VI. Ознакомление со сказкой

1.Словарно-лексическая работа.

БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ - ручной труд (преимуще­ственно вышивание, вязание, шитье). ВЗЪЕСТЬСЯ — невзлюбив, рассердившись или раз­дражившись, начать упрекать, обвинять, бранить. ГОЛБЧИК - приступка для выхода на печь. ПОЖИТКИ - мелкое имущество, домашние вещи. ПОХЛЕБКА — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

НЕСПОДРУЧНО - неудобно, неловко. ПОСОБНИК — помощник в делах. ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ - широкие, пологие овраги, покрытые травой. СТАТОЧНОЕ ЛИ ДЕЛО - (устар.) хорошее ли дело.

2. Чтение сказки.

3. Беседа после чтения.

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Итог урока

—С творчеством какого писателя ознакомились на уроке?

—Что вы запомнили о нем?

Домашнее задание:перечитать сказку; подготовить выразитель­ное, безошибочное чтение.

Ход урока 2

I. Организационный момент

П. Речевая разминка

Мы купили кошке К празднику сапожки. Причесали ей усы, Сшили новые трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать. (П. Воронько)

—Прочитайте глазками.

—Прочитайте медленно.

—Прочитайте (с вопросительной интонацией, с раздраже­нием, с радостью, скороговоркой).

—Выучите стишок.

III. Работа над сказкой П.П. Бажова

1. Характеристика главных героев сказки.

—Назовите главных героев сказки.

—Есть ли в этом произведении отрицательные герои? До­кажите свое мнение.

—Почему Кокованя решил взять Даренку к себе в дом?

—Охарактеризуйте Кокованю, пользуясь цитатами из тек­ста.

—Охарактеризуйте Даренку. Подтвердите свое мнение ци­татами из текста.

—Охарактеризуйте волшебных животных, пользуясь тек­стом.

2. Беседа по содержанию сказки.

—Как зажили втроем Кокованя, Даренка и Муренка? Как они относились друг к другу? Почему вы так думаете?

—Почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Сереб­ряное копытце — каждый из героев верил в сказки и хо­тел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись про­дать драгоценные камни, и зажить богато?

—Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?

IV. Физкультминутка

V. Чтение сказки по ролям

(По ходу чтения учитель меняет учащихся.)

VI. Работа с пословицами

— Какие из пословиц и поговорок подходят к содержанию
сказки?

Дал бы дружку пирожка, да у самого ни куска. Черствое сердце не знает благодарности. В благополучии человек сам себя забывает. Добра себе желаешь — делай добро. Каких только чудес не бывает на свете. (Дети выбирают, подтверждают цитатами из текста.)

VII. Итог урока

—Как автор относится к героям? А что думаете о них вы?

—Какими мыслями хотел поделиться со своими читателя­ми П.П. Бажов?

VI. Ознакомление со сказкой - student2.ru Домашнее задание:прочитать другие сказки П.П. Бажова; под­готовить пересказ понравившегося отрывка.

Уроки 40-42. СТ. Аксаков. «Аленький цветочек»

Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством СТ. Акса­кова; начать работу над сказкой; обогащать словарный запас

учащихся; воспитывать любовь и уважение к родителям; отра­батывать навыки выразительного чтения; учить делить текст на части.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какие сказки П.П. Бажова вы прочитали? Перескажите
наиболее понравившиеся отрывки из них.

III. Речевая разминка

За темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком. Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.

—Прочитайте присказку медленно.

—Назовите имена существительные.

—Прочитайте с вопросительной интонацией на этих сло­вах.

—Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя го­лосом существительные.

—Прочитайте скороговоркой.

—Прочитайте выразительно.

IV. Введение в тему

1. Вводная беседа.

—Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Прочитайте ее название.

—Кто из вас знаете ее? Откуда? (В основном ребята знако­мы с этой сказкой по мультипликационному фильму, мало кто читал ее.)

—Кто написал эту сказку? Знаете ли вы полное имя писате­ля? Что вы о нем знаете?

2. Рассказ учителя о писателе.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миросозерцателя Аксакова. После обуче­ния в Казанском университете он поступил на службу в Пе­тербург, где сблизился с кружком «Беседа любителей русско­го слова». В него входили А.С. Шишков, И.А. Крылов, Г.Р. Державин и другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского литературного языка против

VI. Ознакомление со сказкой - student2.ru новой волны Н.М. Карамзина. Общество издавало журнал «Чтение в беседе любителей русского слова», где Аксаков на­чал печатать свои переводы и небольшие рассказы.

2 июня 1816 г. писатель обвенчался с О.С. Заплатиной и уехал в свое заволжское имение — деревню Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Там родился первенец — Константин Аксаков. Отец настолько привязался к ребенку, что заменил ему няню. Главным содержанием жизни семьи было стремле­ние соответствовать высокому христианскому идеалу и про­поведь этого идеала в обществе. Второй сын Аксакова — Иван — так писал о своей матери: «Неумолимость долга, целомуд­ренность... отвращение от всего грязного... суровое пренебре­жение ко всякому комфорту... правдивость... при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвы­шенному — вот отличительные свойства этой замечательной женщины».

В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инс­пектором (с 1935 г. директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родо­вом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писа­телю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Запис­ках об уженье рыбы» (1847 г.) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии (1852 г.). Эти «охотничьи книги» при­несли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера. На­писанные следом повести «Семейная хроника» (1856 г.) и «Дет­ские годы Багрова внука» (1858 г.; как приложение в это про­изведение входит сказка «Аленький цветочек») посвящены жизни трех поколений провинциальных дворян на рубеже XVIII и XIX в. Далекий от салонно-политической борьбы 40— 50-х годов XIX в., Аксаков рассказал о взаимоотношениях му­жиков и господ со спокойной невозмутимостью, передав ве­ковую умеренность помещиков в неизменности и справедли­вости крепостного уклада. Литературная общественность не нашла в произведениях Аксакова обличения крепостной дей­ствительности. Правдиво показывая даже самые темные сто­роны усадебного барства, автор, однако, не подводил читателя к выводу о необходимости слома старинного жизненного по­рядка. Именно это ставил Аксакову в вину демократический критик Н.А. Добролюбов, отмечавший в статье «Деревенская жизнь помещика в старые годы», что писатель всегда отлича­ется «более субъективной наблюдательностью, нежели испы-

тующим вниманием в отношении к внешнему миру». Несмот­ря на подобную критику дом Сергея Тимофеевича стал цент­ром притяжения для многих деятелей культуры и искусства. По субботам в Абрамцеве собирались выдающиеся ученые и литераторы: Н.Ф. Павлов, Н.И. Надеждин, М.П. Погодин, СП. Шевырев, М.А. Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н.В. Гоголь и актер М.С. Щепкин. Дети обычно находились в об­ществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимо­понимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разде­лявших взгляды родителей.

Умер Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.

У СТ. Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Черны­шевский, «принадлежат к числу образованнейших, благород­нейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя СТ. Аксакова — Констан­тин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматичес­ких произведений и литературоведческих исследований.

V. Физкультминутка

Наши рекомендации