыт культурно-исторической реконструкции знака и символа как искусствоведческая проблема»

Реконструкция семантики некоторых знаков приводится на основании системных предположений, которые могут пониматься как основа теории знаков, - это:

1) возможные классификационные признаки знаков – их типология;

2) символическое, знаковое значение цветов в традиционной тюркской культуре;

3) значение различных изобразительных символов.

Древние знаки имеют четыре группы зна­чений, а именно - 1. Начертания культового содержания, 2. Племенные эмблемы, 3. Знаки собственно­сти, 4. Указательные знаки.

Еще в архаичное время цвет трактовался как символ, намекающий на то, что порой не может быть показано, будь то образ бога, высших космических сил или потустороннего бытия, а зачастую опирался на различные ассоциации:

Синий – голубое небо, чистота, гармония, честность, преданность, водная и воздушная стихия, божество;

Зеленый – весна, пробуждение, надежда, плодородие, откровение, вода, дождь, трава, новая жизнь, благополучие;

Желтый – солнце, тепло, достоинство, оптимизм, счастье, изобилие, золото, восход;

Красный – огонь, кровь, энергия, радость, молодость, начало жизни, здоровье, богатство, сила, лето, жертвоприношение, праздник;

Бордовый или коричневый – земля, камень, бедность, глина, почва.

Цветовая символика глубоко укоренена в традиционном сознании, знание которой способствует правильному выбору адекватной поведенческой стратегии и в повседневном быту и при участии в ритуальных действиях. Основными цветами тенгрианского календаря культуры являются синий, красный, желтый, белый и черный. «По сведениям информаторов, их порядок определен тем, что на первом месте цвет Кк Мнгі Тір – Синего Вечного Неба, а далее – цвета сторон света по ходу Солнца – восток, юг, запад и север». [1, c.12].

С начала человеческой истории наиболее важными знаками-символами человек пытался упорядочить и понять смысл человеческого существования в неопознанной Вселенной. Многие фундаментальные идеи и их знаки-символы прямым образом совпадают как в архаических обществах, так и в развитых цивилизациях различных стран, в том числе, и Казахстана. К таким знакам-символам, как правило, относятся простые геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат, крест, ромб, прямоугольник, прямые и волнистые линии, которые являются теми универсальными знаками-символами, значение которых как очевидны, так и важны для полного понимания путей развития искусства и культуры, в целом. Сохраняя свою графическую и психологическую силу эти знаки-символы развивались в широком диапазоне творческих областей искусства – наскальном, изобразительном, музыкальном, литературном, театральном и др. По форме просто изображения, имитирующие форму предмета или существа, с которым они связаны эти геометрические знаки-символы могли обозначать и другие важные и сложные по значению символы.

Круг имеет значение солярного знака – солнца, луны или значение «бесконечной» степи, у которой нет начала и конца. При использовании круга, его символическое значение и функции могли быть применены для измерения времени, пространства, астрологии, астрономии, циклических движений и смен времен года, а также входить в основу ритуальных действий и обрядов (айналайын – обход по кругу).

Квадрат (прямоугольник) и крест - древние знаки земли, сторон света, имеющие огромное значение в знаково-символической системе Казахстана. Благодаря своей «статичности» квадрат противостоит «динамическим» знакам – кругу, треугольнику, линиям, тем самым ассоциируясь с «прочностью», «неизменностью», «стабильностью», «оседлостью». Крест – универсальный символ Космоса, Вселенной, также как и квадрат может соответствовать четырем элементам мироздания и стихиям (воде, воздуху, огню, земле), определять стороны света, ассоциироваться с «земной жизнью». Крест – распространенный геометрический символ, имеющий множество модификаций и формообразований, вошедших в различном графическом и символическом исполнении в знаковую систему искусства многих стран и народов.

Другой универсальный символ – треугольник, рассматривается многими народами как мировая гора, символ восхождения, благополучия, духовности. Треугольная форма горы и три его стороны в символической картине мира древних обозначают трехчастное строение Мира, в котором «взаимодействуют» верхний, средний и нижний миры. Гора – одухотворенный, «мыслящий» природный объект, - объект почитания у тенгрианцев. На Горе или у его подножия совершались различные культовые и ритуальные обряды, жертвоприношения. Тумары – обереги, как правило, имели треугольную форму. Цифра три – загадочное, сакральное число, мистический знак, символ гармонии. Часто, треугольник – божественный знак, символ жизни, рождения, огня.

Волнистые линии – символ воды, плодородия, чистоты, бесконечности. Вода – источник жизни, но имеет и переходное состояние – от жизни к смерти или наоборот. В соответствии с тюркским мировоззрением в «нижнем», подземном мире есть реки, бездонные моря, озера, где обитают божества и духи, главный из которых Эрлик – бог смерти. Баксы в ритуальных действиях и при лечении больных или раненых использовал «целебные» свойства воды. Такая вода называлась «зм-зм» су, что означало «святая вода».

Выявление семантики древних знаков и символов, смыслового со­держания различных графем помогает проникнуть в мир специфики мышления глубокой древности. Знаки-символы являлись магическими формулами, графически зафиксированными молениями, об­ращенными к высшим силам. С течением времени их значение переосмысливалось в связи с изменениями культовых представлений. Но их продолжали изображать, поскольку эти рисунки были освящены традицией.

2.1 «Знаки и символы тенгрианской картины мира»

Тенгрианская картина мира получила воплощение во всех видах казахского искусства, что оказалось возможным благодаря константности знаково-символической системы.

Для тенгрианства характерно трехчастное строение Вселенной, в каждой части которой обитают божества и духи [2, с. 8]. Тенгри, как главный бог, вездесущ. Он присутствует везде: в небе, воде, воздухе, в природных явлениях и объектах. Он упорядочивает Космос, сохраняет Гармонию, в которой имеют место бинарные оппозиции: верх-низ, добро-зло, мужское-женское, живое-мертвое, светлое-темное и т. п. Все это имеет следствием одухотворенность природы, которая есть живая и высшая ценность в мире.

Знаково-символической основой в тенгрианской картине мира являлись космические явления и образы природы (небо, вода, земля, образы анимального мира). В образе предка того или иного рода или племени выступал какой-либо зверь или птица: волк, барс, олень, баран, козел, ворон, степной орел, и т. д. Самые известные тотемы тюрков – волк и лебедь (белый гусь – «каз ак»). Изображения тотемических животных украшали оружие и одежду воинов, орудия труда, ритуальные атрибуты и другие предметы родовой собственности. Позднее в некоторых случаях они складывались в своеобразный тезаурус специальных знаков (тамга), способствовали появлению и развитию системы «тамгопользования». Объекты и явления природы становятся также содержательным наполнением родовых знаков (тамг). Так, в значениях родовых знаков казахов встречаются символы неба, бескрайней степи, четырех сторон света, мирового дерева, священной горы, образы мифологизированных животных, атрибуты ритуальных обрядов.

Тенгрианская символико-космогоническая система отражается в скульптуре каменных балбалов, существующих на территории Казахстана. Изваяния не только отражают трехчастную модель Вселенной, выстроенную по вертикали, но и «одухотворены», как бы осмысливая окружающую действительность. Ведь, несмортя на общее типологическое единство балбалов, нет ни одного повторяющегося «лица».

Тема мирового дерева, известная в степном искусстве с поздней бронзы, была универсальным знаковым комплексом древности [3, с.26]. Центр мира – не только топографическая точка, сколько семантическая позиция. Ситуативно центром может быть и гора, и дерево, и коновязь – словом, все то, что соединяет миры [4, с. 103].

В схеме мирового дерева помимо вертикали реконструируются две горизонтальные оси, образующие плоскость, то есть крест. Горизонтальная структура моделирует части света, смену времен года, элементы мира (огонь, вода, воздух, земля - согласно традиционным учениям). По вертикали оно членится на три мира. Таким образом, схема мирового дерева определяется числами, упорядочивающими космос: число три по вертикали относится к динамической структуре вселенной, в которой все возникает, развивается, завершается; число четыре по горизонтали являет образ статической целостности. Вместе они составляют сакральное число семь - сумму статических и динамических аспектов вселенной. Вокруг мирового дерева, то есть в горизонтальной плоскости, ходят Солнце и Луна.

Мировое дерево – распространенный знак, символ, орнаментальный мотив в традиционном искусстве. Образ священной горы присутствует в головном уборе сакского вождя, найденного в Иссыкском кургане, а также формы сакских курганов, вертикализм менгиров, соответствовали данному концепту. Коновязь также воплощает идею мирового дерева, символизируя сакральный, семантический центр. В орнаментике представляет идею симметрии (привязанные к дереву кони). В пространстве переносного жилища – юрты, символизирующим мировым деревом, воплощением идеи плодородия и рождения являлся опорный шест – баан

Наши рекомендации