Культура Московского государства (XIV–XVII вв.)
В конце XIV в. начинается активное возрождение русской культуры, огромный ущерб которой нанесло татаромонгольское иго. После победы на Куликовом поле определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель.
Середина XVI в. характеризуется процессом секуляризации – обмирщения, освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния церкви.
Значимое культурное значение имело создание «Великих Четьих Миней».
Над грандиозным сводом оригинальных и переводных литературных памятников более двадцати лет трудился большой коллектив авторов, редакторов, переписчиков.
Каменное строительство началось в Москве во второй четверти XIV в. В 1367 г. в Москве возводился каменный Кремль. Поиски новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля. Идея устремленности вверх, воплощенная прежде всего в храме Вознесения (село Коломенское, 1532 г.), стала отражением духовной атмосферы первой половины XVII в. В конце столетия возникло т. н. барышкинское барокко. Главный его признак – сочетание внешней пышности и декоративности с четкостью и симметричностью композиции.
«Золотой век стенной живописи» – вторая половина XIV – начало XV вв. В Новгороде и Москве работал Феофан Грек. Его лучшей работой стала фресковая роспись новгородской церкви Спаса. Появление авторской иконописи связано с именем Андрея Рублева.
В живописи проявляется интерес к человеку, с этим связано появление и развитие в XVII в. парсуны – портретной живописи.
В литературе появляются новые жанры – демократическая сатира, бытовая повесть. Первым высшим заведением в Москве стала Славяно-греко-латинская академия. Широко и повсеместно используется книгопечатание.
«Житие протопопа Аввакума» – выдающийся памятник русской литературы второй половины XVII в.
Его отличительные черты – это новаторство художественной формы, индивидуальная манера письма, обличение социальной несправедливости и произвола новой церковной власти.
В XVII в. появляются первые театры: придворные и школьные. До этого театры на Руси заменяли скоморохи.
Придворные спектакли отличались большой пышностью, иногда они сопровождались музыкой и танцами.
33. РЕФОРМА ПЕТРА 1 В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ.
Радикальные реформы Петра I коснулись в первую очередь культуры. Признаки Петровского времени:
1) утверждение нового взгляда на человеческую жизнь;
2) «спрессованность» культурного процесса;
3) развитие «обмирщения».
Реформа школьного образования положила начало светскому образованию.
Появляются профессиональные школы: артиллерийская, горная, медицинская, инженерная.
Итог Петровских преобразований – открытие Академии наук (1725 г.), объединявшей научно-исследовательские и педагогические функции.
В 1775 г. императрицей Елизаветой Петровной был открыт Московский университет (сегодня – МГУ).
Петровские преобразования касались не только политики и экономики, но и общественной и частной жизни.
Были введены новые формы светского досуга, правила поведения молодых людей.
В первой четверти XVIII в. в литературе преобладает жанр истории – повести. Герои этих повестей – энергичные молодые дворяне, заявляющие о себе как о европейцах.
М.В. Ломоносов (1711–1765) стал одним из наиболее ярких представителей этого времени – ученый в области естественных и гуманитарных наук, поэт и художник, инициатор создания Московского университета.
На середину XVIII в. приходится расцвет русского изобразительного искусства и архитектуры. Для зодчества этого периода характерны объемно-пространственные композиции.
Явлением особой значимости стало развитие российского классицизма. Он вывел русскую культуру на общеевропейскую арену. Больших успехов, впитав европейские традиции, достигла живопись, особенно портретная.
Это было связано с пониманием человека как разносторонней личности. Портрет становится ведущим жанром русской живописной школы.
Особенностью русского классицизма в литературе был интерес к национальной тематике, связь с фольклорными традициями. А. Кантемир, В. Тредиаковский, М.В. Ломоносов создали фундамент новой словесности.
Общественная мысль нашла выражение в идеях просветительства. Показательны деятельность издателя и журналиста Н.И. Новикова (1744–1802), писателя и публициста А.Н. Радищева (1749–1802).
Формирование национальной композиторской школы началось в последней трети XVIII в. Ведущим жанром была опера. Композиторам были близки и народные традиции.
Наряду со становлением русской национальной культуры шел интенсивный рост национального самосознания. Утверждение самобытных черт русского искусства происходило одновременно с осваиванием традиций западноевропейской культуры нового времени.
34. РУССКАЯ КУЛЬТУРА 19 века. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Культура России XIX в. – это невиданный взлет в вершинах своего достижения. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины.
Вспомним их имена: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М.И. Глинка, И.С. Тургенев, К.П. Брюллов, Н.В. Гоголь, Н.Н. Некрасов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, М.П. Мусоргский, Н.С. Лесков.
Это далеко не полный перечень тех великих мастеров, имена которых озаряли золотой век русской культуры.
Золотой век был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры, и в особенности Петровскими реформами.
С начала века в обществе наблюдается небывалый подъем патриотизма. Еще более усилившийся с началом войны 1812 г., он способствовал углублению понимания национальной общности.
Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.
Культурным событием колоссальной важности стало появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Автор первым почувствовал, что самым важным в наступающем веке в русской культуре будет решение проблемы национальной самоидентичности.
Следом за Карамзиным шел Пушкин, решающий задачу соотнесения своей национальной культуры с другими культурами. Затем появилось «Философское письмо» П.Я. Чаадаева.
Особое место в культуре XIX в. занимала литература. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному мировосприятию. Классическая литература XIX в. стала больше, чем просто литературой.
Она стала синтетическим явлением культуры. Многие просвещенные люди строили свою жизнь на основе литературных образов.
К середине века русская культура становится все более известной на Западе. Н.И. Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении Вселенной, стал первым прославившимся за рубежом российским ученым.
П. Мериме открыл Европе Пушкина. В Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя.
Во второй половине XIX в. европейская и мировая известность русской культуры усиливается в первую очередь благодаря литературе.
Произведения И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского получили мировую известность. Впервые культурный обмен между Россией и Европой приобрел двусторонний характер. Русская культура приобрела европейское и мировое значение.
Но, несмотря на все грандиозные достижения культуры золотого века, глубокий культурный раскол не был преодолен. По переписи населения России в 1897 г. было только немногим более 20 % населения грамотных.
Роковым для страны стал террор 1 марта 1881 г. Равновесие в культуре нарушилось.
Возобладали радикальные модернистские идеи в своем разрушительном виде. Золотому веку русской культуры пришел конец.
35. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ.
Начало XX в. – это серебряный век русской культуры. Российская изящная словесность никогда не знала такого богатого поэтического разнообразия: А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Брюсов, И. Северянин, Н. Гумилев. Окончательно оформилось течение космизма, которое сформировалось еще во второй половине XIX в. Представителями этого течения были писатели, философы, ученые: Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, В.С. Соловьев. Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский и др.
Их объединяло убеждение в том, что развитие человечества приобретает все более общепланетарный характер.
Космос и человек, природа и человек оказываются неотделимыми, и надо уметь изучать будущее человечества и будущее природы вместе.
Вершиной научного направления в космизме стало учение В.И. Вернадского о ноосфере, очень актуальное и в наши дни.
Согласно этому учению человечество становится основной силой, определяющей своей деятельностью эволюцию Земли, и на определенной стадии оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превращаться в ноосферу, т. е. в сферу разума.
Сложилась самобытная русская философия. Ее выдающимися представителями стали Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.И. Шис-тов, П.А. Флоренский, И.А. Ильин и др.
Одной из особенностей русской философии, по словам А.Ф. Лосева, было «чисто внутреннее, интуитивное познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения».
Русская культура в XIX – начале XX вв. находилась на грани крупных перемен, которые не состоялись из-за революции.
36Культура советского государства