Особенности художественной культуры Ренессанса

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в сред­ние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась мысль, что идеальный человек должен быть худож­ником. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художе­ственное произведение наиболее полно выражало и идеал гармо­нически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

Основные этапы и жанры литературыэпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в периоды ран­него, Высокого и позднего Возрождения. Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая (Бокаччо), с антифеодальной направленностью, прославляющей предприим­чивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрож­дение отмечено рассветом героической поэмы: в Италии — Л. Пульчи, Ф. Берни, в Испании — Л. Камоэнса, авантюрно-рыцарская сюжетика которой поэтизирует представление Возрождения о человеке, рожденном для великих дел. Самобытным эпосом Высо­кого Возрождения, всесторонней картиной общества и его героиче­ских идеалов в народной сказочной и философско-комической фор­ме явилось произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В позднее Возрождение, характеризующееся кризисом концепции гуманизма и созданием прозаичности складывающегося буржуаз­ного общества, развивались пасторальные жанры романа и драмы. Высший взлет позднего Возрождения — драмы Шекспира и рома­ны Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной челове­ка системой общественной жизни.

Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получило яркое выражение в театральном искусстве,ис­пытавшем значительное воздействие античной драматургии. Его характеризует интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительными особеннос­тями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, сме­лое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонно-площадных элементов. Таков театр Италии, Испании, Англии. Выс­шим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия дель арте (XVI в.). Наибольшего расцвета театр Возрожде­ния достиг в творчестве Шекспира.

В эпоху Возрождения профессиональная музыкатеряет ха­рактер чисто церковного искусства и испытывает влияние народ­ной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущени­ем. Появляются различные жанры светского музыкального искус­ства — фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Светские гуманистические уст­ремления проникают и в культовую музыку. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе. Эпоха Возрождения заверша­ется появлением новых музыкальных жанров — сольных песен,

ораторий, оперы.

Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись.От­метим, что в системе искусств в этот период происходит перемеще-

ние акцентов. Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств. На первый план выходит живопись. И это не случайно. Искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реаль­ный мир, его красоту, богатство, разнообразие. И у живописи в этом плане было больше возможностей по сравнению с другими искус­ствами. Наш соотечественник, замечательный знаток итальянско­го Возрождения П. Муратов писал об этом так: «Никогда человече­ство не было так беззаботно по отношению к причине вещей и ни­когда оно не было так чутко к их явлениям. Мир дан человеку, и так как это — малый мир, то в нем драгоценно все, каждое движение нашего тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчу­жина в уборе женщины. Для глаза... художника не было ничего ма­лого и незначительного в зрелище жизни. Все составляло для него предмет познания» (Муратов П. Образы Италии. — М., 1994. С.

109).

Другими словами, жажда познания, которая так отличала личность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму ху­дожественного познания. Но стремясь наиболее полно отразить все природные формы, художник обращается к научному знанию. Тес­ная связь науки и искусства — характерная черта ренессансной культуры.Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу — в область оптики и физики, через проблемы пропорций — в анатомию и математику и т. д. Это приво­дило мастеров Ренессанса даже к отождествлению науки и искус­ства. Более того, некоторые из них, например, Леонардо да Винчи, считали искусство самой важной наукой, поскольку искусство дает самое точное и безупречное изображение жизни. Союз науки и ис­кусства помог искусству решить многие, очень важные изобрази­тельные проблемы. Вырабатывается новая система художествен­ного видения мира, основанная на доверии к чувственным восприя­тиям человека, прежде всего зрительным. Изображать так, как мы видим, — вот исходный принцип художников Ренессанса. А мы ви­дим вещи не изолированно, а в единстве со средой, где они находят­ся. Среда пространственна; предметы, располагаясь в пространст­ве, видятся в сокращениях.

Художники Возрождения разрабатывают принципы, откры­вают законы прямой линейной перспективы. Создателями теории перспективы были Брунеллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство разви­вается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой. Открытие перспективы имело важное значение: она помогла расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись про­странство, пейзаж, архитектуру.

Соединение ученого и художника в одном лице, в одной твор­ческой личности было возможно в эпоху Ренессанса и станет невоз­можным позднее. Мастеров Возрождения часто называют «титана-

ми», имея в виду их универсальность. «Это была эпоха, которая нуж­далась в титанах и породила по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености», — писал Ф. Энгельс (Маркс К., ЭнгельсФ.-Соч-.Т.20. С. 346).

Леонардо да Винчи (1452—1519) был живописцем, скульп­тором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком ис­кусства, военным инженером, изобретателем, математиком, ана­томом, ботаником. Он исследовал почти все сферы естествозна­ния, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать его рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили открытия механики XIX века. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари: «...Таланта... было в нем столь­ко и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью... Его помыслы и дерза­ния были всегда царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и по­сле своей смерти» (Джорджа Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения.-С.-Пб.,1992.С.197).

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — другой вели­кий мастер эпохи Ренессанса, человек разносторонний, универ­сальный: скульптор, архитектор, художник, поэт. Поэзия была младшей из микеланджеловских муз. До нас дошло свыше 200 его

стихотворений.

Рафаэль Санти (1483—1520) — не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора.

Альбрехт Дюрер (1471—1528) — основатель и крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», создал несколько десятков картин, более ста резцовых гра­вюр, около 250 гравюр на дереве, много сотен рисунков, акварелей. Дюрер был и теоретиком искусства, первым в Германии создав труд о перспективе и написав «Четыре книги о пропорциях». Эти при­меры можно было бы продолжить. Таким образом, универсаль­ность, разносторонность, творческая одаренность была характер­ной чертой мастеров Ренессанса.

3.1.Итальянское Возрождение

Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенес­санс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в.

Проторенессанс являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, ви­зантийскими традициями. И даже в творчестве художников-нова-

торов нелегко провести четкую границу, отделяющую старое от но­вого. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266 — 1337 ). Художники Возрождения считали его реформато­ром живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее разви­тие: нарастание реалистических моментов, наполнение религиоз­ных форм светским содержанием, постепенный переход от плоско­стных изображений к объемным и рельефным.

Крупнейшие мастера Раннего Возрождения — Ф. Брунеллески (1377—1446), Донателло (1386—1466), Вероккио (1436— 1488), Мазаччо (1401—1428), Мантенья (1431—1506), С. Боттичел­ли (1444—1510). Живопись этого периода производит скульптур­ное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи. И это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стреми­лись восстановить предметность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластич­ность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV века открывают законы перспективы и стро­ят сложные многофигурные композиции. Однако они ограничива­ются главным образом линейной перспективой и почти не замеча­ют воздушной среды. И архитектурные фоны в их картинах не­сколько похожи на чертеж.

В Высоком Ренессансе геометризм, присущий Раннему Возрождению, не кончается, а даже углубляется. Но к нему при­бавляется нечто новое: одухотворенность, психологизм, стрем­ление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, наст­роений, состояний, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворя­ют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.

Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венециан­скому Возрождению. Только Венеция в этот период (вторая полови­на XVI в.) оставалась самостоятельной, остальные итальянские кня­жества утратили свою политическую независимость. Возрождение к Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учены­ми изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торго­вые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Пе­реработав и готику, и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы коло­рита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрожде­ния — это Джорджоне (1477—1510), Тициан (1477—1576), Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594).

3.2. Северное Возрождение

Своеобразный характер имело северное Возрождение(Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отно­шению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, ког­да Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусст­ве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, бо­лее архаично, менее знакомо с античностью.

Философской основой северного Ренессанса был панте­изм. Пантеизм, не отрицая прямо существование Бога, раство­ряет его в природе, наделяет природу божественными атрибута­ми, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. По­скольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то делали вывод: каждый кусочек природы досто­ин изображения. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники — мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альтдорфер, Л. Кранах изобра­жали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность.

Второй жанр, который получил развитие в искусстве се­верного Возрождения — это портрет.Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, возник в Германии в по­следней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490—1530) стала временем его замечательного расцвета. Следует заметить, что не­мецкий портрет отличался от портретной живописи итальянско­го Возрождения. Итальянские художники в своем преклонений перед человеком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное — передать харак­тер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда — в ущерб идеалу, в ущерб красоте. Быть может, в этом проявляют­ся отголоски типичной для Средневековья «эстетики безобразно­го», где красота духовная могла таиться в безобразной внешнос­ти. В итальянском Возрождении на первый план вышла эстетиче­ская сторона, в северном — этическая. Крупнейшие мастера пор­третной живописи в Германии — А. Дюрер, Г. Гольбейн-млад­ший, в Нидерландах — Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, во Франции — Ж. Фуке, Ж. Клуэ, Ф. Клуэ.

Третий жанр, который возник и получил развитие прежде всего в Нидерландах — это бытовая картина.Крупнейший мастер жанровой живописи — Питер Брейгель-старший. Он писал досто­верные сцены из крестьянской жизни, и даже библейские сюжеты он помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того времени. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с край­ней тщательностью. Такая картина очень увлекательна для зрите­ля: чем больше ее разглядываешь, тем больше находишь там инте­ресных вещей.

Давая сравнительную характеристику итальянского и се­верного Возрождения, следует выделить еще одно существенное различие между ними. Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской об­разованности. В северном Возрождении главное место заняли во­просы религиозного совершенствования, обновления католичес­кой церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

ЛИТЕРАТУРА

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М., 1989. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. — М., 1977. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. — М., 1970. Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М., 1986. Эстетика Ре­нессанса. В 2-х тт. — М., 1981.

Наши рекомендации