Древний Рим воспринял лучшие достижения предшествующих цивилизаций
В эпоху империи в Риме шло грандиозное строительство: возводили мосты, дороги. Общественные здания и городские дома были окружены двориками и садами.
Сады располагались и в центре, и на окраине. Аллеи пересекались под прямым углом, а главным украшением служили фонтаны, бассейны, портики и богато украшенные прохладные купольные постройки с бассейнами внутри (нимфеи). Между деревьями находились мраморные статуи, а зеленые кусты были подстрижены самым фантастическим образом. Такая подстрижка была изобретена Матием, другом Августа, и с тех пор называется “топиарная стрижка.
Полководцы, разбогатевшие в военных походах, воздвигали роскошные виллы, выставляя в них многочисленные трофеи, захваченные в разных странах.
Из одной только Греции римляне вывезли около ста тысяч ценнейших произведений искусства, статуи из садов Академии и Лицея. Император Нерон, например, приказал доставить из Дельф 500 скульптур для украшения своих дворцов и садов.
Родоначальником римского садоводства принято считать полководца-консула Лукулла (117 – 56 гг. до н.э.). Римский парк Лукулла состоял из нескольких садов, он был восстановлен семьей Медичи в эпоху Возрождения и сохранился до сих пор под названиемМедицейской виллы.
Сады в загородных виллах состояли из трех частей: прогулочной, проезжей и парка-парадиза.
Прогулочная часть начиналась сразу же от террасы и состояла из прямых симметричных дорожек и аллей, групп цветущих кустарников и обилием редких цветов, которые привозились даже из далекой Индии. В проезжей части тянулись широкие аллеи, окруженные живой изгородью.
В парках-парадизах разводили зверей и птиц. Даже фруктовым садам римляне старались придать декоративный, изысканный вид. Это был век роскоши, чувственных наслаждений и прекрасных садов. С распадом Римской империи заканчивается история древнего мира.
Сады Ассиро-Вавилонии
На территории нынешнего Ирака в междуречье Тигра и Евфратажили ассирийцы, вавилоняне, индийцы и евреи. Их сады были небольшими по размеру и располагались между жилыми зданиями. Сады охранялись высокими неприступными стенами, украшались произведениями искусства в виде бассейнов, скульптур, беседок, пергол, картин. В садах высаживались цветы, разводились красивые птицы.
Примерно около 2340 г. до н.э. шумерский царь Гудеа создает виноградники и пруды для разведения рыбы. Впервые упоминает о парке Тиграт Паласар I, царь Ассирии. Парки были лучшим укреплением страны, поэтому они первыми подвергались уничтожению со стороны врагов.
Сады Индии и Ирана
По-иному выглядят сады Средней Азии, Ирана, Индии, знакомые по множеству блестящих миниатюр и по существующим садам, неуклонно сохраняющим традиционный облик. К числу лучших из них можно отнести сады в индийских дворцах Агры, Фатехпур-Сикри (XVI в.), Шахджаханабада (Старый Дели, XVII в.). Особенно интересны сады при гробницах, где идея «райского сада» воплощалась с наибольшей полнотой. Именно такими были сады Мавзолея Хумаюна в Дели (XVI в.) и знаменитой гробницы Тадж-Махал в Агре в Индии (XVII в.).
Индийская цивилизация породила буддизм, при котором началось создание садов при монастырях. Поклонение деревьям было древним обычаем индусов. В священных индусских книгах упоминается Лумбинетский сад, который был вотчиной индусских царей.
Маголов сад на Тадж Махал Принцип планировки таких садов предельно прост: квадрат плана делится проходящими по его осям каналами на четыре меньших квадрата, такое деление, продолжается и дальше. В Тадж-Махале при общем размере сада 300X300 м наименьший квадрат составляет около 35 м. Главные оси обсаживались кустарниками и деревьями.
Шах Джахан, знаменует вершину садово-парковой архитектуры Великих Моголов и цветочного дизайна. Он известен строительством Тадж-Махала — траурный рай в память о его любимой жене Мумтаз Махал, которая умерла при родах.
Тадж-Махала облицован белым мрамором, который светится в лунном свете. Мрамор инкрустирован полудрагоценными камнями, изображающими узоры натуралистических цветочных мотивов, наиболее важными из которых являются тюльпаны, которые Шах Джахан принял в качестве личного символа.
Моголы были одержимы символами и включали их в свой сад в разных отношениях. Число восемь и девять считаются благоприятными в империи Великих Моголов и могут быть найдены в числе террас или в садово-парковой архитектуре — такие, как восьмиугольные бассейны. Рисунок плана гробницы Тадж-Махал с садом. XVII в.
Особой формой открытых пространств мусульманского Востока были дворы мечетей, достигавшие значительных размеров. Дворы мостили каменными плитами, в центре дворов находились павильоны, бассейны для омовения или даже гигантский каменный пюпитр для Корана (Биби Ханум в Самарканде). Была развита и культура формирования городских площадей, чаще всего перед мечетями и медресе. Классический пример такой площади — Регистан в Самарканде (XV—XVII вв.). Немногим уступает ей площадь Ляби-Хауз в Бухаре того же времени, с большим бассейном в центре.
При всем разнообразии садов Востока их можно разделить на две большие группы, соответствующие ареалам распространения двух крупнейших религий Востока — мусульманства и буддизма. Сады, лучше других видов искусства отражали основы миропонимания человека, связь с природой, с окружающей средой.
Наиболее роскошными были сады правящего класса. Расположенные в подавляющем большинстве в субтропической зоне, райские сады владык причудливо входили в открытые вовне залы дворцов. Сады изобиловали водоемами, соединенными журчащими ручьями, текущими по мраморному ложу, небольшими лиричными каскадными фонтанами. В садах росли экзотические деревья и благоухающие цветы, по ним бродили павлины, в золоченых клетках пели птицы.
Иран
В середине 6 в. до н.э. власть в стране перешла к династии Ахеменидов из царства Персида и позднее всю страну стали называть Персией. Культура Ирана уходит своими корнями в глубокое прошлое. В 6 в. до н.э. на торговых путях между Европой и Азией на Иранском нагорье сложилось государство Мидия. Это название Ирана сохранялось до 1935 года. Территория страны представляет собой нагорье, расположенное на высоте в среднем около 4000 футов над уровнем моря.
Здесь жаркое лето и холодная зима. Земледелие возможно лишь в районах, орошаемых каналами и зеленых оазисах. К концу 6 века до н.э. в результате завоеваний границы Персии простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до реки Нил на юге. В это время грандиозного размаха достигает дворцовая архитектура. Одновременно Персия славилась красотой своих садов.
Не только климатические и природные условия, но и особенности национального характера определяют культуру и искусство страны, в том числе и садоводство.
Иранцы с удовольствием проводили время в прекрасных садах на берегу ручья, пили виноградное вино, которое «очищает сегодняшний день от вчерашних тревог и завтрашних страхов».
Сады в Древнем Иране создавались в основном при царских резиденциях. Их планировка имела геометрические формы. Аллеи пересекались под прямыми углами, а промежутки между ними засаживались деревьями или занимались прудами и цветниками. Одним из самых распространенных деревьев был платан.
Знаменитые и до настоящего времени иранские ковры дают представление о парках и садах. Рисунки ковров позволяют судить о планировке садов. Наиболее простое решение заключается в создании двух перпендикулярных друг другу направлений, на пересечении которых стоит дворец.
Ближний Восток
При всем разнообразии садов Востока их можно разделить на две большие группы, соответствующие ареалам распространения двух крупнейших религий Востока — мусульманства и буддизма. Сады, быть может, лучше других видов искусства отражали основы миропонимания человека, образ его мышления, в первую очередь, конечно, в соотношении, себя с природой или, как мы сейчас говорим, с окружающей средой.
Суровая и. прямолинейно-простая идеология ислама нашла прямое отражение в композиции садов, ассоциировавшихся в исламе с раем. Наиболее роскошными были сады правящего класса. Расположенные в подавляющем большинстве в субтропической зоне, райские сады владык причудливо входили в открытые вовне залы дворцов. Сады изобиловали водоемами, соединенными журчащими ручьями, текущими по мраморному ложу, небольшими лиричными каскадными фонтанами. В садах росли экзотические деревья и благоухающие цветы, по ним бродили павлины, в золоченых клетках пели птицы.
Персия
Персию называют родиной царицы цветов — розы. Ее даже называли Гюлистан — Сад роз. Персия — родина не только роз, но и сирени, тюльпанов, лилий, нарциссов. Столица древней Персии называлась Суза — Лилия.
Персидское садовое искусство повлияло на создание садов всего Древнего Востока. Под влиянием древнего персидского садового искусства возникли многие сады мира — в Турции, мавританские сады в Испании, сады татарских ханов в Крыму. В Древней Персии устраивали так называемые парадизы — дикие парки. Они служили для охоты на диких животных и занимали огромные пространства. Вдоль дорог сооружали сторожевые вышки, которые являлись защитой от нападения диких животных. Дороги по обе стороны обсаживали платанами, вымащивали широкими плитами. Вдоль дорог выкапывали пруды и устраивали цветники. Примером такого парадиза можно назвать Сардский парадиз царя Кира. Иногда дикие парки и плодовые сады объединяли в единое целое.
Во времена грандиозного размаха дворцовая архитектура достигает пика своего расцвета. Одновременно Персия славилась красотой своих садов.