По основным элементам процесса управления

Основные элементы процесса управле­ния Организационные методы
Инфор­мация Методы сбора, обработки, систематизации, анализа, хране­ния, выдачи и передачи информации различного содержания
Цели, задачи Методы определения целевых задач (аналитический, эври­стический, интуитивный); методы оценки целей, задач (ранжирование по значимости, подведение итогов); методы фик­сации целей, задач (официальные документы и документы личного пользования); методы отображения целей, задач (графические методы) и др.
Решения Индивидуальные и коллективные методы подготовки и при­нятия решений (мозговой штурм, групповая дискуссия, ме­тод рассуждения по аналогии, расчеты и т.д.)
Организационно-исполнительская система (ОИС) Методы создания ОИС (регламентирование, приказы); мето­ды управления ОИС (планирование, инструктирование, рас­поряжение); методы преобразования ОИС (реорганизация)
Кадры, персо­нал Методы подбора и расстановки кадров (описательные и ко­личественные методы, испытание должностью, выполнение задач от простых к сложным, стажировка); формы и методы взаимодействия
Ресурсы Методы определения количества и качества ресурсов
Время Методы определения необходимого времени (опытно-норма­тивный, экспертный и аналоговый методы); методы экономии времени (последовательный и параллельный методы выпол­нения работ, делегирование полномочий)
Конт­роль, проверка исполне­ния Методы контроля: получение периодической информации от подчиненных, вышестоящих руководителей; личные наблю­дения; графические методы; информация на совещаниях, заседаниях; запрос ин­формации по определенному вопросу; выявление отклоне­ний; личная проверка состояния дел; доклады исполнителей о ходе работы; изучение отчетных данных

Организационные методы управления – система спосо­бов деятельности методиста, с помощью которых созда­ются разнообразные социальные системы (организации, уч­реждения, службы, коллективы, команды), осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы, обеспечивает­ся определенный уровень (качество) их организованности.

Однако недостаточно знать организационные методы, нуж­но также уметь их использовать. Соотношения между знаниями и умениями позволяют выделить несколько типов руководителей методических служб.[7]

Первый тип (знающий – умеющий): руководитель знает и уме­ет использовать многие методы. Это наиболее ценный тип методиста –организатора.

Второй тип (знающий – неумеющий): руководитель знает, какие методы можно использовать, но не умеет этого делать на практике. К методистам данного типа относятся обычно на­чинающие методисты, имеющие хорошую теоретическую под­готовку в области организации и управления, но незначительный опыт работы.

Третий тип (умеющий – частично знающий): руководитель в основном умеет использовать методы, однако имеет слабые те­оретические знания. Это так называемый тип методиста-прак­тика. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний, обогащению опыта новыми эффективными методами управления.

Управленческая культура методиста является ча­стью психолого-педагогической и профессиональной культуры специалиста.

Культура управления – это уровень практических достижений в работе с информацией, организации, методах, стиле управлен­ческого труда, в личностно-деловом общении с коллегами.

Управленческая культура проявляется в процессе решения следующих задач:

Øпроведение качественного анализа состояния дел в управляемой организации (коллективе);

Øопределение заданий сотрудникам коллектива (сотрудник понимает, чего от него ждет методист, в какой форме должен быть представлен результат работы);

Øстимулирование продуктивной работы сотрудников коллектива;

Øсоздание условий для профессионального и личностного роста сотрудников.

Условно можно выделить следующие виды культуры управле­ния: информационная, организационная, социальная, экономи­ческая, социально-психологическая, правовая, техническая. Их характеристики приведены в таблице 2.[8]

Таблица 2

Виды культуры управления Разновидности культуры управления
Информационная Культура деловой речи; культура сбора, обработки, хранения, выдачи и передачи информации; культу­ра работы с документами
Организационная Культура организации рабочих мест персонала, подготовки и проведения совещаний, заседаний, собраний; культура разработки и использования регламентов, нормативов, культура контроля, про­верки выполнения управленческих решений; куль­тура организации приема посетителей
Социальная Культура социальной защиты персонала, содержа­ния помещений, рабочих мест персонала
Экономическая Культура предпринимательства, экономического партнерства
Социально-психо­логическая Культура общения между руководителями, подчинен­ными, руководителями и подчиненными; ведения деловых переговоров; культура деловой одежды
Правовая Культура использования руководителями прав, пол­номочий, власти
Техническая Культура использования организационных и техни­ческих средств управления

Достаточно часто в практической деятельности методисту для решения определенных профессиональных задач необходимо создать команду добровольных помощников (специалистов, родителей, воспитанников, педагогов, психоло­гов). Теоретические положения по управлению работой команды изложены в таблице 3 (теория Такманна).[9]

Таблица 3

Наши рекомендации