Режиссерские системы 20 века


1. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Метерлинк, Гауптман)

Попытка создания на сцене закрытого или открытого универсума. Попытка прорыва сквозь покров повседневности к идеальной сущности Мира, его трансцендентальной Красоте.

2. МЕХАНИЧЕСКИЙ И ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (В. Гарсия, П. Стейн, немецкий театр отказа от актера)

Обнажение технократической функциональности. Принцип не подражания, продолжения бытия, которое через творящего человека создает «железный мир».

3. ЭКСПРЕССИОНИСТСКИЙ ТЕАТР (нем. «драма крика» Йесенера)

Субъективная интерпретация действительности, через заостренное выражение важной для режиссера идеи, через преувеличение и условности.

4. ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ, ПАНИЧЕСКИЙ ТЕАТР, ЛИВИНГ-ТЕАТР (Арто)

Принцип – подвергнуть зрителя эмоционально-шоковому воздействию с целью освободить его от власти дискурсивного и логического мышления и вернуть ему непосредственность восприятия (Дзен-прием).

5. СЮРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Барба)

Принцип – изгнание рассудка из художественного мышления, утвердить приоритет бессознательного, интуитивного. Пробиться к подсознанию зрителя.

6. БЕДНЫЙ ТЕАТР (Е. Гратовский)

Крайняя экономия сценических средств при огромной интенсивности актерской игры и углубленности отношений между актером и зрителем. Принцип строгой автаркии.

7. ТЕАТР ФАНТАСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА (Е. Вахтангов)

Театрализованный, маскарадный реализм.

8. ГЕРСИКА – РОМАНТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Охлопков, Марджанишвили, Крушельницкий)

9. ТЕАТР СОЦИАЛЬНОЙ МАСКИ (Мейерхольд)

10. МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Л.Курбас)

11. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Пискатор, Буриан, Козинцев, Юткевич, Марджвнов)

Стремление добиться торжества политических теорий, социальных убеждений, философских замыслов. Это театр: агитпропа, народный театр, эпический театр, театр политтерапии Боэля, театр герильи.

12. ХЕППЕНИНГ (Кейдж, Беи, Пейн, Журньяк, Нитш)

Театральная форма – где нестыкующиеся элементы организованы в структуру и разделены на части с использованием случайности, непредвиденности.

13. НАТУРНЫЙ ТЕАТР (ПРИРОДНЫЙ) (Виллар, финский театр)

14. ТЕАТР ПАРАДОКСА (АБСУРДА) (Ионеско, Беккет, Мрожек)

15. НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Э. Де Филиппо)

Театр «лирического документа» - повествование с элементами мемуаров, личных документов, автобиографий, обыгрывания реальных событий.

16. ТЕАТР РАССЕРЖЕНЫХ (Осборн)

Нонконформизм, бунт, экстравагантность.

17. ТЕАТР МАССОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (О´Сейн, С. Мнушкина)

18. ЭПИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Брехт, Пискатор)

Приемы и стиль игры, выходящий за пределы классической «аристотелевской» драматургии. Принцип рассказывания о происходящем/ происходившем. Принцип повествователя, т.е. с определенной точкой зрения.

19. ТОТАЛЬНЫЙ ТЕАТР (П. Брук)

Театр впечатлений через все доступные театру средства воздействия.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Театр потока явлений, воспринимаемых через трагический гуманизм, заостренный до болезненной ущербности. Театр особого «философского» способа мышления.

КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ТЕАТР

Конструкция, монтаж выразительных средств. Принцип фабульности.

22. ТЕАТР ПСИХОАНАЛИЗА (ПСИХОДРАМА)

Фрейд – Юнг. Через совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека. В основе осознанного и неосознанного мотива.

23. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР (АВАНГАРДИЗМ)

В основе театра лежит:

- Перформенс (визуальное искусство);

- Боди-арт (телесное искусство);

- Культурный театр;

- Фигуральный театр (пластика и фигуры в пространстве;

- Автобиографический театр (рассказывание и представление собственной биографии);

- Лэнд-арт.

24. МИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Блок, Украинка, Метерлинк)

МИФИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Мифы, неомифы, мифологемы, попытка декорирования мифов, попытка перевода аллегорических систем мифа.

26. МИСТЕРИАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Обераммергац)

Новое мираклевое направление. Новое мистериальное направление.

27. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Отан, Лара, Гратовский)

Поисковый театр. Театр-лаборатория.

28. ТЕАТР АГИТПРОПА (Маяковский, Вольф)

Анимационный театр (подготавливающий). Цель – вызывать интерес к социальной или политической ситуации.

ТЕАТР БУЛЬВАРОВ

Кокетливый, приятный, без потрясений. Это и тип театра, и режиссерская система, и репертуар, и стиль.

ДОКУМЕТАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Принцип воинственного монтажа, т.е. монтажа исторических параллелей и некоментированного взгляда.

31. ЖЕНСКИЙ ТЕАТР (ФЕМИНИСТИЧЕСКИЙ) (Сикус, Бенмусса)

Поиск феминистического стиля, качества и темы исследования, свойственных только женщинам.

32. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (ИНТИМНЫЙ) (Стринберг, Бернар)

Форма определяется сюжетом. Разгадать загадку, тайну человека.

ТЕАТР ПОВЕСТВОВАНИЯ

Актер – рассказчик и иллюстратор, недраматургический литературный материал.

34. ТЕАТР ПОВСЕДНЕВНОСТИ (Уэскер, Кретц)

a. Принцип китчевый – безвкусно, но красочно украшено;

b. Принцип неонатурализма – предметом наблюдения объявляется «весь человек» и сообщается о нем «вся правда», герой в сюжете часто душевнобольной.

35. СПОНТАННЫЙ ТЕАТР (АВТОНОМНЫЙ) (Кантор, Евреинов)

Нет границ между жизнью и игрой, сценой и залом. Принцип – театр без зрителя, все есть участники действия.

36. ТЕАТР УЛИЦЫ (РАЗНОСТИЛЕВОЙ)

Место игры: улица, площадь, парк, рынок, метро, вокзал, электричка, и т.п.

37. АТМОСФЕРНЫЙ ТЕАТР (А. Васильев)

38. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (ТЕАТР СТИЛИЗАЦИЙ)

В основе специфика национального темперамента, национальных эстетических приоритетов, национальной природы восприятия искусства, национальной смеховой культуры.

39. ЭТНИЧЕСКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ)

Японский театр Но, Кабуки, китайская национальная опера, Южно-американский театр «Рабиналь-Ачи», тибетский театр «Цам».

ТЕАТР МАСКУЛЬТА

НАРОДНЫЙ ТЕАТР

ТЕАТР УЧАСТИЯ

ТЕАТР СВЕРХИЛЛЮЗИИ

ТЕАТР В КРЕСЛЕ

ТЕАТР МИНИМАЛЬНЫЙ

ТЕАТР НЕВИДИМЫЙ

Наши рекомендации