Ощущение и восприятие. Основные определения и понятия

За основу системы, описывающей цвет принята система Мансела, которая исходит из трех показателей: тональность (цветовой тон), светлота (яркость) и насыщенность (чистота).
В системе Манселла цвета расположены в трех измерениях и имеют вид дерева. Ствол (вертикальная ось) представляет шкалу с градациями серого цвета (от черного снизу - к белому сверху). Тона находятся на хроматическом круге, который как бы "насажен" на вертикальную ось. Горизонтально оси показывают насыщенность тонов.
Основные термины:
• Тональность: это, например: желтый или синий.
• Светлота: показывает, на каком уровне серых градаций (вертикальная ось) находится цвет.
• Насыщенность: показывает, на каком расстоянии от вертикальной оси в горизонтальной плоскости находится тон.

КОЛОРИ́СТИКА, КОЛОРИ́Т (итал. colorito, от лат. color — "цвет"). Колорит — композицияцвета, хроматический строй, согласованность цветов (тонов хроматического ряда)художественного произведения (сравн. архитектоника). В отличие от эстетическойценности цветовых сочетаний — гаммы, гармонии тонов, — колорит выражает художественный смысл цветового решения произведения искусства. В каждом отдельном случае это решение уникально и неповторимо, хотя основывается на простых закономерностях. Качество колорита (художественной целостности цветовых тонов) устанавливается нахождением эквивалента цветового строя произведения и имеющихся в распоряжении художника материалов — красок с их физическими и химическими свойствами: яркостью, насыщенностью, светлотностью, тепло-холодностью, кроющей способностью (см. пастозная техника). Благодаря такой возможности, пользуясь небольшим количеством красок (достаточно трех, соответствующих основным тонамспектра: красной, желтой и синей), светосила которых намного слабее природных тонов, опытный мастер может создать цветовой строй, превосходящий натуральный по выразительности (см. отношения). Чтобы достичь такой выразительности, используется принцип цветовой доминанты. Подобной доминантой, в зависимости от творческогозамысла художника, может стать любой тон хроматического ряда, определяющий также особенности тепло-холодных отношений тонов в данной композиции. Эта колористическая особенность обычно определяется словами: теплый колорит,золотистый, розоватый или, напротив, — холодный, голубой, серебристый,перламутровый...(см. филиация цвета). Сила воздействия цветового строя произведения характеризуется понятиями: красочность, звучность. Ясно, что полнее всего колористические свойства композиции проявляются в живописи, но они имеют важное значение и в других видах искусства — в цветной графике, архитектуре, декоративном иприкладном искусстве. Каждый художник предпочитает те или иные тона, у него есть любимые краски. Индивидуальный подход мастера к решению колористических задач иносказательно именуют палитрой художника. Мастеров, уделяющих особенное внимание тонкостям цветовых отношений, называют колористами. Свойства красок отличаются от особенностей цвета в природе. Краски находятся в ведении техники живописи или росписи; особенности восприятия цвета изучает специальная наука — колористка. Первый раздел колористики — колориметрия (от лат. color — "цвет" и греч. metreo — "измеряю"). В нем исследуются способы измерения и сопоставления качественных характеристик цвета: насыщенности, светлотности, яркости. В колористике изучаются взаимодействия основных и производных тонов (см. дополнительные цвета;хроматическая гамма; темперация). В различных исторических типах искусства, художественных направлениях, стилях, школах колорит понимался по-разному. Иногда живопись приближается к светописи (см. гризайль; светотень). В иных случаях выявление объема, массы, фактуры изображаемых предметов и их пространственныхотношений достигается одновременно средствами тональной (ахроматической)моделировки, контрастов и нюансов хроматической гаммы. Тогда говорят о сложной колористической структуре художественного произведения (см. валёр; полихромия). Вдекоративных росписях, в отличие от искусства живописи, чаще используютсялокальные отношения тонов, по этой причине понятие колорита сближается с понятием гаммы.

КОМПОЗИ́ЦИЯ (лат. compositio — "составление, сочетание, приведение в порядок, соединение, приготовление") — основная категорияхудожественного творчества. В общем значении композиция — один из типов структуры, наиболее сложный и совершенный (сравн.конструкция). Конструкция считается функциональной структурой открытого, модификационного типа. Ее элементы могут заменяться без ущерба для целого, хотя принцип связей остается неизменным. В композиционной целостности ни один из элементов не может быть заменен, поскольку он приобретает уникальный смысл только в одном-единственном, неповторимом сочетании с остальными элементами.

ЦВЕТ (др.-русск., ст.-слав. цвѣтъ; праслав. květъ — "мерцать, блестеть"; сравн. цветок; цветы) — зрительно воспринимаемое качество среды, окружающей человека. Определяется физическими свойствами преломления и отражения световых лучей в пространстве и на поверхностях материальных тел.

ГА́ММА (лат. от греч. gamma) — в теории музыки — звукоряд, восходящая или нисходящая последовательность звуков, различающихся по высоте от основного тона. Такая последовательность создает эффект движения. Звукоряд темперированный(строго разделенный равными интервалами) по полутонам называется хроматическойгаммой. Слово "гамма" происходит от наименования греческой буквы "g", применявшейся в нотации западноевропейского Средневековья для обозначения самого низкого звука (начальной ступени восходящего звукоряда). В изобразительном искусстве восприятие цвета в общих чертах аналогично восприятию звука в музыке (см.колористика). Отсюда происходят понятие хроматической (от греч. слова chroma — "цвет"; окрашенной, расцвеченной) гаммы в музыке и определение гаммы в живописи(см. символика звуков; символика цветов).

Я́РКОСТЬ (от ярый; др.-русск. яръ; греч. austeros — "острый, едкий, жгучий"; праслав. jarъ — "огненный, ярый, неистовый"; сравн. Ярила) — качество цветового, илихроматического, тона, которое определяется соединением насыщенности и светлоты. Определяется способностью поверхности отражать падающие на нее лучи света (греч. lampotes — "блеск, сияние"; см. отблеск). Так, например, темные тона — синий,фиолетовый — имеют зрительную глубину и, следовательно, обладают значительной насыщенностью; светлые — желтые, оранжевые, напротив обладают меньшей глубиной и насыщенностью, но большей яркостью.

НАСЫ́ЩЕННОСТЬ ЦВЕ́ТА (см. цвет) — качество чистоты, ясности хроматического(цветового) тона. Определяется отсутствием примесей других тонов. Поэтому более насыщенными являются основные цвета спектра: красный, синий и желтый (см. такжедополнительные цвета). Наименее насыщенны ахроматические тона — черный и белый, поэтому они обладают максимальной способностью поглощать тона хроматического ряда (см. гамма; колорит). Добавление в цветовой тон черного или белого снижает его насыщенность. В технике живописи или росписи эквивалентами цветовых тонов являются краски.

СВЕТЛО́ТНОСТЬ ТО́НА, СВЕТЛОТА́ (от свет) — качественная характеристика тона, которая определяется способностью поверхности предмета отражать световые лучи. Чем выше такая способность и, соответственно, меньше поглощение света, тем выше светлотность. Чем меньше отражение и больше поглощение, тем ниже светлотная характеристика.

СВЕТОСИ́ЛА — качество материала изобразительного искусства, коррелирующее (соответствующее) насыщенности цвета в природе. Чаще всего этот термин относят к отражающей способности красок и красочного слоя в живописи. В целом светосила красок значительно слабее цвета в природе. Это различие лежит в основе творческогоподхода к изображению путем установления необходимого отношения тонов (см. блик;колорит; светлотность тона; светоносность; светопись; тепло-холодные отношения тонов).

ФИЛИА́ЦИЯ ЦВЕ́ТА (лат. filiatio — "родство, родовая преемственность"; см. цвет) — прием гармонизации различных хроматических (цветных) тонов введением в них одного, объединяющего оттенка: теплого (желтого, красного, оранжевого) или холодного (синего,фиолетового). Филиация, таким образом, является способом создания колоритахудожественного произведения, который определяют по названию доминирующего тона: красным, желтым, серебристым, золотистым, голубым (см. также тепло-холодные отношения тонов).

Наши рекомендации