Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского
Литература: 3 (с.72-76); 5 (с. 477-482); 6 (с.39-40), 160;
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003.
Концепция «кризиса культуры» О.Шпенглера
Литература: 2 (с.368-372); 3 (с.146-148); 4 (с.35-36); 5 (с.482-492); 6 (с.40-41; с.160-161)
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1991-1998. Т. 1-2.
Концепция локальных цивилизаций А.Тойнби
Литература: 2 (с.372-376); 3 (с.58-68);; 5 (с. 492-503); 6(с.41, 161);
Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991.
Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда
Литература: 2 (с.295-298); 4 (с.41-42); 6 (с.42-43)
Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Т. 1-2.
Концепция коллективного бессознательного К.Юнга
Литература: 2 (с.299-303); 4 (с.42-43); 6 (с.42-43)
Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1995.
Символические концепции культуры Э.Кассирера и А.Ф.Лосева
Литература: 1 (с.71-72); 2 (с.291-294); 4 (с.37)
Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.
Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Игровая концепция культуры Й.Хейзинга
Литература: 1 (с.72-77); 2 (с.448-455)
Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
Концепция осевого времени К.Ясперса
Литература: 1 (с.81-82); 4 (с.143-148); 6 (с.41-42)
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Концепция «идеальных типов» М.Вебера
Литература: 4 (с.36-37)
Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. XX век.: Антология. –М., 1995. с.497-539
Семиотическая концепция культуры. Культура как текст в работах Ю. М. Лотмана.
Литература: 2 (с.407-430); 4 (с.97-98)
Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992-1993.
Лотман Ю. М. К проблеме типологии культуры // Ученые записки Тартуского ун-та. Тарту, 1967. Вып. 198. С. 30-36.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М., 1999. Ч. 1 (раздел «Символ в системе культуры»).
Концепция социологии культуры П.А.Сорокина
Литература: 3 (с.63 – 72); 5 (с.503-516); 6 (с.112-114, 162-163)
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – СПб, 2000.
3. Основные теории в мировой культурологи, основные культурологические школы XX в. и их представители (обобщение полученных знаний).
Задание для обобщения:
«Мозговой штурм» (обобщение результатов семинара): на основе полученных знаний заполните таблицу, обосновав свое мнение.
Культурологическая школа | Представители |
Общественно-историческая школа | |
Натуралистическая школа | |
Социологическая школа | |
Символическая школа |
Рекомендуемая литература
1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2007.
2. Волков В.Н. Основы культурологии: Учебное пособие. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2005.
3. Гуревич П.С. Культурология Учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007.
4. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2005.
5. Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М., 2008
6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. – М., Ростов-на-Дону, 2006.
Выступления с докладами оцениваются по 10-тибалльной шкале одногруппниками выступающего по приведенному ниже плану открытым голосованием.
План анализа выступления:
1)Содержание (информативность, доступность изложения, новизна материала, умение выделять главное в докладе)
2)Использование наглядности (схемы, графики, портреты ученых и т.д.)
3)Манера изложения (громкость, четкость изложения).
Семинар 2. Генезис культуры. Культура первобытного общества.
План семинарского занятия:
I. Обсуждение вопросов семинара (в форме круглого стола):
1. Мифология и религия как первые формы отражения мира сознанием человека.
2. Синкретизм первобытной культуры.
3. Древнейшие культурные символы: древо, крест, круг, треугольник, квадрат.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие виды мифов вы знаете? Приведите примеры мифов различных видов.
2. Назовите основные функции мифологии и поясните их на примерах ритуалов.
3. В чем состоит проблема определения времени возникновения религии?
4. Чем отличается религия и мифология?
5. Раскройте синкретичность первобытной культуры на примерах наскальной живописи, архитектуры и скульптуры.
6. Присутствует ли миф в современной культуре и в современном сознании?
7. Приведите примеры и дайте анализ памятников культуры, в которой использованы базовые мифологические символы (сказки, легенды, скульптура, живопись, кинематограф и др.).
8. Если «загадка смерти» стала главной причиной возникновения религии, то означает ли это, что религия вечна?
9. Известно, что в эпоху палеолита почти одновременно появились в разных частях Земли живопись, скульптура, музыка, танец. К каким выводам приводит это обстоятельство?
10. Почему в первобытной живописи использовались только три цвета: красный, черный, белый?
II. Выступление с докладами (презентации) и групповое обсуждение.
Тематика докладов:
1. Значение знаний о первобытной культуре в контексте современной цивилизации.
2. Теория «двух скачков».
3. Первобытные религиозные верования в системе современных локальных культур (анимизм, тотемизм, фетишизм).
4. «Неолитическая революция» как скачок от животности к человеческому.
III. Просмотр научно-популярного фильма «80 чудес света. В захватывающем кругосветном путешествии. Часть 1. От Перу до Бразилии. От Мексики до США». Составление студентами на основе просмотренного фильма вопросов по содержанию фильма.