Буддизм. Литературные источники
Буддизм – это самая древняя религия на планете, которая возникла на много веков раньше, чем христианство и ислам. Буддизм и буддийская религиозная литература играют огромную роль в общественной, культурной и духовной жизни народов многих стран. Канонических источников-текстов буддийской религиозной литературы большое количество. Буддийская литература воспевает отшельничество, монашество, отказ от семьи, собственности, презрение ко всяким человеческим чувствам.
Важнейшим литературным источником буддизма являются сочинения под названием Типитаки. Это сборники правил монашеского поведения, и различные религиозно-нравоучительные рассказы, религиозно-философские
трактаты и стихотворные изречения. В конце XIX и начале XX в. многие тексты, входящие в Типитаку, были переведены на европейские языки и опубликованы, став доступными для широкого круга исследователей.
Также одним из главных произведений буддийского канона, наиболее почитаемым буддийским текстом дальневосточной традиции является «Ваджраччхедика Праджняпарамита Сутра», известная в Европе как
«Алмазная Сутра». Существует еще большое множество религиозной буддийской литературы, где изложена суть буддизма. Известная сейчас литература буддизма складывалась в течение многих веков не только в
Индии, но и в тех странах, куда он проникал. Она весьма обширна.
Так, еще один канонический буддистский текст, известный под названием Бенаресская проповедь обычно называется провозглашением «четырех благородных истин» (siryasalya), в сжатом виде выражающих
суть буддизма. «Книга Великого Освобождения» относится к числу так называемых «сокровенных книг» По преданию, они были оформлены учителем Падмасамбхавой в 8 веке, затем сокрыты в тайных пещерах и обнаружены позднее, в эпоху расцвета тибетского буддизма.
Божества, описанные в «Книге Мертвых», воспринимаются в буддийской традиции как воплощение различных энергетических проявлений. «Книга Мертвых» описывает и своеобразно истолковывает жизненный опыт людей. Чогьям Трунгпа назвал ее 2 Книгой пространства», которое вмещает и жизнь, и смерть.
Буддизм и искусство
В искусство буддизм привнес совершенно определенные идеи: несовершение зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно – образный характер. С древнейших времен существовал традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч вплетается тысяча глаз. Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть несправедливость, совершаемую на Земле. Из поколения в поколение, репродуцировался этот образ тысячерукого Будды, внушая верующему мысль о всесилии Будды и иллюзорности усилий человека, творящего добро. Большое социальное значение имела идея буддизма о смерти человека, которая не является просто
уничтожением, но есть лишь переход к другой жизни. Искусство нейтрализовало скептическое отношение раннего буддизма к человеческим чувствам, а в реформированном буддизме, идущим по пути махаллы, оно акцентировало внимание на человеческих чувствах. Фундаментальной идеей буддийской гносеологии является идея о нерасчлененности субъекта и объекта, человека и природы, материи и духа. Этот принцип неразличения безусловно, влиял на эстетические принципы буддизма, на его понимание и обьяснение природы искусства, его целей и функций. Буддизм как философия и религия должен был ответить на вопрос о доминирующем начале в нерасчлененном единстве. Буддизм утверждает абсолютное значение идеального, его существование вне материи и человека.
В этом основательно проявляется влияние добуддийских представлений о существовании красоты. В «махабарахате» есть такие строки: «Исчезла душа – красота отлетела, уродливым стало бездушное тело». В философско-религиозной концепции буддизма не существует проблемы личного бытия человека. Буддизм как философско-религиозная концепция и как церковь в процессе своего исторического развития оказался в парадоксальном положении. Опираясь в своих изначальных формах на ведическую
религию, а затем на брахамизм и индуизм, буддизм попытался изъять из религиозного сознания элементы эмоционально-образного отношения к миру, элементы эстетического и художественного, создав учение о страдании и нирване, придав ему широкий эмоционально аскетический характер.
Исторически буддизм возникает как своеобразный орден странствующих монахов. Поэтому постепенно буддизм стал включать в себя различные мифы, сначала ведические, а затем создавать сказания и о самом Будде, его деяниях и восхождениях в нирвану. Реформированный буддизм создает ценностную и стройную систему искусств, которая должна на эмоционально – образном уровне подтвердить мистические идеи буддизма. В пределах декоративного искусства и украшениях буддийских храмов декоративность ограничена и является сущностью произведения. Буддизм сумел ассимилировать и органически включить в свою структуру эстетические традиции народов, принявших его учение, приспособиться и умело использовать богатство художественного фольклорного сознания.