I. Организационный момент. II. Вопросы к семинару: Расскажите об основных этапах становления и развития
II. Вопросы к семинару:
- Расскажите об основных этапах становления и развития художественной культуры в Индии.
- Расскажите об эволюции религиозных учений в Индии. Как отразились эти учения в художественной культуре?
- Расскажите об эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». О каких нравственных ценностях в них идет речь?
- В чем самобытность музыкального искусства Древней Индии? Как соотносятся танец и музыка, в чем состоит символика танцевальных движений?
- Когда стали возводить ступы? Чем они отличаются от египетских пирамид?
- Расскажите о «золотом веке» художественной культуры Древней Индии.
- Что такое каллиграфия? Каково ее место в искусстве Китая?
- Какую роль в искусстве Китая сыграл даосизм? В чем сущность конфуцианства? Как повлияло это учение на искусство?
- Какие памятники искусства Древнего Китая сохранились? Какие жанры китайской живописи вам известны?
- Расскажите о роли буддизма в китайской средневековой культуре и искусстве раннего Средневековья: скальных монастырях, пагодах, скульптурах.
- Что представляет собой классический китайский музыкальный театр?
- Что такое синтоизм? Какую роль играл буддизм в развитии японской художественной культуры Средневековья?
- Как воплотилась эстетика «печального очарования вещей» в поэзии и живописи Японии? Как создавалось «ямато-э»?
- Каковы особенности японской художественной культуры позднего Средневековья? расскажите о замках Японии.
- Какова символика японского сада?
- Расскажите, когда и где зародился ислам. Как повлиял ислам на формирование художественной культуры?
- Каковы канонические установки, служащие ориентирами исламской архитектуры? расскажите о мечетях и минаретах.
- Охарактеризуйте памятники мавританского искусства, которые вам запомнились.
- Расскажите о поэзии Рудаки, Фирдоуси, Хаяма, Саади, Хафиза и Низами.
Домашнее задание: индивидуальное задание «Искусство остготской Италии и Франкского государства».
Уроки 14, 15, 16
Дата:
Тема: Художественная культура средневековой Западной Европы.
Цели: дать понятие об эпохе средних веков, ее особенностях, понятие «Каролингское Возрождение»; искусство романского и готического стилей. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
Ход урока:
I. Новая тема. Лекция учителя.
Западноевропейский культурный тип сложился на основе синтеза античного наследия, христианства и духовного развития германских племен. Термин «средние века» ввели в употребление итальянские гуманисты эпохи Возрождения в XV веке. Средневековьем они называли эпоху, отделяющую Новое время от классической древности.
Особенности средневековой культуры: 1) теоцентризм – господство религиозного мировоззрения, в основе которого лежала христианская теология; 2) представление о дуализме (двойственности) мира; 3) символизм и аллегория (иносказательность); 4) тяга к обобщенности, универсализму; 5) анонимность произведений искусства.
Раннее средневековье (V-X вв) Начиная с V века на территории Европы происходит образование варварских королевств: Вестготского, Остготского, Франкского и др. ведущая роль латинского языка, как языка церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Творчество Аврелия Августина (354-430гг.) - «О граде Божьем», «Исповедь» - заложило основы средневекового католицизма. Возникновение монастырских, епископских школ, в которых изучались «семь свободных искусств»: грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
Влияние культуры варварских племен проявилось в заимствовании элементов мифологии и фольклора, орнамента звериного стиля.
Центр средневековой архитектуры – собор. Базилика – основа христианского храмового зодчества. Это прямоугольное здание с высоким центральным нефом, придававшим всей постройке вид могучего корабля. Собор Святой Софии в Константинополе, церковь Сан-Витале в Ровенне, украшенная великолепной мозайкой из стеклянной смальты, в которой проявилось характерное для средневековой живописи стремление удлинить пропорции фигуры и выразить одухотворенную красоту ликов: «Император Юстиниан со свитой».
.
Культурные реформы во франкском государстве при Карле Великом получили название «Каролингское Возрождение». Расцвет книжной миниатюры: «Утрехтская Псалтырь», средневековый кодекс (книга). Расцвет жанров: агиография (жития святых), справочника, энциклопедии, компендиума (сборника отрывков из античных авторов, истолкованных в духе христианского символизма). Развитие рунической письменности и литературы героико-эпического характера в скандинавских странах: исландская «Старшая Эдда», карело-финская «Калевала».
II. Беседа.
- каково значение средневекового этапа в истории мировой культуры?
- охарактеризуйте важнейшие черты западноевропейского средневековья.
- какова была роль античного наследия в ранней средневековой культуре?