Художественного конструирования

Как создать красивую вещь? Какими принципами должен руководствоваться художник-конструктор, чтобы создаваемые им проекты были выразительны, гармоничны, эстетически совершенны? Выработка четких эстетических требований для художника-конструктора - не праздный вопрос. Это - кредо его профессии, критерий правильности художественного вкуса, ключ к повышению творческого мастерства. B методическом плане наибольший интерес представляют две задачи, C которыми постоянно сталкивается художник-конструктор в своем творчестве: а) эстетическая оценка изделия (в частности, прототипа), анализ эстетических достоинств предмета, проекта, замысла; б) целенаправленные поиски прекрасного, творческий синтез отдельных сторон и качеств, направленный на создание эстетически полноценной вещи.

Художник-конструктор, который пытается выявить черты эстетического при анализе конкретных промышленных изделий, встречается с опреде­ленными трудностями. Попытка выделить «красоту» в чистом виде, без «механических примесей», обычно оканчивается неудачей. Красота остается неуловимой. Она либо растворяется в понятиях рациональности, удобства, технического совершенства, либо становится канонизированным элементом формы, стилевым шаблоном. Секрет взаимосвязи пользы и красоты может быть раскрыт лишь путем исследования законов творчества, процессов производства и потребления окружающих человека вещей, возникновения эстетического идеала.

Художник-конструктор имеет дело не с изображением предмета, а с самой вещью. Поэтому он должен, в первую очередь, удовлетворить соци­ально-экономические, функциональные, конструктивно-технические, эргономические и другие требования. Но вместе с тем, он обязан учитывать требования стиля, моды, эстетического идеала. Он должен создавать такие вещи, которые не только были бы полезными, но и приносили людям эстетическое удовлетворение, доставляли им радость. Именно поэтому художник-конструктор - не просто конструктор, но и художник, обладающий развитым чувством красоты и владеющий профессиональными навыками построения прекрасной формы.

Можно ли органически сочетать требования утилитарной целесообразности и красоты в одном предмете? Как подойти к решению этой задачи?

B своей деятельности художник-конструктор встречается с огромным количеством изделий, отличающихся по назначению, техническому уст­ройству и т.п. Поэтому решение эстетических задач должно быть особым в каждом конкретном случае. Нельзя подходить к разным вещам с одной меркой, нельзя превращать эстетические принципы в некий универсальный рецепт, годный на все случаи жизни. Попробуем указать на причины, которые обуславливают различный подход к решению эстетических задач.

Есть красота, которую не создает рука художника. Красота природы, например, возникает на основе объективных законов формообразования как отражение внутренней гармонии мира. Вряд ли когда-нибудь людям перестанут нравиться прекрасный пейзаж, бушующее море, все разнообразие форм природы.

Нечто подобное происходит и с изделиями человеческого труда. Человек создал искусственные алмазы, вывел новые породы животных и виды растений, нашел формы, отвечающие аэро- и гидродинамическим нагрузкам. Красивы ли эти формы? Несомненно, «вторая природа», созданная человеком, во многих своих проявлениях оказалась столь же прекрасной, как и первая. Упругая спираль нарезки цилиндрического вала, плавная линия лопасти винта, фактура полированного металла - все это наглядно раскрывает перед нами удивительное превращение конструктивно-технических и функциональных качеств изделий в эстетически выразительные свойства. При этом главным, хотя, подчас, и непроизвольным, создателем такой утилитарной красоты оказывается инженер, проектирующий по научно-техническим законам, представляющим собой отображение законов природы.

Но есть красота изделий, созданных человеком, которую невозможно обосновать техническим расчетом. Эту красоту создает художник, опираясь на свои профессиональные знания, навыки, талант и мировоззрение. Формы декоративной керамики, ювелирных изделий, узоры тканей, расцветка галстука или шляпы весьма изменчивы и непостоянны. Главным творцом этих изделий оказывается художник, сознательно подчиняющий своему эстетическому замыслу форму, фактуру и цвет. На примерах подобных изделий наиболее отчетливо можно видеть, как меняется форма B зависимости от изменения эстетических вкусов, веяний моды, смены стилей. И именно здесь на помощь художнику приходят его эстетическое чувство, художественная интуиция. Художник придает изделиям такую форму, которая, отвечая эстетическим запросам потре­бителей, одновременно воспитывает их худо­жественный вкус.

Строго говоря, приведенные выше примеры не относятся к сфере художественного конструирования. Они лишь фиксируют его границы. С одной стороны, мы видим вещи технического происхождения, запроектированные инженером, — «чистую сферу техники», с другой - изделия декора­тивно-прикладного искусства, созданные художником. A деятельность художника-конструктора, как и архитектора, заполняет промежуток между этими областями. Отсюда своеобразие качественной характеристики изделий, с которыми он имеет дело, а именно: сложное сочетание утилитарно-технического назначения изделий с высокими эстетическими требованиями к ним.

Художественное конструирование заключает в себе два генетических начала - «утилитарно-техническое» и «эстетическое». В зависимости от сте­пени преобладания утилитарных или эстетических требований к предмету меняется методика работы художника-конструктора над формой.

В одних случаях преобладают функциональные требования (станки, приборы, машины). Но и здесь функционально-технический поиск, что очень важно подчеркнуть, выступает одновремен­но и как метод художественного поиска. Правильно организованная функция и совершенная конструкция порождают своеобразную «утилитарно-техническую» красоту. Но эта красота не существует вне родственного ей художественно-стилевого начала. Она сливается с ним, выступая как це­лостная эстетическая характеристика вещей.

В других случаях (посуда, одежда, сувениры) относительно возрастает, a иногда и преобладает, роль художественно-стилевого поиска. Художник-конструктор и здесь обязан считаться со свойствами материалов, особенностями технологического процесса и т.п. Однако он относительно свободен от давления функционально-технических требований.

Естественно, что для разных изделий перечис­ленные условия переплетаются в самых разнообразных сочетаниях. Это требует в каждом отдель­ном случае конкретного подхода к решению эсте­тических задач. Чтобы создать эстетически совершенную вещь, необходимо ясно представлять себе, что такое эстетическое свойство, как и в каких условиях оно проявляется.

Вещь обладает совокупностью многих свойств. Ее можно рассматривать, например, как матери­альное тело, вещество с определенными физичес­кими, химическими и другими характеристиками. Но вещь есть и общественно полезный предмет, удовлетворяющий ту или иную человеческую по­требность. Полезность вещи проявляется в потреблении. В зависимости от того, как протекает этот процесс, мы можем судить о том, насколько полезна данная вещь.

Свойства вещей и отношение к ним людей меняются с течением времени. Сегодня данное изде­лие считается нужным, полезным, удобным, а зав­тра, с появлением новых изделий, в большей мере отвечающих функциональным требованиям или имеющих более высокое качество, оно уже не сможет удовлетворить возросшие общественные потребности и станет вещью объективно бесполезной. С физической точки зрения в изделии ничего не изменилось. Все осталось по-прежнему - форма, цвет, вес, химический состав и т.д. Но проявление полезных свойств стало иным, поскольку оно относительно и зависит от сложившегося уровня потребления, его форм, общественных норм и идеалов.

Красота - общественное свойство вещей, поэтому для нее характерны те же признаки, что и для других общественных свойств - пользы, удобства, целесообразности и т.д. Однако красота име­ет и свою специфику:

• она проявляется и существует в общественных процессах, предметно присутствует в вещах, независимо от воли и желания отдельных ин­дивидуумов, воспринимающих ее с различной степенью субъективности;

• красота измеряется общественными мерами (нормами и идеалами), складывающимися и формирующимися в исторически конкретных формах жизнедеятельности людей;

• ценность ее относительна: появление новых, более совершенных изделий приводит к общественной переоценке критериев эстетического.

Эстетическое восприятие всегда сопровождается особым переживанием - эстетическим чувством. Поэтому, когда говорят об эстетических свойствах вещей, то имеют в виду присутствие человека, наделенного таким чувством. Между красивой вещью и воспринимающим красоту человеком возникает при этом определенная связь - эстетическое отношение человека к дей­ствительности. Вне этой триады - свойства, чувства, отношения - анализ компонентов эстетического просто невозможен.

Суть вопроса состоит, однако, не в констата­ции указанной зависимости (о ней известно давно), a в выяснении того, каким образом из неэсте­тического рождается эстетическое, чем эстетическое отношение отличается от других отношений человека к действительности - утилитарных, чувственных и т.д.

Начнем с того, что кажется наиболее очевидным. С одной стороны, речь идет о красоте про­мышленных изделий, имеющих практическое назначение. И поэтому анализ эстетических свойств должен, так или иначе, раскрыть характер связей утилитарно-полезного и прекрасного. С другой стороны, эстетические свойства вещей проявляются лишь в процессе их восприятия. При этом эстетическое восприятие существует как бы независимо от утилитарного потребления вещей.

Итак, имеются две стороны процесса - практическая чувственная деятельность людей, порождающая эмоциональные отношения человека к действительности, и восприятие, отражение действительности в чувственных образах. Рассмотрев эти две стороны, попытаемся проследить существующую между ними связь, чтобы выявить специфику эстетического отношения человека к пред­метному миру.

В основе практически чувственного отношения к действительности лежит следующая схема. Чтобы жить, человек должен удовлетворять свои утилитарные потребности в пище, одежде, жилище и т.д. Следствием этого является подразделение свойств вещей на полезные и вредные, удов­летворяющие человека и не удовлетворяющие его. Потребление полезных свойств есть не только необходимость. Оно приятно человеку, доставляет удовольствие, нравится ему. Итак, с одной стороны, полезность, вещественная ценность вещи, с другой - чувственная реакция человека, производная от этой ценности. Такая реакция еще не является эстетическим чувством. Приятны вкусная пища, тепло, свет, приятно общение с интересными людьми. Для возникновения эстетического чувства необходим особый зрительный сигнал, о котором речь пойдет ниже.

Сам по себе процесс восприятия не может объяснить нам, какие формы нравятся человеку, а какие нет, потому что критерии чувственной удов­летворенности и неудовлетворенности относятся, как мы видели, к иной системе отношений: к сфере общественного потребления материальных и духовных благ. Получается так, что полезность вещей, порождающую чувственную реакцию человека, нельзя увидеть непосредственно, а доступные чувственному восприятию материальные тела сами по себе не способны вызвать у человека ка­кой-либо эмоциональной реакции. Ведь эти тела остаются для него безразличными материальными структурами, существующими вне сферы его практической чувственной деятельности.

Как решается указанная дилемма в сложной системе отношений человека к миру вещей?

Существует закономерная связь между зрительно воспринимаемой формой, полезностью, ценностью и чувственной реакцией человека, имеющей положительный или отрицательный эмоциональный тон. В своей практической деятельности человек научился вскрывать устойчивые связи между зрительно воспринимаемой структурой и утилитарной ценностью вещи. Каждая функционирующая материальная форма служит для него выразителем общественной ценности вещи. В его представлении полезным, совершенным, целесообразным вещам соответствуют совершенные и целесообразные формы. Пропорциональная, масштабная форма, например, свойственна хорошим вещам, а несоразмерная, немасштабная - плохим. Так возникает представление о комплексе признаков и черт формы, отражающих ценность вещи.

Глядя на вещь, мы говорим, например, что она полезна и удобна, даже порой, не отдавая себе отчета в том, на каком основании мы пришли к такому выводу. Зрительным сигналом здесь послужили типичные черты форм, эволюцию которых мы постоянно наблюдаем на практике. Так, форма самолетов или автомобилей приобретала устойчивые черты постепенно, C увеличением скорости и возрастанием прочности конструкций. Каждая новая модель самолета выглядела для своего времени и более совершенной технически, и более выразительной, поскольку она фиксировала научно-технические достижения своего времени.

Иными словами, вещь нравится благодаря тем ценным свойствам, которыми она наделена. Но так как доступная восприятию форма вещи становится неотъемлемым признаком ее ценности, человеку нравится теперь уже не только вещь, но и ее форма.

Форма вещи, став носительницей информации, а ценности изделия, приобретает известную самостоятельность. Она вызывает у человека осознанную или неосознанную эмоциональную реакцию, в которой выражается непосредственная чувственная оценка. В основе этого отношения лежит в аккумулированном виде весь предшествующий чувственный опыт человека, связанный C восприятием форм в процессе непосредственного утилитарного потребления вещей. Эта чувственная реакция, генетически сложившаяся в результате общественной практики, продолжает существовать в дальнейшем Независимо от процесса утилитарного потребления вещи. Форма выступает как специфический знак, вызывающий определенную эмоциональную реакцию, опирающуюся на комплекс условно-рефлекторных связей человека C миром вещей. Человек теперь уже не только знает, как выглядят хорошие и плохие вещи, но и может, руководствуясь внешними признаками и своим чувством «нравится - не нравится», судить о ценности предмета, высказывать свои чувственные оценочные суждения.

Таким образом, форма предмета приобретает способность отражать его общественную ценность, а вместе C тем вызывать определенную эмо­циональную реакцию человека. Общественная ценность предмета, получив выражение в форме, становится доступной чувственному восприятию и превращается, благодаря этому, в эстетическую ценность [1].

Форма вещей выступает как своеобразная интегральная характеристика целесообразного, совершенного, полезного и т.д., как форма, эстетически выразительная, способная вызывать эмоциональные переживания. Утилитарное порождает эстетическое, а эстетическое утверждает утилитарное как чувственно-эмоциональное. На этой основе формируются эстетическое отношение человека к предметной среде, чувственная оценка ее эстетических свойств.

Отвечая на вопрос, что такое красота, мы проследили определенные аспекты взаимодействия полезного и прекрасного. Однако этим мы не исчерпали поставленных вопросов. Дело в том, что красоту вещи следует отличать от художественно-образных характеристик произведений искусства. Красота свойственна как предметам и явлениям природы, так и продуктам человеческой деятельности. Художественный же образ - специфический неотъемлемый атрибут произведений искусства.

Красота изделия сама по себе не превращает его в произведение искусства, ибо «стремление к произведению прекрасного в смысле грациозного, изящного, красивого, - как отмечал Н... Чернышевский, - не есть еще искусство; для искусства, как видим, нужно более...» [2 - С. 54]. Речь идет не об искусстве в смысле искусности, умения (например, об искусстве шить), а об искусстве идеологическом, искусстве как форме общественного сознания.

Можно назвать следующие черты произведений искусства, отличающие их от красивых изделий:

• все материальные предметы формируют предметную среду, окружающую человека, но произведения искусства отражают действительность в художественных образах;

• продукты человеческого труда создаются для удовлетворения практических нужд человека; произведения искусства адресованы к чувствам человека, они рассчитаны лишь на чувственное восприятие; искусство выступает как форма общественного сознания и как источник удовлетворения духовных потребностей человека.

Таким образом, чтобы промышленное изделие стало произведением искусства, необходимо, как минимум, чтобы оно, отражая действительность в художественном образе, не утратило вместе с тем своих полезных свойств, ради которых оно и было создано.

Камень правильной формы, вырубленный из цельной скалы египетскими рабами, оставался камнем до тех пор, пока не становился величественным обелиском перед входом в храм. Такое же перевоплощение может произойти, при известных условиях, почти с любым материальным предметом, в том числе и утилитарным. Танк, установленный на пьедестал как символ Победы, формально сохраняя свойства боевой машины, приобретает, вместе с тем, такие черты, которые отличают его от других аналогичных машин, ибо теперь это - не просто танк, а собирательный, обобщенный образ, монумент.

Эту образную содержательность различные вещи приобретают порой и по иным причинам. Например, скифский котел или античный пифос для хранения зерна становятся памятниками культуры или прикладного искусства благодаря тому, что в своем единичном существовании они раскрывают общее и типичное, свойственное жиз­ни, нравам и обычаям ушедших эпох. Посуда в керамике, оружие в металле рассказывают нам о том, что выходит за пределы их простого утилитарного содержания, их материальной красоты.

Здесь следует сказать еще об одной особенности формирования художественного образа. Ни о каком законченном художественном образе деталей картины - пятна, штриха, линии — говорить не приходится, а вместе с тем, именно из них складывается в итоге выразительное художественное целое. Каждый из этих элементов, подчас, не отличается индивидуальными художественными чертами. В совокупности же они создают художественное произведение и поэтому сами являются неотъемлемыми элементами произведения искусства.

Внешне нечто подобное происходит и в дизайне. Отдельные вещи далеко не всегда обладают ярко выраженными художественными чертами. Не каждое изделие должно иметь индивидуальный художественный образ. По-видимому, это закономерно, поскольку среди окружающих человека вещей нет изолированных, индивидуально существующих изделий. Все вещи и изделия вместе с архитектурными произведениями формируют предметную среду, окружающую человека. В этом крупном масштабе целого, решаемого в художе­ственном плане, отдельные вещи и изделия должны занимать соответствующее место, создавать фон, быть «акцентом», формировать индивидуальный образ, конкретизирующий общий художественные замысел, и т.д. Естественно, что решению этой большой художественной задачи будет препятствовать появление и художественно неполноценных изделий, и диссонирующих «вещей-индивидуумов», претендующих, независимо от их роли, места и назначения, быть произведениями искусства.

B действительности проектируемые художником-конструктором изделия, выпускаемые промышленностью, могут быть рассчитаны лишь на некую «типовую» предметную среду, индивидуальные черты которой не могут быть заранее учтены. Но принципы комплексности, ансамбля предъявляют свои требования к формированию эстетически-стилевых характеристик изделий. Так, к примеру, в формирование бытовой среды вносится определенная «стилевая иерархия» вещей. Вещи длительного пользования должны по своему стилю хорошо сочетаться с вещами, несущими на себе печать сегодняшнего дня.

Вещи и изделия, в зависимости от их назначения и роли в интерьере, на улице, на заводе, должны приобретать различные художественные черты, которые могут быть сведены к нескольким эстетическим градациям: красота, художественная выразительность, художественный образ. Это в совокупности составляет тот арсенал художественно-выразительных средств, пользуясь которыми художник-конструктор приобретает возможность формирования в вещах образа целого, отражения формы социальной жизни людей, а в итоге- раскрытия больших общественных идей, образно отражающих события, быт и нравы эпохи.

Эстетические представления о форме промышленных изделий формируются на объективной основе. B основе понятия о прекрасном лежит сложная, неоднозначная, но неразрывная связь эстетических суждений с господствующими представлениями о пользе, техническом совершенстве, рациональности и удобстве. Люди создают окружающую их предметную среду, и вместе с преоб­разованием мира, вместе с формированием по-новому целесообразных и полезных изделий меняются их представления о прекрасном.

Из истории известны многие примеры нежелания признать эстетические качества новых «инженерных форм», например, Эйфелевой башни, «Хрустального дворца», красоту технических форм механизмов и машин. Но это не меняло положения дел. Эстетическое освоение каждой новой формы всякий раз основывалось на выявлении, усилении и подчеркивании именно тех ее черт и особенностей, которые наиболее ярко свидетельствовали об ее зависимости от функциональности, технологичности, прогрессивности конструкции и материалов. Так вырабатывались типичные черты форм чугунного литья, штамповки и прессования, стальных ферм и арок, обтекаемые формы скоростного транспорта.

Художник-конструктор не пассивно «выводит» форму из требований технической эстетики. Он всегда стремится достичь наибольшей вырази­тельности, подчеркивая и даже утрируя форму с одной целью - показать ее общественное, функциональное и технологическое совершенство. Все это постепенно становится устойчивым эстетическим критерием новой формы, а затем и образцом для подражания.

Интуиция, художественное дарование, талант позволяют художнику-конструктору не только ощущать красоту ритмического движения, дина­мического равновесия, конструктивного совершенства, но за выразительной композицией видеть правильно функционирующее изделие, на глаз оценивая рациональность работы конструкции и замечая ошибки строения формы. «Чувство формы» становится у художника-конструктора средством решения практических задач. Чем талантливее и опытнее дизайнер, тем более профессиональны его эскизы, тем более сложные задачи компоновки он может решать, опираясь на умение мыслить форой, но не просто «картинной», а формой содержательной, несущей в себе решение сложного комплекса технических и утилитарных задач.

Казалось бы, при проектировании станка у художника-конструктора нет никаких возможностей варьировать формой: структура всех элементов жестко предопределена техническими и функциональными требованиями. Но дизайнер ищет и находит оптимальную форму - удобную и красивую. Подлинный художник-конструктор при этом никогда не идет на компромисс. Удобство, техни­ческое совершенство, красота не должны выступать как взаимоисключающие моменты. Напротив, в подлинно художественном конструировании ставится и решается как раз противоположная задача: больше удобств - выше эстетическое совершенство; новая современная технология — новая выразительная форма; ниже стоимость - выше эстетические требования. Техника и функция, материал и технология становятся творческими соучастниками эстетической деятельности художника-конструктора.

Литература

1 Федоров M., Сомов Ю. Оценка эстетических свойств

товаров. - М.: «Экономика», 1970. 2. Чернышевский Н. Избранные произведения. - Минск:

Учпедгиз, 1954.

2.4. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Эстетическая оценка ставит своей целью выявление эстетической ценности объекта оценки. Она выражает сложный культурно-ценностный смысл вещи и проявляется в форме эстетических переживаний человека, которые носят, порой, индивидуальный характер и не поддаются исчерпывающему логическому описанию. Несмотря на эти особенности, структура эстетической оценки и ее основные компоненты выявляются и строятся в теории оценки в соответствии с общей логической моделью оценки [4; 14-18]. Эта модель включает следующие основные компоненты: объект оценки, субъект, проводящий оценку, критерии (основания) оценки, методы, процедуры и результат оценки.

Рассмотрим основные компоненты эстетической оценки качества изделий.

Объект эстетической оценки. Объект оценки - это предмет, вещь, явление, обладающие определенной ценностью для субъекта (общества, человека) [14]. При оценке качества продукции объектами эстетической оценки, или «эстетическим объектом», служат изделия, наделенные эсте­тической ценностью. Эстетическая ценность изделий находит выражение в форме вещей и проявляется как их эстетическое свойство.

Эстетическое свойство принято рассматривать как общественное свойство вещей [2; 10; 14-16; 18]. Общественные свойства изделий - целесообразность, полезность, удобство, красота и др. - не могут быть отождествлены с их природно-морфологическими свойствами. Общественные свойства вещей формируются в общественных процессах и выражают материализованное в вещах общественное отношение. Например, общественно-объективные затраты труда материализуются в вещах в виде их особого общественного свойства - стоимости; сокращение затрат усилий и времени потребителей в домашнем хозяйстве - в виде удобств и комфорта эксплуатации бытовых машин и приборов; эмоциональные реакции отдель­ных лиц и групп потребителей приобретают в определенных условиях массовый эстетический характер и т.д.

Общественное отношение людей к вещам обусловлено, таким образом, как определенным набором объективных условий их существования, так и господствующими в обществе взглядами, культурными нормами и идеалами. Поэтому процесс формирования общественных свойств вещей, в частности, их эстетических свойств, протекает независимо от воли и желаний отдельных индивидуумов. Этот процесс существует, как реальность и имеет общественно-объективный характер. Изменения условий существования, равно как изменения сложившегося общественного отношения к вещам, неизбежно ведут к изменениям общественной ценности самих вещей, присущих им общественных свойств, хотя сами вещи фактически не претерпевают при этом каких-либо физических изменений, оставаясь внешне такими же, какими они были раньше.

Объект эстетической оценки в дизайне представляет собой сложное образование, анализ которого охватывает несколько уровней рассмотрения.

Первый уровень рассмотрения - анализ объекта эстетической оценки как полезной вещи, предназначенной для использования по назначению, имеющей материальную структуру, выполняющей определенную функцию и обладающей потребительской ценностью. При рассмотрении объекта на первом уровне анализу подлежит не только сам объект как таковой, но и вся реальная ситуация его потребления (условия и способы потребления, потребители, окружающая среда). При рассмотрении на первом уровне объект оценки анализируется, прежде всего, как носитель эстетической ценности.

Второй уровень рассмотрения - анализ эстетических свойств, проявление которых обусловлено конкретным назначением полезной вещи и связано с понятиями ее целесообразности, совершенством строения. Речь идет здесь о таких эстетических категориях как красивое — некрасивое, прекрасное - безобразное, изящное - грубое и т.д.

Третий уровень рассмотрения объекта оценки - это анализ изделия как объекта художественного творчества, как культурной и художественной ценности, элемента материальной культуры и искусства. На этом уровне анализируются проявления художественно-образных черт изделий и окружающей человека предметной среды, особенности синтеза искусств, художественных традиций, стиля, моды и т.д.

Следует, таким образом, различать красоту вещей, служащую выражением их целесообразности, технического совершенства, гармонично: организации, и специфические художественные приемы и средства, которыми пользуются дизайнеры для придания вещам художественно-образной выразительности.

Анализ эстетического объекта предполагает условное вычленение и рассмотрение эстетичес­кой (художественной) формы изделия и его эсте­тически значимого содержания, а также моментов их взаимного перехода [5. - С. 99]. Важной особенностью объекта эстетической оценки является также соотнесенность его содержания и формы с общественно значимым идеалом. Понятие всякой ценности, в том числе эстетической, предполагает градацию ценностей от низших к высшим [4; 6].

Изучение содержания и формы эстетического объекта предполагает рассмотрение:

· информационно-образной выразительности (эстетически значимого содержания);

· композиционной целостности (эстетически значимой формы);

· рациональности структуры объекта оценки (соотнесенности содержания и формы эстетического объекта с его назначением и материальной структурой).

Важной особенностью объекта эстетической оценки в дизайне является его массовое тиражирование для потребителя, а также функционирование эстетических объектов в предметной среде наряду с другими изделиями-аналогами. Этим определяется необходимость проведения сравнительного анализа объектов оценки, выявления их эстетических достоинств и недостатков на фоне других изделий-аналогов.

Субъект, проводящий оценку. Субъект, проводящий оценку, - это человек, группа лиц, общество, выносящие свои суждения об объекте оценки. При оценке качества продукции субъектами, проводящими оценку, являются специалисты - эксперты, а в конечном счете - группы потребителей изделий, которых эксперты представляют и от имени которых выступают.

Важным условием успешного проведения экспертной оценки служит достижение соответствия суждений экспертов о качестве продукции и той группы потребителей, которую они представляют. Иначе говоря, эксперт, проводящий оценку, должен высказать не свое, сугубо личное отношение к изделию, а уметь представлять, в зависимости от поставленных задач, суждения разных групп потребителей.

Выражая мнение определенной группы потребителей о качестве изделий, эксперт должен не только воспроизводить в своем сознании и в под­ходе к объекту оценки характерные отношения данной группы потребителей к вещи, но и стремиться, во-первых, понимать и объяснять, чем вызвано именно такое отношение, какие объективные и субъективные условия лежат в основе его формирования, а во-вторых, выявлять тенденции прогрессивного формирования ценностных представлений массового потребителя.

Эксперт должен видеть, таким образом, не только исходную ситуацию массового потребления вещи, но и предвидеть ожидаемые изменения общественных идеалов, учитывать эти изменения в своих оценках.

Все сказанное о субъектах, проводящих оценку, относится и к сфере проведения эстетической оценки. Субъект, проводящий экспертную эстети­ческую оценку, - это эксперт, группа, комиссия экспертов, имитирующая эстетические суждения определенной группы лиц (потребителей, общества) об эстетической ценности объекта оценки. При проведении эстетической оценки эксперты руководствуются своим профессионально развитым эстетическим вкусом, что позволяет им гибко реагировать на различные изменения эстетической ситуации: воспроизводить ценностные эстетические суждения различных групп потребителей, реагировать на изменения моды, учитывать появление новых изделий-аналогов и т.д.

При оценке эстетического объекта эксперт встречается, с одной стороны, с объективными свойствами вещи (формой, величиной: отношениями, цветом), без которых не может состояться акт эстетического восприятия. С другой стороны, для эстетического восприятия требуется нечто большее, чем восприятие формы как таковой. Эксперт должен установить, в какой мере форма объекта выражает присущее ему содержание и, учитывая это, определить свойственную изделию эстетическую ценность.

Во-первых, эксперт должен учитывать специфику проявления эстетических свойств продуктов труда, отличающих их от произведений искусства. Если при анализе произведений искусства речь идет, преимущественно, о художественно-образном содержании и его выражении в форме, то при оценке эстетической ценности полезных вещей приходится анализировать взаимосвязь назначения изделий и их конструктивного решения, с одной стороны, с эстетической содержательностью и художественной выразительностью формы изделий - с другой. Форма вещей должна быть не только полезна и прекрасна, но и нести в себе определенный общественно-культурный смысл.

Во-вторых, эксперт должен обладать способностью к образному мышлению. Он должен уметь воспроизводить в представлении поведение и эмоциональные реакции потребителей, характеризующие их эстетическое отношение к объекту оценки, и на этой основе делать выводы об эмоцио­нально-эстетических реакциях потребителей, вступающих в контакты с объектом оценки. При этом эксперт должен соотнести суждения об эстетической ценности с общественными эстетическими идеалами и нормами, имея в виду развитие эстетических вкусов потребителей во времени. Эксперт изучает тенденции развития форм вещей и эстетических вкусов потребителей, предопределяемых общим социальным прогрессом, развитием культуры и искусства социалистического общества. Он также руководствуется данными о развитии дизайна, выявляя, путем анализа, определенные приемы и методы формообразования и художественной организации формы вещей, имеющие важное значение для данного периода.

Эксперт, проводящий эстетическую оценку, помимо компетентности в общих вопросах, необходимой для работы любого эксперта [1; 12. -С. 34-36,, должен обладать профессиональной компетентностью, позволяющей ему квалифицированно оценивать эстетический уровень изделий.

Профессионально компетентный эксперт должен обладать знаниями об объекте оценки, развитым эстетическим чувством, профессиональной подготовкой B области эстетики, а также способностью имитировать эстетическое отношение потребителей к объекту оценки.

Результаты оценки профессиональных знаний и способностей экспертов могут быть приведены в принятой системе баллов, и, в зависимости от итогов оценки, эксперту могут быть присвоены разряд или категория, дающие ему право проводить экспертизу эстетических свойств изделий в экспертных комиссиях соответствующего уровня (предприятия, объединения, отрасли и т.д.) или работать индивидуально под контролем высшей экспертной комиссии, проводящей аттестацию эк­сперта.

Критерии оценки и меры эстетической ценности.Критерием или основанием оценки в широком смысле служит позиция или точка зрения, с которой выносится оценка [4. - С. 27]. В зависимости от того, что принято за основание оценки, меняются результаты самой оценки.

Применительно к эстетическим ценностям продуктов труда общим основанием оценки выступает вся социально-культурная среда, пред­ставляющая данное общество, данную группу потребителей. Под «критерием» принято понимать мерило для установления степени ценности объекта оценки. B качестве критериев эстетической ценности могут выступать общественные эстетические нормы и идеалы, культурные образцы, эталоны художественной ценности, сложившиеся эстетические вкусы и представления.

Наши рекомендации