Педагогическая рефлексия

Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе педагогического вуза обусловливает формирование способности к педагогической рефлексии.[3]. «Рефлексия – это обращенность сознания человека на познание себя самого, в частности собственных психических состояний, а также размышление человека над собственным жизненным опытом, анализ своих переживаний, чувств и поступков»[4]. Рефлексия является основой педагогической деятельности. Ниже публикуется таблица, в которой рассматриваются этапы педагогической рефлексии.

Этап рефлексии Вопросы для рефлексии
1. Действие  
2. Мысленное возвращение к действию или ситуации, что предполагает подроб­ное его описание 1. Что я хотел? 2. Что я думал? 3. Что я чувствовал? 4. Что я делал? 1. Что мои ученики хотели? 2. Что они думали? 3. Что они чувствовали? 4. Что они делали?
3. Определение наиболее существенных черт ситуации. Выявление противоречий Что кажется вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия (например, между ответами на группы вопросов второго этапа вы можете выявить)?
4. Определение альтернативных способов действия, путей разрешения ситуации. Определение наиболее оптимального способа действия Какие альтернативы можно предложить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий?
5. Осуществление альтернативных спо­собов действия  

Таблица №4. «Этапы педагогической рефлексии».

Операционная сторона деятельности студента может быть представлена ответами на следующие вопросы[5]:

1. Чего я хотел достичь?

2. Чему я намеривался уделять особое внимание?

3. Что я делал для достижения цели?

4. О чем я думал?

5. Что я чувствовал?

6. Чего хотели, что делали, о чем думали, какие чувства испытывали мои ученики?

7. Как соотносятся между собой мои ответы на все предыдущие вопросы?

8. В чем состоит основная проблема моего урока?

9. Какие я вижу пути ее решения?

10. В чем достоинства и недостатки каждого из них?

11. Что я реально смогу сделать для решения проблемы?

Тест «Определите свой стиль мышления[6]»

В каждой группе слов выберите два, наиболее точно описывающие Вас:

1. a. развитое воображение b. исследователь c. реалист d. аналитик 2. a. организованный b. легко адаптирующийся c. критический d. любознательный 3. a. спорщик b. прямолинейный c. творческий d. дружелюбный 4. a. сосредоточенный на себе b. практичный c. образованный d. любит приключения 5. a. точный b. гибкий c. систематический d. изобретательный 6. a. щедрый b. аккуратный c. чувствительный d. независимый 7. a. соревновательный b. совершенствующий c. сотрудничающий d. логический 8. a. интеллектуальный b. эмоциональный c. работящий d. рискующий   9. а. читающий b. общительный с. решающий проблемы d. планирующий 10. а. запомнить b. ассоциировать с. продумать d. создать 11. а. любит изменения b. судья с. спонтанный d. хочет указаний 12. а. общительный b. первооткрыватель с. осторожный d. рассудительный 13. а. бросает вызов b. практикует с. заботится d. проверяет 14. а. доводит дело до конца b. видит возможности с. придумывает идеи d. интерпретирует 15. а. делает b. переживает с. думает d. экспериментирует

В каждой строке из приведенной ниже таблицы обведите кружком выбранные Вами буквы последовательно по каждой из 15 групп.

Общее количество кружочков в каждой из колонок – III и IV – запищите внизу. Результат по каждой из колонок умножьте на четыре.

Максимальное из четырех полученных значений и указывает на тот стиль, который вы чаще всего используете при обработке информации.

         
С D А В
А С В D
В А D С
В С А D
А С В D
В С А D
В D С А
С А В D
D А В С
А С В D
D В с А
С D А В
В D С А
А С D В
А С В D
  I II III IV
Сумма:        

I ..х 4 = _______ Конкретный последовательный тип (КП)

II..х 4 = _______ Абстрактный последовательный (АП)

III..х 4 = _______ Абстрактный случайный (АС)

IV..х 4 = _______ Конкретный случайный (КС)

На основе полученных результатов можно построить профиль мышления.

Например, если АП=50, АС=40, КС=20, КП=30, то профиль будет выглядеть следующим образом. При этом можно иметь в виду, что согласно юнговской схеме – АП – это рациональные способности; АС – эмоционально-эстетические; КС – интуитивные; КП – деятельностные.

Для овладения приемами педагогической рефлексии важно хорошо изучить себя, знать и понимать особенности соей личности, своего характера. Познание себя – сложная внутренняя духовная работа, не всегда радующая нас своими результатами. Тем не менее, без такой глубинной работы настоящему педагогу не обойтись. Проделать серьезную работу духовного самопознания помогут предлагаемые диагностические тесты, созданные разными психологами и педагогами. Предлагаемые тесты могут использоваться и руководителями педагогической практики для диагностики педагогической одаренности.

Анализ урока

В теории вопроса разработано, а в школьной практике используется много разных схем педагогического, психологического и психолого-педагогического анализа и самоанализа урока.

Инвариантными компонентами любой схемы педагогического анализа должны быть:

· правильность постановки целей и задач урока;

· обоснованность выбора типа и вида урока, его структуры;

· оптимальный отбор содержания;

· целесообразность выбора методов и средств обучения на уроке;

· продуктивность учебной деятельности учащихся;

· уровень управления и характер взаимодействия на уроке;

· оптимальность домашнего задания, степень подготовленности учащихся к его выполнению.

1. Схема анализа урока[7]

1. Педагогические цели и задачи урока (главная дидактическая, обучающая, развивающая и воспитывающая цели) Компетентность в их планировании. Четкость, полнота формулировок Предъявление учащимся и согласование с ними (имели ли место) Результат достижения
Информационно-содержа­тельная насыщенность урока Уровень знания предмета. Умения отбора содержания учебного материала, органи­зации работы с ним, перевода информации в личностное знание учащегося
Использование различных источников знаний, дидактических и технических средств обучения Разнообразие, оптимальность, результативность
Определение дозировки времени Правильность
Выбор методов и приемов обучения на уроке, их целесообразность Знание классификации методов обучения. Эффективность их выбора и применения на уроке
Выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, их сочетание Эффективность выбора, разумность сочетания. Взаимодействие на уроке (парное, групповое, индивидуальное). Отработанность учебных действий

2. Комплексный анализ урока

Дидактические требования:

1. Определение образовательных задач и их реализация в процессе урока.

2. Определение вида и места урока в системе других (введение, обобщение, углубление и т.п.)

3. Определение темы урока и ее реализация в соответствии с программой и целями обучения, с уровнем подготовки учащихся.

4. Выбор методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающих познавательную творческую активность детей и сочетание коллективной работы с индивидуальной, самостоятельной деятельностью учащихся.

5. Рациональное использование ТСО, наглядных и дидактических средств обучения.

Воспитательные требования:

1. Обеспечение связи уроков музыки с жизнью, социальной практикой.

2. Развитие познавательных интересов к музыке, музыкально-творческих способностей, ценностно-художественных ориентации учащихся, специальной ориентации.

3. Развитие у школьников умения самостоятельно овладевать художественными знаниями.

4. Учет уровня музыкального развития учащихся, их возрастных и психологических особенностей.

Структура урока:

1. Оптимальная последовательность составных элементов урока (пение, слушание, анализ, творческие задания, ознакомление с основными музыкальными понятиями).

2. Рациональное распределение отдельных элементов работы в классе по времени.

3. Особенности драматургии (занятие должно быть цельной, законченной, совместной деятельностью (учитель-ученик), имеющей завязку, ход решения, кульминацию и развязку, то есть итог урока, в котором осмысливаются его результаты).

4. степень насыщенности урока музыкальным, литературно-художественным материалом

Организационные требования. Наличие плана и конспекта. Организационная четкость в проведении урока (начало, темп, завершенность).

Анализ профессиональных умений учителя в ходе урока. Уровень общей культуры учителя, психолого-педагогическая грамотность, умение учитывать в практической деятельности достижения смежных наук -психологии, физиологии, дидактики, музыкальной эстетики и т.д. Владение голосом, дирижерским жестом, инструментом (умение аккомпанировать, читать с листа, транспонировать, импровизировать, квалифицированно исполнять фортепианные произведения).

Уровень гибкости преподавания в зависимости от особенностей восприятия данным классом учебного материала.

Быстрота и точность реакции. Способность правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решения.

Эмоциональный тон, артистизм, культура речи, образность мышления, богатство художественных ассоциаций.

Использование межпредметных связей в проведении урока. Выработка у учащихся самостоятельных суждений и оценок, побуждение к само­стоятельной поисковой деятельности. Система контроля за формированием знаний.

Эстетическое впечатление от урока.

Наши рекомендации