Охрана памятников культуры

– физическая охрана предполагает наличие сторожа или специальных охранных систем, закрепленных за данным памятником;

– реставрация – один из основных способов сохранения памятника, она происходит по международным нормам, которые нельзя нарушать;

– консервация – сохранение памятника в дошедшем до нас виде;

– возведение «новоделов», т.е. создание копий разрушенных памятников, частичное воссоздание утраченных элементов экстерьера, интерьера;

– музеефикация, т.е. комплексный подход к реставрации памятника, превращение его в объект музейного показа.

Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества. Каждая эпоха имеет свои проблемы, свой взгляд на охрану культурного наследия. Так, в
XVII–XVIII вв. нет понятия «памятник истории и культуры». Не было ни одного указа до Петровского времени об охране какого-либо памятника. Но всегда существовало негласное мнение, что разрушить какую-либо древность (икону, храм, надгробие, курган и т.п.) – это грех. Одни из первых указов Петра I касались предметов искусства – «курьезные вещи» или «что зело старо, то необыкновенно». Однако объекты, появившиеся на памяти живущего поколения, как правило, к памятникам не причислялись.

В 1869 г. возникает «Проект положения об охране памятников». В нем памятники делятся на следующие группы:

· Памятники архитектуры (здания, насыпи, валы, курганы);

· Памятники письменные (рукописи, старопечатные книги);

· Памятники живописи (иконы, стенопись);

· Памятники ваяния, резьбы, изделий из золота, серебра, меди и железа.

После революции 1917 г. принимаются декреты об охране памятников, появляется понятие «исторический памятник.» В эту категорию вошли и памятники новейшего времени: дома, вещи знаменитых людей. Важными критериями для памятника являются исторический, мемориальный, временной, художественный.
С 1924 г. памятники делятся на две категории: 1)Движимые – экспонаты музеев, произведения искусства; 2)Недвижимые – скульптурные ансамбли. Иногда недвижимые памятники могут стать движимыми.

В 1976 г. создается закон об охране памятников, в котором выделяется несколько видов недвижимых памятников:

· Памятники археологии (раскопки);

· Памятники истории (дома);

· Памятники архитектуры (любые памятники до нач. XIX в.);

· Памятники искусства (в основном движимые);

· Документальные памятники (требуют особых условий хранения).

В 1970-е годы появляется новый термин «наследие», «историко-культурное наследие», – это любой вид памятника, который представляет собой значительный и важный источник изучения частной или государственной жизни. Следующие понятия – «памятное место" или «духовный памятник». Это может быть маршрут крестного хода, который совершался десятилетиями, места сражений, религиозных явлений. Всегда любой памятник рассматривается в экономическом, политическом, социальном, контексте. Для изучения охраны памятников необходим комплексный подход.

Абстракционизм (лат. abstractus – отвлеченный) – абстрактное или беспредметное искусство, направление художественного творчества. Абстрактное искусство возникло в 1910 – 1913 гг. Первые его образцы создали в Германии В. В. Кандинский, в России – К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова. Свои эмоции, предметы абстракционисты передают с помощью определенных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объем).

Андегрáунд (англ. underground – подземный, расположенный под чем-либо) – художественные направления в современном искусстве, оппозиционные официальному искусству, в СССР – социалистическому реализму; нелегальная политическая или культурная организация, движение. Термин впервые стал использоваться в американской кинематографии 1940-х годов для обозначения некоммерческих фильмов, созданных начинающими режиссерами на собственные средства для до­машнего просмотра. Для андеграунда характерны отказ от общепринятых ценностей, норм, разрыв с традициями, нередко эпатаж публики, бунтарство. Проявления андеграунда – самиздат, нелегальные концерты, фестивали, выставки.

Былины – эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность X–XVI вв. Былины выражали эстетические, этические и политические идеалы Древней Руси. В центре – образы богатырей (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и др.), наделенных высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине.

Годы «застоя» – термин, который применяется к двум десятилетиям правления Л. И. Брежнева. На фоне хаотических преобразований предшествующих и последующих лет время Брежнева было политически стабильным, экономически относительно благополучным. Усилилось идеологическое давление на культуру.

Диссидентство– духовный опыт поколения 1970-х, форма политической оппозиции тоталитарному государству, культурное инакомыслие. Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему повышению политической бдительности советских людей» (1977) определяло диссидентство как «вредное» течение, дискредитирующее советский государственный строй, уличенные в нем привлекались к уголовной ответственности.

Западничество–историко-культурная концепция и сформировавшееся на ее основе общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию.

Икона Божией Матери Владимирская– одна из самых прославленных икон на Руси, почитается чудотворной. Иконографический тип «умиление» стал традиционным и излюбленным на Руси. По преданию икона была написана самим евангелистом Лукой и до 450 г. находилась в Иерусалиме. В начале XII в. константинопольский патриарх послал икону в дар Юрию Долгорукому, она находилась в соборе Вышгорода под Киевом. В 1155 г. князь Андрей Боголюбский увез икону во Владимир, где она находилась в Успенском соборе. Святыня стала именоваться «Владимирской». В 1395 г. икона перенесена в Москву.

Культурная революция – термин, который впервые ввел В. И. Ленин в статье «О кооперации» (1923). Его содержанием являлся многогранный процесс преодоления культурной отсталости страны. В выступлении И. В. Сталина в марте 1929 г. культурная революция сводилась к введению обязательного начального, а затем среднего образования.

Летописание – один из основных оригинальных жанров русской литературы. Летописи – памятники всей духовной культуры средневекового общества. Повествование велось по годам в хронологической последовательности (рассказ о событиях каждого года начинался словами «в лето…»).

«Могучая кучка»– название, которое музыкальный критик В. В. Стасов дал в 1867 г. творческому содружеству русских композиторов (М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский,
Н. Римский-Корсаков). Новая музыкальная школа стремилась передать «правду жизни», национальный характер музыки.

Московский Кремль– архитектурный комплекс в центре Москвы на Боровицком холме. Первые белокаменные стены были возведены при Дмитрии Донском в 1367 г. Ансамбль Московского Кремля занимает территорию в 27,5 га, которую защищала стена из красного кирпича длиной – 2,25 км, толщиной – 3,5–6,5 м, высотой – 5–19 м. К XVI в. Московский Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы. Соборы Кремля. Успенский собор– главный собор Московского Кремля (1475–1479). Возведен по образцу Успенского собора во Владимире. Стал главной святыней Московского государства, в нем находилась Владимирская икона Богоматери. В соборе цари венчались на царство, собирались Земские соборы, оглашались государственные акты. Благовещенский собор – домовая церковь московских царей (1481–1489), творение псковских мастеров.Архангельский собор– усыпальница Московских великих князей (1505–1509). В архитектуре использованы мотивы итальянского возрождения (капители, пилястры, «раковины»).

Оттепель – образное определение новых веяний в общественной и культурной жизни СССР в период с 1953 до сер. 60-х гг. Был сделан первый шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление международного культурного обмена. Ухудшились церковно-государственные отношения.

Патриáршество –форма высшей церковной власти; в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 г. Патриарх имел право созывать церковный собор, контролировать соблюдение канонов и церковных законов, посвящать в сан митрополита. Русские патриархи всегда играли существенную роль в государстве, хотя и занимали подчиненное по отношению к государственной власти положение. В 1700 г. при Петре I патриаршество было упразднено и высшим руководящим органом церкви стал Священный Синод. Только 5 ноября 1917 г. на поместном Соборе русской православной церкви оно было восстановлено.

«Передвúжники» –художники, входившие в российское демократическое художественное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок, образовалось в 1870 г. Передвижники руководствовались методом критического реализма, изображали жизнь и историю народа, природу, обличали пережитки крепостничества, пороки капитализма. Художники-передвижники: И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков,
В. Г. Перов, В. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, В. Д. Поленов,
А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан и др. Они находились под воздействием идей В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского.

Перестройка– термин, которым обозначаются реформы, начатые партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в
1985 году. Общественно-культурная жизнь стала разнообразнее. Гласность – существенная черта перестройки. Духовный кризис, как результат перестройки, выразился в росте нигилистических настроений; в возвеличивании культа наживы, индивидуального преуспевания; в разрушении привычных нравственных устоев.

Пролеткульт,пролетарская культура – объединение культурно-просветительных, литературно-художественных организаций (сентябрь 1917–1932). Руководители Пролеткульта видели главную цель его деятельности в создании новой пролетарской культуры (науки, философии и т.д.), противопоставляя ее всей предшествующей культуре.

Реалúзм (позднелат. realis – вещественный) – 1) направление в литературе и ис­кусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действитель­ности; 2) социалистический реализм – творческий метод литературы и искусства – эстетическое выражение социалистически осознанной кон­цепции мира и человека, изображение жизни в свете социалистических идеалов; 3) научный реализм – общее название ряда учений, развивавшихся в европейской философии; суть его – научные иссле­дования являются единственным средством достижения истинного знания.

«Русская Правда» – основной письменный закон Киевского государства, опирался на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Первая часть кодекса – «Древнейшая Правда», или «Правда Ярослава» (17 статей). «Правда Ярославичей»– дополнение к «Русской Правде», статьи, появившиеся во 2 пол. XI в.

«Русские сезоны» в Париже С. П. Дягилева – форма популяризации театрально-музыкального искусства России на Западе (1907–1913). Оперные и балетные спектакли, оформленные художниками «Мир искусства», составили эпоху не только русской, но и мировой культуры.

Славянофильство– общественно-политическое и философское направление, зародившееся в 1830–1840-е гг. Источниками русской самобытности славянофилы считали устои русской общественной жизни, которые не содержали основ внутрисоциального конфликта. Это православие, монархия, неразвитость публичного (писаного) права, отсутствие третьего сословия, институт поземельной общины, артельный характер труда.

Старообрядчество – термин, который применяется к сторонникам древней русской традиции, старых книг и обрядов. В
XVII веке они не приняли церковной реформы, которая проводилась при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне и заключалась в изменениях следующего характера: написание в книгах имени Христа Иисус вместо Исус и др. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий.

СЕМИНАР 5

Религия и культура

Вопрос 1. Взаимоотношения религии и культуры в истории человечества. Сущность и основные функции религии.

Список литературы

1) Горелов, А. А. История мировых религий. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 7–16.

2) История религии: В 2 т. / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002. Т.1. С.17–28, 41.

3) Религия в истории и культуре: учебник для вузов /
М. Г. Писманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко и др. / под ред. М. Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
(Гл. 13,16).

Вопрос 2. Язычество и культура.

Список литературы

1) Горелов, А. А. История мировых религий. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 253–258.

2) История религии: В 2 т. / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002. Т.1. С.31-32, 49-50, 52-53.

3) Религия в истории и культуре: учебник для вузов /
М. Г. Писманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко и др. / под ред. М. Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 118–121,267.

4) Семенова, М. Быт и верования древних славян. – СПб.: Издательство «Азбука-классика», 2001. С. 17–49, 53–75.

Вопрос 3. Буддизм и культура.

Список литературы

1) Альбедиль, М. Ф. Буддизм. – СПб.: Питер, 2006.

2) Горелов, А. А. История мировых религий. – М.:Флинта: МПСИ, 2005. (Гл.7).

3) Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. – СПб.: Наука, 2003. (С.21–41).

Вопрос 4. Христианство и культура.

Список литературы

1) Флоренский, П. А. Записка о христианстве и культуре
// Флоренский П. А. Христианство и культура. – М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «ФОЛИО», 2001. С.637–649.

2) Нагорная беседа // Полная популярная иллюстрированная библейская энциклопедия Архимандрита Никифора. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. С.431–433.

3) Словарь библейских крылатых слов и выражений. – СПб.: Издательство «Петербург-XXI век», 2000. С. 302, 28, 407, 327, 343, 95, 448, 395, 165, 321, 419, 317, 136.

4) Феклина, О. Б. Христианство и культура: учеб. пособие / УГАТУ. – Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 1999. Феклина, О. Б. Христианство и культура [Электронный ресурс]: учебное электронное издание / О. Б. Феклина; УГАТУ. – Уфа: УГАТУ, 2004.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

Вопрос 5. Ислам и культура.

Список литературы

1) Коран (любое издание).

2) Горелов, А. А. История мировых религий. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. (Гл. 13).

3) Игнатенко, А. Зеркало ислама. – М.: Русский институт, 2004. С. 637–649.

4) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О. Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С. 93–99.

5) Журавский, А. Ислам. – М.: Издательство «Весь мир», 2004.
(Гл. 1,2).

Темы докладов

1. Магия и ее формы.

2. Язычество древних славян.

3. Неоязычество в современных условиях.

4. Буддизм и его роль в современном мире.

5. Современный католицизм.

6. Особенности православного христианства.

7. Современный протестантизм.

8. Секты.

9. Современные нетрадиционные религии.

10. Искусство и мировые религии.

11. Духовный мир человека религиозной культуры.

Вопросы для самопроверки

1. Что составляет сущность религии? Какова ее структура?

2. Каковы основные функции религии?

3. Как связаны религия и культура?

4. Как язычество влияет на культуру?

5. Каковы особенности буддийской культуры?

6. Каковы ценности мусульманской культуры?

7. Каковы особенности исламского искусства?

8. Назовите памятники исламской архитектуры.

9. Каков вклад ислама в мировую культуру?

10. Чем отличается вероучение ислама и христианства?

11. В чем состоит сущность и специфика христианства?

12. Каков нравственный смысл ценностей христианской культуры: «блаженны кроткие (Евангелие от Матфея, 5,5), «любите врагов своих» (5, 44), «гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду» (5, 21-22), «не противься злому» (5, 39-42).

13. Объясните наиболее известные крылатые слова библейского происхождения (Нагорная проповедь Иисуса Христа – Евангелие от Матфея, гл. 5-7): нищие духом (5,3); блаженны миротворцы (5,9); соль земли (5,13); ни на йоту не уступить (5,18); от лукавого (5,37); мытарь, мытарство (5,46); око за око (5,38-39); хлеб насущный (6,11); служить маммоне, слуга двух господ (6,24); злоба дня (6,34); не судите, да не судимы будете (7,1-2); сучок в глазу (7,3); метать бисер перед свиньями (7,6); дом, построенный на песке (7,26-27).

14. Каковы особенности христианского искусства?

5.4. Справочные статьи и основные понятия

Религия (лат. religio – благочестие, благоговение, святость, богослужение; или religare – связывать, соединять; или reеligare – воссоединять) – обобщающий термин, который применяется для множества конкретных религий, означает соединение или воссоединение человека со сверхъестественными «Высшими Силами» и благоговейное поклонение Им. За эти Высшие Силы в различных религиях принимается Бог, «Высший», или «Космический Разум», «Абсолют», боги и др. Ученые насчитывают около 250 определений религии, существует масса ее различных трактовок.

Религия – явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории, охватывает подавляющую часть населения земли. Важным является вопрос о том, что составляет существо религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие несущественными?

Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, т.е. как она представляется постороннему наблюдателю и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, без которых (или хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, оккультизм, сатанизм и т.д. Главным признаком религии является существование Бога – личного, духовного, совершенного надмирного Начала, являющегося источником (причиной) бытия всего существующего, в том числе и человека.

Другой элемент религии – убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни. Соединение человека с Богом осуществляется через веру, под которой подразумевается не только убежденность в существовании Бога, вечности и т.д., но и особый характер всего строя жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии. Человек принципиально отличается от всех других живых существ тем, что он является существом не только биологическим, а в первую очередь духовным.

О внутренней стороне религии непричастный к ней человек может сказать немногое, так как это была бы попытка описать невыразимое в его духовном опыте. Религия изнутри для действительно верующего человека открывает духовный мир и Бога, и всю ту бесконечно многообразную гамму переживаний, о которых другому человеку (хотя бы прекрасно знающему внешнюю сторону религии) просто ничего не известно и которому передать это невозможно. Об этом писал крупный русский мыслитель С. Н. Булгаков: «В самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом».

Культовая деятельностьявляется составной частью религии. Культ представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующий устанавливает связь со сверхъестественными силами (Богом, духами, демонами и т.д.). Виды религиозных действий: обряды, таинства, богослужения, посты, молитвы, проповеди, иные средства.

Особое место отводится молитве как средству общения с Богом. Религиозные идеи в культе представлены текстами – священными книгами (Библия, Коран и др.), священным преданием, молитвами, псалмами, песнопениями и т.п. К средствам культовой деятельности относятся: храм, мечеть, предметы культа, используемые в богослужении, религиозное искусство.

Функции религии – характер и направление ее воздействия на общество в целом и на отдельные его элементы. Мировоззренческая функция религии (смыслополагающая) предполагает, что в религии как форме духовного освоения мира вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а, прежде всего, в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей, или функцией «значений». По определению американского социолога религии Р. Беллы, «религия есть символическая система для восприятия целостного мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения». Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. А знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как эти страдания, смерть наполнены для религиозного человека определенным смыслом.

Легитимирующая (узаконивающая) функция. Теоретически обосновал эту функцию американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т. е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка.

Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменяться в различных социокультурных средах или же они имеют надобщественную, надчеловеческую природу, «укоренены», базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение религии в базовую основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка.

Интегративная и дезинтегративная функции религии. Французский социолог Э. Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем, поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в социокультурной системе и тем самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э. Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Посредством культа религия конституирует общество как социокультурную систему, она готовит человека к социальной жизни, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, формирует чувство удовлетворенности.

Обратной стороной интегрирующей функции религии выступает дезинтегрирующая. Выступая в качестве источника социокультурного единения на базе тех или иных ценностей, нормативных установок, вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформировавшимся на базе другой ценностно-нормативной системы, вероучения, культа и организации. Это противопоставление может служить источником конфликта между представителями различных конфессий.

Компенсаторная функция. Смысл ее заключается в том, что религия восполняет (компенсирует) бессилие человека, облегчает его страдания. Религия является способом решения любых существующих проблем (здоровье, учеба и т.д.). Важным свойством этой функции является ее психологическое воздействие, которым снимается стрессовое состояние.

Коммуникативная функция. Религия выступает средством общения людей в рамках религиозных организаций, отдельных групп. Средствами общения и единения верующих с Богом и друг с другом являются богослужения в храме и не только, участие в таинствах, праздники и т.д.

Регулятивная функция. Религиозные идеи, ценности, стереотипы поведения выступают регуляторами поведения приверженцев данной веры. Как нормативная система религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность.

Внерелигиозные функции. Выделяют политическую, экономическую, воспитательную, культурно-просветительную и т.п.

Религия и культура.К проблеме соотношения религии и культуры существуют различные подходы, порой прямо противоположные. 1) Понятия «религия» и «культура» нередко смешиваются. Иногда религию считают формой культурной деятельности. И наоборот культуру, в особенности искусство, считают духовно равнозначным религии, полагают, что культура может в жизни заменить религию. 2) Религия и культура разводятся в разные стороны; они не могут восприниматься как слова – синонимы.

Эти две формы деятельности человека безусловно связаны. Источник идей, реализуемых в творческой деятельности, древние видели во вдохновении, которое приходит к человеку извне, свыше. Овидий говорил: «Бог живет в нас, мы имеем связь с небом, из эфирных областей сходит на нас вдохновение». В Ветхом Завете от лица Бога говорится о мастере Веселеиле: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью и всяким искусством составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу» (Исх. 33, 30-31).

Формы взаимодействия религии и культуры многообразны:

– мораль, понимание добра и зла различно в различных религиозных системах, так же как и понятие истины;

– искусство, особое значение имеет изобразительное искусство (живопись, иконопись), архитектура, музыкальное, танцевальное, театральное, пение, поэзия и проза; фольклор;

– обучение в различных формах (начальная, средняя, высшая школа, внешкольное образование), система воспитания;

– язык;

– праздники, церемонии, посмертные ритуалы;

– деньги, материальные ценности, область материальной культуры.

Аллах – единый и единственный Бог, создатель мироздания и всего сущего, согласно Корану и мусульманским представлениям. Ислам – религия строго монотеизма, понятие «религия единого» играет ключевую роль. Важнейшая в богословском смысле сура СХII Корана «Очищение» гласит: «1. Скажи: «Он – Аллах – един; 2. Извечен Аллах один; 3. Не рождал он, и не был рожден. 4. И с ним никто не сравним» (пер. В. Пороховой).

Бúблия (греч. biblia, мн. ч. от biblion книга) – свод книг, составляющих Священное писание; библия состоит из двух частей – Ветхого Завета, представляющего священные книги христианской и иудейской религии, и Нового Завета, содержащее собственно христианское учение.

Боговоплощение – основополагающая истина христианства. Иисус Христос – Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Сын, Бог Слово (Логос), Спаситель всего человечества был рожден до сотворения мира (и времени), т.е. существовал всегда. Христос для спасения людей сошел на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии в Богочеловека, приняв человеческий облик. Эта истина о воплощении Сына Божия является абсолютно непостижимой для человека и воспринимается на веру.

Буддúзм –значительное явление мировой культуры. По преданию это учение Сиддхархи Гаутамы Шакьямуни (Будды), созданное на основе древних религиозно-философских учений Индии в
VI в. до н. э. Главным в буддизме являются четыре благородные истины: 1) «существует страдание», 2) «имеются причины страдания», 3) «можно прекратить страдание», 4) путь к прекращению страданий – «благородный восьмеричный путь». Конечная цель стремлений человекав буддизме – нирвана, это отрешенность от всех жизненных забот, небытие, состояние высшего блаженства. Буддизм получил распространение в Юго-Восточной, Центральной и Средней Азии, в Сибири.

Вéра –элемент мировоззрения, посредством которого выражается отношение че­ловека к собственным жизненным силам, их источнику, их возможностям. Вера может быть положительной (уверенность) и отрицательной (неверие, неуверенность); «слепой» – дове­рие чувствам, интуиции без каких-либо доказательств и «зрячей» – доверие осмыслению опы­та, научным доказательствам.

Гимнография– совокупность прославляющих Бога поэтических произведений, созданных на протяжении всей истории становления Православной Церкви. Жанры гимнографии: тропарь – краткое песнопение, исходно музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов, писались ритмической прозой, в IV в. появляются стихотворные тропари. Кондак – многострофная (ок. 20-30) поэма, появляется в 1 пол. VI в. Создатель жанра – Роман Сладкопевец. Кондак вытесняется каноном с VIII в. Канон – сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Как жанр канон возникает в сер. VII в. Акафист – форма церковной поэзии, близкая древним кондакам. Первый акафист, называемый Великим, посвящен Богородице («Взбранной Воеводе…»), составлен в нач. VII в. в память об избавлении Константинополя от нашествия персов. Акафист состоит из 25 строф, каждые 2 из них образуют смысловое звено. Икос – строфа кондака или акафиста.

Грех (с греч. языка – ошибка, попадание мимо цели) – одно из важнейших библейских понятий, означающее отпадение человека от Бога как источника абсолютной жизни и силы; грех, или зло, – нарушение закона Божия (1 Ин. 3, 4), беззаконие, нарушение воли Божией. Грех Адама и Евы был первым грехом людей, поэтому он называется первородным. Последствия грехопадения: физические для человека (смерть, болезни, страдания), духовные – склонность человека ко злу.

Душá (гр. psyche, лат. anima) – понятие, выражающее исторически менявшиеся воз­зрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии особая нематериальная субстанция, независимая от тела; в современной науке – обозначение целостности идеальных психических процессов, отражающих и выражающих в различных чувственных и рациональных формах внешний мир и меру причастности личности к историческому процессу творческого преобразования природы и общества.

Евангелие (с греч. языка – «радостная весть», «благовествование») – общее название первых четырех книг Нового Завета. В них излагается «радостная весть» о жизни и учении Христа, явившегося для спасения человечества. Спасение – вечная жизнь человека с Богом в любви. Канонические евангелие – это евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

Икóна (гр. eikôn – изображение, образ) – в православии и католицизме изобра­жение Иисуса Христа, Бога – Троицы, Божьей Матери, сцен из Ветхого Завета и Нового Завета, изображение святого (или святых), являющееся предметом религиозного поклонения. Для средневековой иконописи характерны особые изобразительные приемы (так называемая обратная перспектива) – плоскостность, специфическая передача пространства, использование золотых фонов, отсутствие иллюзорного источника света, тяготение к локальному цвету, условности в передаче предметов и событий.

Иконография–особенности и каноны изображения определенного лица, сюжета, а также описание и систематизация изображений. Основная иконография складывается в IV – VI вв. В иконописи общее название икон на сюжеты священной истории называется праздники. Праздники это: благовещение – начальный момент вочеловечения Бога. Согласно Евангелию от Луки (1,26-38), архангел Гавриил, посланный Богом к Деве Марии, сообщает Ей, что у Нее родится сын Иисус и это будет Сын Божий. Первые изображения Благовещения известны со II в. Рождество Христово – величайший из Двунадесятых праздников, связанный с рождением Иисуса Христа в Вифлеемской пещере. Иконография сложная и разнообразная. Изображения появляются уже в катакомбах Рима. Крещение, или Богоявление – изображение Христа в крестчатом нимбе на фоне реки Иордан, слева – Иоанн Креститель, кропящий голову Иисуса, справа ангелы – неизменные спутники Бога. В центре иконы в снопе света летит Дух Божий «в виде голубином». Преображение – таинственное подтверждение божественной природы Иисуса Христа, которую он явил ученикам на горе Фавор. Воскрешение Лазаря – одно из самых знаменательных и важных чудес, которым Иисус подтвердил возможность воскресения и своего собственного и всех других людей. Вход в Иерусалим – Христос изображается на осле, символе кротости и миролюбия, за ним следуют апостолы. Пальма – обязательный атрибут иконы, так как символизирует мученическую смерть и вечность загробной жизни. Тайная вечеря – сюжет иконописи, отражающий последнюю пасхальную трапезу Иисуса Христа и Его учеников, совершавшуюся накануне распятия и Крестной смерти Спасителя. Во время тайной вечери Христос умыл ноги ученикам Своим, дал новую заповедь взаимной любви, установил таинство Евхаристии. Распятие – важнейшее событие на пути человеческого спасения, его образы стали символом самой христианской веры. Воскресение из мертвых – величайшее событие евангельской истории. Его второе название – Пасха. Главной иконой Пасхи является икона «Сошествие во ад». Вознесение – Вознесение на небо Бога, имеющего человеческий облик. Воздвижение Креста Господня – праздник, связанный с торжеством христианства при императоре Константине (IV в). Сошествие Святого Духа на апостолов – важнейшее событие, положившее начало проповеди Христова учения и создания Церкви как общности людей, объединенных одной верой. Успение Богородицы – день завершения земной жизни Богоматери. Последняя икона праздничного ряда.

Иконографические типы Иисуса Христа. Спас Нерукотворный – один из древнейших иконографических образов. Согласно Преданию, Лик Спасителя чудесным образом отпечатался на плате, которым Он отер лицо от воды. Пантократор (Вседержитель, Спас Вседержитель)– изображение Иисуса Христа, которое может быть поясным или в полный рост. Характерная особенность – открытое Евангелие в левой руке, правая рука поднята в благословляющем жесте. На нимбе буквы, означающие «Всегда существующий». Спас в силах – иконография Иисуса Христа, восседающего на троне на фоне красного четверика с символами евангелистов. В руке Христа – книга с текстом из Священного Писания. Спас Эммануил – иконография юного Христа, восходит к ветхозаветному пророчеству Исайи: «…Се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут его имя – Эммануил», что означает «с нами Бог».

Иконографические типы Богоматери.Оранта (греч. – Молящаяся) – один из основных типов иконографии Богоматери. Характерная особенность – воздетые в молении руки Богородицы и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери. Великая Панагия (Всесвятая) – изображение на груди Оранты в круге «славы» Младенца Христа. Знамение(слав. – чудо, знак, посланный свыше) – поясное изображение Богородицы с воздетыми в молении руками, с Младенцем на груди. Умиление(Елеуса) (греч. – милостивая, милующая) – поясное изображение Богоматери с Младенцем. Характерная особенность – соприкосновение ликов Богомладенца и Богородицы, что символически передает идею Боговоплощения как соединение небесного и земного миров. Одигитрия (греч. – Путеводительница) – поясное изображение Богоматери с Младенцем, сидящим на её левой руке. Характерная особенность – положение руки Богородицы, указывающей на Богомл

Наши рекомендации