Примеры упражнений на согласные звуки

Звук [П] — глухой, звук [Б] — звонкий.

1. Чередовать: П, Б (несколько раз).

2. ПИ - ПЭ - ПА - ПО - ПУ - ПЫ.

3. БИ — БЭ — БА — БО — БУ — БЫ.

4. ПЕ - ПЯ - ПЕ - ПО.

5. БЕ - БЯ - БЕ — БО.

6. ПИББ — ПЭББ — ПАББ — ПОББ — ПУББ — ПЫББ.

7. БИПП — БЭПП - БАПП — БОПП — БУПП — БЫПП.

8. ПИББИ — ПЭББЭ — ПАББА — ПОББО — ПУББУ — ПЫББЫ.

9. БИППИ — БЭППЭ - БАЛЛА — БОППО — БУППУ - БЫППЫ.

Можно составлять многообразные вариации упражнений, чередуя глухой и звонкий звуки со всеми гласными.

Отшлифовывая произношение отдельных звуков, необхо­димо контролировать точность положения частей речевого . аппарата.

Более сложны в произношении смягченные звуки [Т] и [Д] (ТЬ и ДЬ).

Упражнять эти звуки нужно с йотированными гласными звуками.

Например:

ТИ, ТЕ, ТЯ, ТЕ, ТЮ, ТИ;

ДИ, ДЕ, ДЯ, ДЕ, ДЮ, ДИ.

Строение артикуляционного упражнения может быть таким:

1. ТИДДИ - ТЕДДЕ - ТЯДДЯ - ТЕДДЕ - ТЮДДЮ - ТИДДИ.

2. ТИ — ДИ — ДИ — ТТИ,

ТЕ - ДЕ - ДЕ - ТТЕ,

ТЯ - ДЯ - ДЯ — ТТЯ.

3. ТЕ - ДЕ - ДЕ - ТТЕ,

ТЮ - ДЮ - ДЮ - ТТЮ.

Чтобы зафиксировать произношение каждого звука, сочи­ните слова, в которых этот звук был бы в начале и в конце слова, можно воспользоваться пословицами и поговорками. Например:

►И — Знали, кого били, потому и победили.

►Е — Кто сеет да веет, тот не обеднеет.

►О — Красно поле пшеном, а речь умом.

►У—Ю — Чужим умом умен не будешь,

Сам себя губит, кто людей не любит.

►А—Я — Голова без ума, что фонарь без огня, Ошибайся, да сознавайся.

►И—П — Пошел Ипат лопаты покупать, купил Ипат пять лопат, шел через пруд — уцепился за прут, упал Ипат — пропали пять лопат.

►Ы — Каков Мартын, таков у него и алтын.

Для достижения выразительности речи нужно отчетливо и разборчиво говорить с одинаковой скоростью. Этому содей­ствует работа над скороговорками.

Не нужно стараться одним махом произносить скороговор­ки. На первых порах проговаривайте ее медленно, четко произ­нося каждый отдельный звук, делая паузу после каждого слова.

При произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская их нечеткого и смазан­ного произношения.

Стремитесь при произнесении скороговорки определять всевозможные задачи (внутренние речевые установки).

Например:

При произнесении этого текста я хочу подсмеяться, хочу поплакаться, хочу позлословить, хочу похвалиться и т. д.

Примеры:

1. Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.

2. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

3. Расскажите про покупки!

4. Про какие про покупки?

5. Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Правила выделения логических ударений

1. Подлежащее и сказуемое.

В простом нераспространенном предложении на один из главных членов и падает логическое ударение. Как правило, ударение приобретает слово, которое стоит вторым.

Например:

«Поля опустели; обнажились леса».

2. Правило о новом понятии:

А) Если подлежащим или сказуемым является слово, озна­чающее что-то новое, что еще не упоминалось, то уда­рение падает на него. Если оба понятия новые, то они оба выделяются.

Б) Если данное понятие ранее упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется.

Например:

Вот дом,

который построил Джек,

а это пшеница,

которая в темном чулане хранится

в доме,

который построил Джек.

Новые понятия: «дом», «Джек», «пшеница», «чулан» — выделяются. При повторении слов «дом», «Джек» уда­рение с них снимается.

В) Сказуемые, смысл которых в тексте содержится в смысле подлежащего, не выделяются в тексте.

Например:

«Сверкнула молния», «прогремел гром».

3. Правило противопоставления.

Если одно понятие отрицает другое, то оба противопостав­ляемых слова выделяются.

Например:

«У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем» — этот год противопоставлен будущему;

«В наших жилах кровь, а не водица» — «кровь» противо­поставлена «водице»;

«Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

Если в фразе есть утаенное противопоставление, то тот член предложения, который подразумевает противопоставле­ние, непременно будет под ударением.

Например:

«Это были настоящие цветы» (подразумевается, что они не бумажные).

4. При соединении нескольких однородных членов в пред­ложении все они должны быть выделены.

Например:

А) «У человека с бородою было умное, молодое, свежее лицо»;

Б) «Тут ели, спали, любили, дрались, заводили нескончае­мый торг, ждали светлого будущего, болели и умирали».

В этом предложении восемь однородных членов, причем такие группы слов, как «заводили нескончаемый торг», «жда­ли светлого будущего», являются распространенными одно­родными членами, так как в них выражаются понятия, относя­щиеся к тому, что делали тут эти люди.

5. Если определение выражено существительным в роди­тельном падеже, то оно принимает на себя ударение.

Например:

«смысл фразы», «сила звука», «идея произведения».

6. В сравнении максимально ударным будет то, с чем срав­нивается, а не то, что сравнивается.

Например:

«Лицо старухи было сморщенно, как высохшее яблоко», — сморщенное лицо сравнивается с высохшим яблоком, следо­вательно, ударными будут слова «высохшее яблоко».

7. В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.

Например:

«Ты взял яблоко?». Если мы хотим узнать, кто взял ябло­ко, мы выделяем слово «ты».

Наши рекомендации