Многообразия культур (2 часа)

ПЛАН

1. Многообразие типологий культур в современной науке. Типология и классифика­ция. Критерии для типологической классификации.

2. Историческая типология, типология на основе отношения к природе, традиции, этно-региональная типология.

3. Культура социально-этнических общностей.

Рекомендуемая литература:

1. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. - М: Проект, 2003. - С. 200-214.

2. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии.- М.: Вече. Аст, 2003.

3. Культурология: Учебник для студентов технических вузов./ Под ред. Н.Г. Багдасарь-ян.-М.: Высш. шк., 1998,2001.

4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М.: Высш. образо­вание, 2005.-Гл. 12, 13, 14, 15.

5. Пушнова Ю.Б., Шельнова Н.И., Мирошникова Д.Г., Коршевер Н.Г., Вечканов В.Э. Культурология: Учебное пособие.- М.: Изд-во «Экзамен», 2005. - С. 160-173.

1. Многообразие типологий культур в современной науке. Типология и классифи­кация.

Когда сравниваются культуры, возникает вопрос, по каким признакам они сопостав­ляются. В современной культурологии нет общепринятого критерия, с помощью которого можно было бы объединять культуры в те или иные типы. Как определить автономность и самобытность культуры? Прежде чем ответить на этот вопрос, важно установить, что слу­жить единичным культурным фактом (или «артефактом», как называют некоторые совре­менные исследователи культуры) в ткани любой самостоятельной культуры. Многие культу­рологи сетовали именно на то, что в культуре невозможно выделить что-то вроде атома или гена. Предмет или поступок становится культурным феноменом, если он обретает смысл. Подразумевается, что такое явление культуры что-то означает. Скажем, Венера Милосская для человека, не понимающего заключенного в ней художественного значения, представляет собой лишь кусок мрамора, обладающий геометрической формой и определенными свойст­вами. Как писал российский социолог Сорокин, «религиозная ценность превращает малень­кий кусочек дерева в «чурингу» - священный тотем. Кусок материи на палке, символизи­рующий национальный флаг, заставляет человека жертвовать своей жизнью. Болезненный человек, провозглашенный монархом или папой, становится могущественным и священным.




Если же он свергнут, он лишается своей социокультурной ценности, и его могущество, функции, социальное положение и личность коренным образом изменяются: из величества или святейшества он превращается в презренного и ненавистного изгнанника». Единичные культурные феномены связаны между собой. Материальные предметы могут лежать на до­роге, будучи случайно оброненными прохожими. Единственная связь между ними - про­странственная близость. Однако можно указать такие совокупности предметов, феноменов, процессов культуры («артефактов»), которые образуют причинно обусловленные, взаимо­связанные культурные единства, или системы. Культурные феномены можно перечислить, но полученная таким образом совокупность вовсе не является законченной системой. Клас­сификация отличается от типологии. Классификация, прежде всего, рождается на эмпириче­ском уровне. Иначе говоря, перед нами ряд культурных феноменов, которые нужно как-то сгруппировать. Типология же возникает как плод исследовательских усилий, как построение идеальной (абстрактной модели). Когда мы говорим «культура Возрождения», «культура Просвещения», «культура романтизма», то имеем в виду не только нечто вроде фактов и об­наружений культуры, но и определенную условную данность. Иначе говоря, классификация строится по узкому, а типология - по предельно широкому основанию. Классификация - это объединение различных фактов культуры по явным, видимым «невооруженным глазом» признакам; типология же - по существенным «глубинным признакам», как правило, скры­тым от взгляда «непосвященных», не обнаруживаемых на уровне обыденного (не научного) сознания. Перечисление в типологии обычно исчерпывает себя. Ни об одной типологии нельзя сказать, что она единственно верная. Дело в том, что возможны различные подходы к систематизации культуры и культурных феноменов. Однако у типологии всегда есть базовое основание. Иначе говоря, у признаков должен быть обнаружен единый фундамент. Таких оснований может быть много, например, связь с религией (культуры религиозные и светски); религиозная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, ла­тиноамериканская и пр.); на основе места в ней традиции («теплые», традиционные культу­ры и «холодные», модернистские); на основе связи с социальной структурой (культуры в различных обществах) и пр.

Типология(от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обоб­щающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития.

Типология культуры должна осуществляться на основе определенного критерия, ко­торый стал бы единым логическим основанием выделения культурных типов. В силу чрез­вычайной сложности и многогранности культуры таких критериев может быть несколько.

Например, исторический критерий связан с рассмотрением культуры с точки зрения ее раз­вития во времени и определением места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Этнический критерий предполагает выделение культурных комплексов, присущих различным этносам. Сословно-классовый критерий направлен на выявление культурных особенностей различных социальных групп, отличающихся по своему статусу в обществен­ной иерархии (отношение к собственности, размер дохода, престиж).

Таким образом, типология культур строится на основании таких критериев, как: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность (культуры

Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая (рус-

ч и v. тц .лу_ екая, французская); принадлежность "(культура традиционного, индустриального, постинду­стриального обществ); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородни­ков, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества и вид деятельно­сти (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологиче­ская, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, нацио­нальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Наши рекомендации