По основным элементам процесса управления
Основные элементы процесса управления | Организационные методы |
Информация | Методы сбора, обработки, систематизации, анализа, хранения, выдачи и передачи информации различного содержания |
Цели, задачи | Методы определения целевых задач (аналитический, эвристический, интуитивный); методы оценки целей, задач (ранжирование по значимости, подведение итогов); методы фиксации целей, задач (официальные документы и документы личного пользования); методы отображения целей, задач (графические методы) и др. |
Решения | Индивидуальные и коллективные методы подготовки и принятия решений (мозговой штурм, групповая дискуссия, метод рассуждения по аналогии, расчеты и т.д.) |
Организационно-исполнительская система (ОИС) | Методы создания ОИС (регламентирование, приказы); методы управления ОИС (планирование, инструктирование, распоряжение); методы преобразования ОИС (реорганизация) |
Кадры, персонал | Методы подбора и расстановки кадров (описательные и количественные методы, испытание должностью, выполнение задач от простых к сложным, стажировка); формы и методы взаимодействия |
Ресурсы | Методы определения количества и качества ресурсов |
Время | Методы определения необходимого времени (опытно-нормативный, экспертный и аналоговый методы); методы экономии времени (последовательный и параллельный методы выполнения работ, делегирование полномочий) |
Контроль, проверка исполнения | Методы контроля: получение периодической информации от подчиненных, вышестоящих руководителей; личные наблюдения; графические методы; информация на совещаниях, заседаниях; запрос информации по определенному вопросу; выявление отклонений; личная проверка состояния дел; доклады исполнителей о ходе работы; изучение отчетных данных |
Организационные методы управления – система способов деятельности методиста, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы (организации, учреждения, службы, коллективы, команды), осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы, обеспечивается определенный уровень (качество) их организованности.
Однако недостаточно знать организационные методы, нужно также уметь их использовать. Соотношения между знаниями и умениями позволяют выделить несколько типов руководителей методических служб.[7]
Первый тип (знающий – умеющий): руководитель знает и умеет использовать многие методы. Это наиболее ценный тип методиста –организатора.
Второй тип (знающий – неумеющий): руководитель знает, какие методы можно использовать, но не умеет этого делать на практике. К методистам данного типа относятся обычно начинающие методисты, имеющие хорошую теоретическую подготовку в области организации и управления, но незначительный опыт работы.
Третий тип (умеющий – частично знающий): руководитель в основном умеет использовать методы, однако имеет слабые теоретические знания. Это так называемый тип методиста-практика. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний, обогащению опыта новыми эффективными методами управления.
Управленческая культура методиста является частью психолого-педагогической и профессиональной культуры специалиста.
Культура управления – это уровень практических достижений в работе с информацией, организации, методах, стиле управленческого труда, в личностно-деловом общении с коллегами.
Управленческая культура проявляется в процессе решения следующих задач:
Øпроведение качественного анализа состояния дел в управляемой организации (коллективе);
Øопределение заданий сотрудникам коллектива (сотрудник понимает, чего от него ждет методист, в какой форме должен быть представлен результат работы);
Øстимулирование продуктивной работы сотрудников коллектива;
Øсоздание условий для профессионального и личностного роста сотрудников.
Условно можно выделить следующие виды культуры управления: информационная, организационная, социальная, экономическая, социально-психологическая, правовая, техническая. Их характеристики приведены в таблице 2.[8]
Таблица 2
Виды культуры управления | Разновидности культуры управления |
Информационная | Культура деловой речи; культура сбора, обработки, хранения, выдачи и передачи информации; культура работы с документами |
Организационная | Культура организации рабочих мест персонала, подготовки и проведения совещаний, заседаний, собраний; культура разработки и использования регламентов, нормативов, культура контроля, проверки выполнения управленческих решений; культура организации приема посетителей |
Социальная | Культура социальной защиты персонала, содержания помещений, рабочих мест персонала |
Экономическая | Культура предпринимательства, экономического партнерства |
Социально-психологическая | Культура общения между руководителями, подчиненными, руководителями и подчиненными; ведения деловых переговоров; культура деловой одежды |
Правовая | Культура использования руководителями прав, полномочий, власти |
Техническая | Культура использования организационных и технических средств управления |
Достаточно часто в практической деятельности методисту для решения определенных профессиональных задач необходимо создать команду добровольных помощников (специалистов, родителей, воспитанников, педагогов, психологов). Теоретические положения по управлению работой команды изложены в таблице 3 (теория Такманна).[9]
Таблица 3