Основные художественные стили XIX – XXвв
СИНТЕЗ ИСКУССТВ - органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Это понятие подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств. Этим определяются большие социально-воспитательные возможности синтеза искусств.
АВАНГАРДИЗМ - условное наименование различных художественных направлений в искусстве XX века для которых характерно стремление к коренному изменению принципов и традиций художественной практики - кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, аналитическое искусство, лучизм, конструктивизм, кубофутуризм, супрематизм, концептуализм, минимализм, постмодернизм, поп-арт и др. Авангардисты стремятся к новым средствам выражения и формам произведений. Некоторый спад авангардизма произошел перед второй мировой войной. После ее окончания происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм.
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (АБСТРАКЦИОНИЗМ) - беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, направление художественного творчества, не использующее изображение окружающего мира в привычных формах. Предметы и свои эмоции абстракционисты передают с помощью определенных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объем). Неизобразительные картины сложно организованы по ритмике и цвету. Абстрактное искусство возникло в 1910-13 гг. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. В России абстрактное искусство после Октябрьской революции развивалось как андерграунд. С 1990 г. оно выступает на одном уровне с другими формами художественного творчества.
ИМПРЕССИОНИЗМ - направление в искусстве XIX - начала XX вв. Появилось во Франции после выставки 1874 г., на которой была экспонирована картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце". В своих картинах импрессионисты стремятся запечатлеть как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, сохранить свежесть первого впечатления. Под влиянием французского импрессионизма сложилось творчество таких русских художников, как К. А Коровин, В.А. Серов, Н.Э. Грабарь и др.
КУБИЗМ - модернистское течение, возникшее в первой четверти XX в. Отказавшись от традиционного реалистического искусства, представители направления обратились к первичным элементарным формам (куб, шар, цилиндр, конус), конструировали объемные формы на плоскости. Сильное влияние на развитие кубизма оказали Писассо, Брак, Грис. В России кубизмом увлекались Малевич, Татлин и др.
КУБОФУТУРИЗМ - течение в русском искусстве 1910-х гг., возникшее на стыке живописи и литературы. Поэты-футуристы активно сотрудничали с художниками-кубистами. В результате выпущен ряд поэтических сборников, оформленных художниками этого течения. Главные фигуры кубофутуризма в России - Д Бурлюк, Маяковский, Хлебников, Каменский и др.
ЛУЧИЗМ - один из ранних опытов авангардной живописи. Создатель течения - Ларионов - изложил его теорию в брошюре "Лучизм" (1913). По мнению Ларионова, художник должен выявить форму, которая получается от пересечения лучей, исходящих от различных предметов. Лучи, как правило, изображались цветными линиями. Течение предшествовало беспредметному искусству, конфигуративной живописи, вызывало природные ассоциации, но не более того - живописного направления из лучизма не получилось.
МОДЕРН (фр. moderne - новеиший, современный) - стиль в искусстве рубежа XIX-XX вв В идеале модерн должен был стать единым стилем жизни общества, создать вокруг человека единую эстетическую среду (от архитектуры жилища до деталей костюма). Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент, часто растительный, пронизанный экспрессивным ритмом, подчиняющий себе композицию произведения. Большое развитие в модерне получила графика - книжное дело, плакаты. В России на примере Абрамцевского кружка можно увидеть программный универсализм художников, работавших в стиле модерн: они одновременно могли быть и декораторами, и графиками, и керамистами и живописцами и скульпторами.
СИМВОЛИЗМ- направление в европейской художественной культуре на рубеже XIX-XX вв. Реальности символизм противопоставлял мир видений и грез. Универсальным инструментом для познания считался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий сокровенный, мистический смысл явлений. Символизм обрел стилистическое обоснование в модерне, стал определяющим элементом его художественной программы. Наиболее яркими явлениями в символизме стали картины Врубеля, Борисова-Мусатова, раннего Петрова-Водкина.
СУПРЕМАТИЗМ - условное наименование направления в авангардизме, созданного в середине 1910-х гг. в России Малевичем. Основная задача течения - выражение высшей, абсолютной реальности в простых формах. Картину Малевича "Черный квадрат" считают изобразительным манифестом супрематизма. Как разновидность абстрактного искусства супрематизм воплощался в сочетаниях простейших разноцветных и разновеликих геометрических фигур, образующих пронизанные внутренним движением и гармонически уравновешенные композиции.
ФУТУРИЗМ - одно из авангардистских течений начала XX в. Особенно ярко проявилось в поэзии и живописи Италии и России. Основная идея футуризма - отрицание художественного наследия прошлого, традиционной культуры во всех ее проявлениях и провозглашение необходимости создания "искусства будущего" - наступающей эпохи индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни. Стилистика складывалась под влиянием французского кубизма. Футуристы прибегали к эксцентричным манифестациям и провоцирующим жестам; в их шумных выступлениях зарождался акционизм как форма авангардистского искусства. В России футуризм проявился главным образом в поэзии, в живописи существовало направление кубофутуризма (Д. Бурлюк, Розанова).