Раздел второй. Гуманитарное образование и элементы салонной культуры в высших учебных заведениях XIX века

Помимо собственно профильного образования в обучении студентов разных вузов большое значение придавалось гуманитарной подготовке. В данном случае речь не идет о тех факультетах университетов, гуманитарных по своему профилю. Цель настоящей работы показать, что и в целом ряде вузов технической направленности этой подготовке отводилась огромная роль.

В России в конце XVIII - начале XIX вв. создаются государственные инженерно-промышленные учебные заведения: это Санкт-Петербургский горный институт (1773 г); Московская практическая академия (1810 г.); Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге (1810 г.); Санкт-Петербургский технологический институт (1828 г.); Московское высшее техническое училище (1830 г.); Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (1842 г.).

Реформы М.М. Сперанского в царствование Императора Александра I были направлены на то, чтобы поощрить дворян к получению образования. Но в технических вузах большое внимание уделялось не только передаваемым знаниям, но и формированию высокой культуры.

Выпускник должен был быть не только профессионалом в своем деле, но и эрудированным человеком, прекрасно знающим и философию, и искусство, владеющим грамотным русским языком. Вот почему гуманитарное образование имело не меньшее значение, чем сугубо техническое. Приобщение к высоким образцам культурного наследия происходило не только на классных занятиях. Во внеклассной работе, как подтверждают архивные материалы, наблюдались такие формы, которые говорят об элементах салонной культуры, а именно: проведение танцевальных и музыкальных, а также литературных вечеров, камерные выступления самих учащихся, когда оценку исполненному произведению давала узкая аудитория слушателей.

В данном исследовании обратимся к анализу деятельности тех технических вузов, в которых, согласно архивным документам, имели место элементы салонной культуры и ее уровень был достаточно высок.

В Петербургском горном училище, созданном в 1774 году, большинство слушателей имели дворянское происхождение. Целевыми предметами в учебном процессе были музыка, танцы, фехтование и риторика. В соответствии с уставом 1804г.[306] все эти предметы развивали «вкус к изящному, а в дальнейшем способствовали тому, чтобы воспитанники, живя на рудниках и заводах, вдали от родных и близких, имели возможность с меньшей скукой проводить свободное от служебных занятий время».

Преподавание ряда специальных дисциплин велось на немецком языке. Ученое собрание переводило иностранные книги для учебного процесса. С 1766 года в Петербургское горное училище принимались лица, не имеющие общеобразовательной подготовки.

Наряду со специальными техническими дисциплинами на высоком уровне преподавались слушателям «словесные», «политические» и социально-экономические дисциплины. В дополнительный учебный курс были введены предметы гимназической программы - русский язык и словесность, история и география, логика, а с 1802 г. - Закон Божий[307].

В это же время было увеличено количество часов по географии, истории, статистике, что «непременно нужно и должно, чтобы питомцы… как можно более ознакомились с отечеством своим»[308].

В 1818 году[309] Петербургский горный кадетский корпус получает право благородного пансиона. Гуманитарная программа была расширена и стала включать в себя занятия поэзией, мифологией, разговорную практику с гувернерами на иностранных языках. Был возобновлен курс по латинскому языку. В первой четверти XIX века в Петербургском горном кадетском корпусе был создан певческий класс[310].

В первые годы после открытия Петербургского института Корпуса инженеров путей сообщения абитуриент на вступительном экзамене должен был показать удовлетворительные знания по Закону Божьему, русскому и французскому языкам, арифметике, истории и географии.

Изучение социально-экономических курсов началось в институте с 1823 г. введением в учебный план географии Российской империи, истории отечественной и греческой архитектуры, статистики[311].

В 1829 году в Петербургском институте Корпуса инженеров путей сообщения были снижены возрастные рамки слушателей до пятнадцати лет, поэтому в четвертом, пятом, шестом классах предусматривалось преподавание Закона Божьего, российской словесности и французского языка, логики и чистописания, мировой и российской истории и географии[312].

На педагогических советах институтов обсуждались курсы гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в частности, учебные курсы преподавателей русской словесности Н.О. Бутырского и С.А. Красовского, истории и статистики А.И. Баландина, законоучителя священника Ладинского, пастора Северина и ксендза Бутремовича[313].

По положению от 1834 г.[314] в Петербургском институте Корпуса горных инженеров в связи с изменением статуса учебного заведения (превращение института в закрытое учебное заведение) было прекращено преподавание латинского языка и логики. Были введены новые социально-экономические курсы - общая статистика, законоведение, бухгалтерия, чистописание и «письмоведение», гимнастика - для физической подготовки слушателей.

В Петербургском технологическом институте преподавание иностранных языков было обязательным. Слушатели Петербургского строительного училища с 1842 г.[315] должны были изучать русский, немецкий и английский языки, историю и географию, техническую отчетность (деловую переписку).

Преподаванием теории изящных искусств, танцев и гимнастики подчеркивалась престижность этого закрытого учебного заведения, куда поступали лишь дети дворян и чиновников до середины 60-х годов XIX в.[316]. В 1844 году в Петербургском институте Корпуса инженеров путей сообщения к уже принятым общеобразовательным дисциплинам прибавились законоведение, немецкий и английский языки[317].

При проверке администрацией Петербургского института Корпуса инженеров путей сообщения было установлено, что знания студентов по курсу русской словесности отличались «свободой и основательностью», а по географии и истории - «навыком ясного и свободного изложения приобретенных ими ученых сведений, удачно приспособленных к возрасту и познаниями учащихся»[318].

Однако приоритетность гуманитарных знаний нужно было отстаивать перед Министерствами. Так, в конце 40-х годов XIX в. администрация Петербургского технологического института отстаивала перед Министерством финансов право на сохранение в учебных планах ряда общеобразовательных дисциплин: «словесных», «политических» и социально-экономических наук. Свои намерения институт объяснял тем, что эти науки необходимы для понимания студентами в дальнейшем нужд российского общества[319].

В конце 40-х годов XIX века в соответствии с «Наставлениями для образования воспитанников военно-учебных заведений» от 24 декабря 1848 г. и соответствующей учебной программы от 8 апреля 1849 г. в закрытых высших технических институтах проводилась унификация программ «словесных» и «политических» наук, статистики и законоведения. Это «Наставление» коснулось и Петербургского строительного училища[320].

В 1849 году[321] по положению о Петербургском институте Корпуса инженеров путей сообщения общий курс, рассчитанный на пять младших классов, предусматривал изучение Закона Божьего, «словесных» (словесность, русский и три иностранных языка) и «политических» наук, куда были включены всеобщая и российская география и история, а также статистики, законоведения и деловой переписки. Английский язык плохо осваивался студентами. Как вспоминали воспитанники Петербургского горного кадетского корпуса, «года два помучились мы с этим языком и оставили его, на экзамене едва ли кто из нас мог сносно прочитать несколько строк по-английски»[322].

К середине XIX века намечается тенденция к сокращению и прекращению преподавания ряда словесных и политических дисциплин. В первую очередь, это касалось изучения иностранных языков. Так, слушатели Петербургского строительного училища занимались лишь техническим переводом текстов с французского или немецкого на русский язык, тогда как изучение грамматики было вынесено на факультативные занятия[323].

Курсы географии и истории, в которых рассматривался всеобщий или российский вариант экономического и социально-политического направления, к концу XIX века были сокращены. Шло перераспределение часов в пользу естественно-научных и инженерных дисциплин.

Слушатели большинства российских технических учебных заведений были лишены возможности развивать в себе историческое сознание и научиться соотносить личные интересы и общественные потребности[324].

Прослеживается тенденция[325] во всех технических вузах снижения учебной нагрузки на общественные дисциплины.

В 1868 году в Петербургском технологическом институте было уменьшено вдвое число лекций по политэкономии и статистике[326].

Модели гуманитарных и социально-экономических знаний, изучавшиеся во второй половине 60-х годов XIX века в технических учебных заведениях, отличались друг от друга в зависимости от образовательных традиций учебного заведения, отраслевой принадлежности, подготовительного отделения. В соответствии с уставом от 1866 года[327], в Петербургском горном институте преподавалось богословие, один из иностранных языков по выбору, политэкономия и статистика, законоведение (применительно к горнозаводской промышленности).

Во второй половине 60-х годов XIX в. на подготовительном отделении Московского технического училища изучался Закон Божий, словесность, один из иностранных языков (по выбору), история, география. С 1868 года[328] на общих курсах училища слушатели должны были продолжать знакомиться с гуманитарными дисциплинами, которые преподавались на подготовительном отделении[329]. Существенное увеличение нагрузки на гуманитарные дисциплины в начале 70-х годов XIX в. связано с тем, что Московское техническое училище получило статус высшего учебного заведения. В феврале 1871 года на Ученом совете обращалось внимание на преподавание Закона Божьего, русской словесности и иностранных языков в качестве основы для приобретения специальных знаний в гуманитарных дисциплинах во втором и третьем общих классах. Закон Божий - нравственное воспитание личности, а история - способствует «умственному развитию учащихся», подчеркивалось в административных документах Московского технического училища.

Во второй половине 80-х годов XIX века, в связи с сокращением учебной программы Петербургского института инженеров путей сообщения до трех лет, на первых двух курсах должен был изучаться весь блок общеобразовательных гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

В мае 1890 г. был введен пятилетний курс обучения для студентов, и гуманитарные дисциплины перешли: богословие, политэкономия и статистика на пятый курс, а законоведение - на третий и пятый.

В 1905-1917 гг. состав гуманитарных и социально-экономических дисциплин в высшей инженерной школе стал соответствовать Уставу о высших учебных заведениях от 1906 г.[330].

Тенденции к унификации гуманитарных и социально-экономических моделей знаний наблюдались и в инженерно-промышленных институтах, находившихся в ведении Министерства путей сообщения и Министерства торговли и промышленности. В Петербургском институте путей сообщения в 1907 г. был впервые введен курс бухгалтерии. В то же время в Петербургском горном институте перестали преподавать политэкономию из-за отсутствия преподавателя, что негативно сказалось на экономических знаниях студентов[331].

Помимо основных курсов общеобразовательного и социально-экономического блока, технические учебные заведения периодически обращали внимание на необходимость эстетической и физической подготовки. В 1890 г. Петербургский институт инженеров путей сообщения поставил вопрос о необходимости преподавания студентам музыки и пения. Разрабатывались программы по физическому развитию, военному строю «наряду с воспитанием моральным, умственным, эстетическим и гражданским»[332]. В процессе внедрения культурных ценностей прошлого в общественную и личную практику, студент получал знание о мире, обществе, людях и становился готовым к жизни в обществе. Усвоение им культурных ценностей прошлого означает и усвоение образцов, норм поведения будущего технического интеллигента.

Неопределенная модель гуманитарного и социально-экономического знания в технических учебных заведениях в первой половине XIX века складывалась из-за отсутствия четкого планирования нагрузки, увеличения учебных часов на инженерные дисциплины и проектирование, за счет уменьшения объема изучения общеобразовательных предметов. Не было преемственности и в организации процесса подготовки преподавателей. В середине XIX века уже прослеживается тенденция к унификации гуманитарных и социально-экономических дисциплин в рамках отдельных ведомств и в системе инженерного образования в целом.

Следует отметить, что приобщение студентов к высоким образцам культуры происходило не только в рамках учебных занятий (прежде всего, в рамках гуманитарного образования), но и вне их. В этой связи можно говорить об определенных элементах салонной культуры, которая имела место во внеклассной работе учащихся.

Рассмотрим это на примере отдельных учебных заведений.

Горный институт

В 1722 г. в Санкт-Петербурге было открыто Горное училище, имевшее статус академии, куда принимались дети из дворянских семей, имевшие хорошую образовательную подготовку. Выпускники училища зачислялись шихтмейстерами и унтер-офицерами и по окончании образования поступали на казенные и частные заводы. С 19 января 1804 г. Петербургское горное училище получило статус Горного кадетского корпуса Департамента горных и соляных дел Министерства финансов, что явно принижало его образовательные возможности и загоняло в рамки среднего специального учебного заведения.

Во время правления императора Николая I Горный кадетский корпус был преобразован в военно-учебное заведение. Указом от 10 марта 1833 г. Петербургский Горный кадетский корпус был переименован в Горный институт. В соответствии с Положением от 25 июля 1834 г. это было уже закрытое военное учреждении[333].

В 40-50-х гг. XIX века в институте были проведены изменения, связанные со статусом учебного заведения, условиями приема и продолжительностью обучения, а именно: 1) институт превратился в открытое учебное заведение; 2) на учебу принимались слушатели всех сословий с шестнадцати лет; 3) уменьшился срок обязательной службы до четырех лет[334].

Начиная с 5 июня 1866 г. Петербургскому институту Корпуса горных инженеров возвращается прежнее название - Горный институт. Прием был установлен с 16 лет. Принимались выпускники гимназии, а также вольнослушатели. Срок обучения был определен в пять лет. На последних двух курсах слушателям читались специальные предметы по горному и заводскому разряду. В соответствии с Положением 1896 г. были упразднены специализации «Горный разряд» и «Заводской разряд», а в названии института появилось имя Екатерины II.

Воспитанник Горного корпуса[335] в своих воспоминаниях от 1805 г. писал что, после каникул, в августе, а иногда и гораздо позже, происходили публичные экзамены по случаю выпуска из Корпуса кончивших курс наук. Процитированный отрывок из его воспоминаний дает возможность представить то разнообразие видов искусства, которые развивались в Корпусе. Несомненно, что в рамках гуманитарного образования происходило формирование эстетических наклонностей кадетов, но не только.

Фрагменты архивных материалов дают нам право сделать вывод, что и элементы салонной культуры использовались при эстетическом воспитании учащихся. Конечно, речь не идет о салонах аристократического типа в их традиционной форме. Можно говорить лишь об элементах салонной культуры, когда после учебы сами кадеты или под руководством преподавателей готовили музыкальные вечера, ставили спектакли и пр. Почему это элементы салонной культуры? Во-первых, не стоит забывать, что в рассматриваемый период воспитанники Корпуса - это представители дворянства, носители салонной культуры. Во-вторых, занятия происходили в тесном кругу единомышленников, что говорит об особой форме эстетического общения, напоминающей салонное общение. В-третьих, здесь приобщались к искусству, не только познавая, что есть высокое искусство, но и участвуя в тех или иных его видах

Архивные материалы дают основание полагать, что очень часто в Корпусе проходили театральные представления, которые готовили сами кадеты. Кадеты полюбили театр, и многие из них так хорошо исполняли свои роли, что театральные представления Горного корпуса славились в Петербургском обществе. Некоторые бывшие воспитанники Горного корпуса стали знаменитыми актерами (Василий Андреевич Каратыгин, Иван Петрович Борецкий, Илья Васильевич Орлов и Василий Васильевич Самойлов).

В Корпусе формировались свои эстетические традиции, которые передавались последующим выпускам.

Следует отметить огромную роль преподавателей и руководства училища, которые всячески поддерживали у студентов любовь к прекрасному, сами неоднократно участвовали в подготовке театральных представлений, музыкальных вечеров. В этой связи необходимо отметить одного из лучших управляющих Горного корпуса Егора Васильевича Корнеева. Он был человек высокообразованный. Знал прекрасно языки, в особенности греческий и латинский. Управляя институтом, он заботился и о специальном образовании и подобно своим предшественникам поддерживал изящные искусства. При нем было введено обучение игре на фортепиано для желающих и устроен небольшой театр, на сцене которого выступали учащиеся. Он всячески поощрял и занятия кадетов искусствами.

С 1832 года на преподавание изящных искусств были приглашены: академики Иван Еремеевич Яковлев, Тимофей Васильевич Васильев и Яков Васильевич Васильев - уроки рисования; Федор Иванович Эбергардт, сын известного танцмейстера бальной труппы императорских театров - уроки танцев.

В 1866 году Горный институт преобразован в высшее специальное открытое учебное заведение. Постепенно в программах института отменяются эстетические предметы, заменяются на новые специальные дисциплины. Остаётся только изучение иностранных языков. Начальную подготовку в институт берут на себя гимназии. Об атмосфере гуманитарной среды в институте в своих воспоминаниях высказывались выпускники (См. Приложение 1)

Наши рекомендации