I. Организационный момент. II. Вопросы к семинару: Расскажите об основных этапах становления и развития

II. Вопросы к семинару:

  1. Расскажите об основных этапах становления и развития художественной культуры в Индии.
  2. Расскажите об эволюции религиозных учений в Индии. Как отразились эти учения в художественной культуре?
  3. Расскажите об эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». О каких нравственных ценностях в них идет речь?
  4. В чем самобытность музыкального искусства Древней Индии? Как соотносятся танец и музыка, в чем состоит символика танцевальных движений?
  5. Когда стали возводить ступы? Чем они отличаются от египетских пирамид?
  6. Расскажите о «золотом веке» художественной культуры Древней Индии.
  7. Что такое каллиграфия? Каково ее место в искусстве Китая?
  8. Какую роль в искусстве Китая сыграл даосизм? В чем сущность конфуцианства? Как повлияло это учение на искусство?
  9. Какие памятники искусства Древнего Китая сохранились? Какие жанры китайской живописи вам известны?
  10. Расскажите о роли буддизма в китайской средневековой культуре и искусстве раннего Средневековья: скальных монастырях, пагодах, скульптурах.
  11. Что представляет собой классический китайский музыкальный театр?
  12. Что такое синтоизм? Какую роль играл буддизм в развитии японской художественной культуры Средневековья?
  13. Как воплотилась эстетика «печального очарования вещей» в поэзии и живописи Японии? Как создавалось «ямато-э»?
  14. Каковы особенности японской художественной культуры позднего Средневековья? расскажите о замках Японии.
  15. Какова символика японского сада?
  16. Расскажите, когда и где зародился ислам. Как повлиял ислам на формирование художественной культуры?
  17. Каковы канонические установки, служащие ориентирами исламской архитектуры? расскажите о мечетях и минаретах.
  18. Охарактеризуйте памятники мавританского искусства, которые вам запомнились.
  19. Расскажите о поэзии Рудаки, Фирдоуси, Хаяма, Саади, Хафиза и Низами.

Домашнее задание: индивидуальное задание «Искусство остготской Италии и Франкского государства».

Уроки 14, 15, 16

Дата:

Тема: Художественная культура средневековой Западной Европы.

Цели: дать понятие об эпохе средних веков, ее особенностях, понятие «Каролингское Возрождение»; искусство романского и готического стилей. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Ход урока:

I. Новая тема. Лекция учителя.

Западноевропейский культурный тип сложился на основе синтеза античного наследия, христианства и духовного развития германских племен. Термин «средние века» ввели в употребление итальянские гуманисты эпохи Возрождения в XV веке. Средневековьем они называли эпоху, отделяющую Новое время от классической древности.

Особенности средневековой культуры: 1) теоцентризм – господство религиозного мировоззрения, в основе которого лежала христианская теология; 2) представление о дуализме (двойственности) мира; 3) символизм и аллегория (иносказательность); 4) тяга к обобщенности, универсализму; 5) анонимность произведений искусства.

Раннее средневековье (V-X вв) Начиная с V века на территории Европы происходит образование варварских королевств: Вестготского, Остготского, Франкского и др. ведущая роль латинского языка, как языка церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Творчество Аврелия Августина (354-430гг.) - «О граде Божьем», «Исповедь» - заложило основы средневекового католицизма. Возникновение монастырских, епископских школ, в которых изучались «семь свободных искусств»: грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

Влияние культуры варварских племен проявилось в заимствовании элементов мифологии и фольклора, орнамента звериного стиля.

Центр средневековой архитектуры – собор. Базилика – основа христианского храмового зодчества. Это прямоугольное здание с высоким центральным нефом, придававшим всей постройке вид могучего корабля. Собор Святой Софии в Константинополе, церковь Сан-Витале в Ровенне, украшенная великолепной мозайкой из стеклянной смальты, в которой проявилось характерное для средневековой живописи стремление удлинить пропорции фигуры и выразить одухотворенную красоту ликов: «Император Юстиниан со свитой».

. I. Организационный момент. II. Вопросы к семинару: Расскажите об основных этапах становления и развития - student2.ru

Культурные реформы во франкском государстве при Карле Великом получили название «Каролингское Возрождение». Расцвет книжной миниатюры: «Утрехтская Псалтырь», средневековый кодекс (книга). Расцвет жанров: агиография (жития святых), справочника, энциклопедии, компендиума (сборника отрывков из античных авторов, истолкованных в духе христианского символизма). Развитие рунической письменности и литературы героико-эпического характера в скандинавских странах: исландская «Старшая Эдда», карело-финская «Калевала».

II. Беседа.

- каково значение средневекового этапа в истории мировой культуры?

- охарактеризуйте важнейшие черты западноевропейского средневековья.

- какова была роль античного наследия в ранней средневековой культуре?

Наши рекомендации