Английское Просвещение как источник просветительских идей в Европе. Философско-политический характер сатиры Свифта. Новаторство Г. Филдинга
Англия, раньше других стран ставшая на путь буржуазного развития, стала родоначальницей литературы Просвещения. Такие явления, как романы Дефо и Свифта, поэзия Поупа, драматургия Филдинга во многом определили судьбы просветительской литературы. Наряду с классицизмом, приобретающим просветительский характер, в Англии раньше, чем в других странах формируется направление «просветительского реализма». Для него характерен дидактизм, слабая индивидуализация характеров, заданность и условность сюжетов, широкое применение гротеска. Возникли семейно-бытовые романы и сентиментализм, вторая половина столетия связана с развитием предромантизма.
Среди наиболее значительных достижений английских писателей – поэтическое открытие природы, введение темы науки, прославление физического труда, создание первых просветительских утопий.
Джонатан Свифт (1667-1745) — английский писатель-сатирик, поэт, публицист и политический деятель. В памфлете «Сказка бочки» борьба католической, англиканской и пуританской церквей изображена в духе пародийного «жития». Памфлеты «Письма суконщика» и «Скромное предложение» осуждают угнетение ирландского народа. Желчная сатира Свифта неотделима от гуманистического пафоса его творчества, развивавшегося в русле Просвещения, утверждавшего необходимость искоренения частных и общественных пороков. Традиции свифтовской сатиры — в ряду самых плодотворных в мировой литературе.
Свифт был сиротой, которого воспитывали зажиточные родственники. Он получил приличное школьное образование и поступил в престижный колледж Дублинского университета, где учился в 1682-1688, по собственному позднейшему признанию, довольно небрежно. Однако, по-видимому, уже тогда он ощутил священническое призвание и твердо решил пойти по стопам деда-священника, чему никак не противоречила его обнаружившаяся склонность к литературному сочинительству. Первыми сочинениями двадцатидвухлетнего Свифта были по моде того времени возвышенные оды, и в них явственно сказывались религиозность, благочестие и отвращение ко всем революционным преобразованиям и новшествам, особенно в области духовной. Довершить учение помешали ирландские беспорядки 1688-1689: пришлось перебираться в Англию, и священнический сан Свифт принял лишь в 1695. Но «промежуточные» в его жизни 1690-е гг. оказались определяющими для формирования его личности и писательского дара. Эти годы большей частью протекли в усадьбе родственника матери Свифта, видного мыслителя и эссеиста Темпла, который взял его к себе в качестве секретаря и доверенного лица. В распоряжении Свифта было богатое собрание книг, особенно французских; и Рабле, Монтень, Ларошфуко стали его любимейшими авторами.
После смерти Темпла Джонатану Свифту пришлось полагаться лишь на себя, определился характер его писательского дарования: выступив с памфлетом «Битва книг» (1697), Джонатан Свифт показал себя сокрушительным полемистом, мастером пародийного слога и убийственной иронии.
В 1701 Джонатан Свифт написал трактат «Рассуждение о раздорах и разногласиях между знатью и общинами в Афинах и Риме», где проанализировал партийную свару как симптом пришествия тирании. Трактат весьма повлиял на общественное мнение и очень способствовал победе одной из партий; Свифт, таким образом, сделался ее фаворитом, и в 1705, наконец, счел уместным опубликовать вместе с «Битвой книг» «Сказку бочки». Современники более оценили остроумие Свифта, нежели содержательность его «Сказки».
С начала 1720-х гг. в письмах Свифта появляются упоминания о «моих Путешествиях». Описание действительных и воображаемых путешествий и сопутствующих им открытий было с начала 16 века одним из ведущих европейских литературных жанров. Сюжет их, как и в «Сказке бочки», был подставной, пародийный: Джонатан Свифт в отличие от великого множества утопистов, мечтателей и выдумщиков, не открывал новые страны, а возвращал читателя к поразительной реальности его повседневного существования, заставляя взглянуть на себя и окружающий мир новыми глазами и произвести трезвую нравственную (то есть прежде всего религиозную) самооценку.
«Путешествия Гулливера» — итоговая книга Джонатана Свифта, где фантастически-иносказательно преломляется его богатый жизненный и творческий опыт — так, что почти каждый эпизод повествования выглядит притчей. Этому способствует и излюбленный свифтовский прием изображения — бытовой гротеск, то есть выявление странности и чудовищности обыденной жизни и обыденного сознания. Нормальное и чудовищное постоянно меняются местами.
«Путешествия Гулливера» прославили Джонатана Свифта на всю Европу, но до конца своих дней он оставался ирландским изгнанником. Глубоко верующий священнослужитель, поборник воинствующего здравого смысла, Джонатан Свифт противостоял идеализации человека, предвещавшей новое его закрепощение, и в особенности планам универсального общественного благоустройства, которое, как он предвидел, может привести лишь к всевластию безумия и всеобщему рабству.
Генри Филдинг (1707—1754) — знаменитый английский писатель XVIII века, один из основоположников европейского реалистического романа. Филдинг получил среднее образование в Итоне, одной из наиболее аристократических школ Англии. Но, повидимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета, где он учился около двух лет.
Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. В 1737 Филдинг стал студентом и в 1740 получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.
В 1728 появляется его первая комедия «Любовь в различных масках», за которой последовал ряд других пьес (всего Филдингом написано 26 произведений для сцены).
Пьесы Филдинга, представлявшие собою большею частью подражания, впоследствии утратили своё художественное значение. Однако социально-обличительные мотивы и просветительские тенденции, проступающие уже в этих ранних произведениях Филдинга, позволяют предвидеть в их авторе будущего Филдинга-романиста.
Широкая писательская известность Филдинга основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трёх больших его романах: «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса», «История Тома Джонса, найденыша» и «Эмилия».
«Джозеф Эндрьюс» - это новый жанр, настоящая реалистическая эпопея буржуазного общества, — противопоставляется барочному пасторально-историческому роману XVII века и сентиментально-семейному роману. Новаторские принципы, намеченные уже в «Джозефе Эндрьюсе», получили развернутое выражение в шедевре Филдинга «Томе Джонсе». Воспитательно-публицистическое значение литературы — с точки зрения Филдинга — огромно; борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием — задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе. Смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.