Лирика немецкого экспрессионизма (Антология «Сумерки человечества»)

Вопросы:

1. Сравните развитие апокалиптических мотивов в лирике экспрессионизма («Настанет гибель для всего живого», «Куда ни глянешь – города в руинах» Георга Гейма, «Печаль»/ «Томление» Георга Тракля, «Конец света» Эльзы Ласкер-Шюлер, «О ночь» Г.Бенна, «Распад» Иоганесса Роберта Бехера).

2. Проанализируйте образ большого города в поэзии экспрессионизма («Демоны города», «Молох большого города», «Проклятье большим городам» Георга Гейма, «Город» Людвига Рубинера, «Берлин» Иоганесса Роберта Бехера).

3. Проанализируйте любовную лирику экспрессионизма, обратите внимание на мотивы, характерные для литературы экспрессионизма в целом, - смерть, распад, уродство, сумасшествие («Ревность», «За ресницами длинными», «Последняя Вигилия» Георга Гейма, «Признание» Вильгельма Клемма, «Баллада и смерти от любви» Бертольда Брехта).

Литература:

1. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978.

2. Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма. М., 1990

3. Бенн Г. Проблемы лирики // ВЛ. 1991. № 7. С. 133-161.

4. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. Екатеринбург, 1999.

5. Гугнин А.А. Экспрессионизм в Германии и Австрии // Зарубежная литература ХХ века/ Под ред. В.М.Толмачева. М., 2003. С. 79-102.

6. Лионель Ришар. Энцикопедия экспрессионизма. М., 2003.

7. Эдшмид К. Экспрессионизм в поэзии // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в.М., 1986. С. 300-316.

Практическое занятие № 7.

Л.-Ф.Селин «Путешествие на край ночи» (1932)

Вопросы:

1. Разберите роман с точки зрения сюжетно-композиционного строения. Находите ли вы в нем все части классической композиционной схемы (экспозиция, завязка, перипетии (развитие действия), кульминация, развязка, эпилог)?

2. Какое впечатление на вас производит стиль романа? Что вас в нем смешит? Шокирует? Притягивает? Можете ли вы сказать, что слышите разговорный, живой голос повествователя?

3. Какие социально-политические проблемы затрагиваются в романе?

4. Каковы функции образа Робинзона в романе? Случайно ли его имя совпадает с именем героя первого новоевропейского романа, «Робинзона Крузо» Д.Дефо? Можете ли вы утверждать, что Робинзон у Селина – тот тип «естественного человека», который только и возможен в культуре ХХ века, «на краю ночи»?

5. Проанализируйте образ Бардамю в романе. Согласны и вы с его самооценкой? Что в конечном счете является двигателем его стремлений и поступков?

6. Найдите в тексте романа словосочетания, содержащие слово «ночь». Определите, к какому пласту образа ночи – буквальному или метафорическому – относится обнаруженный вами пример. Прокомментируйте его/их.

Литература:

1. Селин Луи Фердинанд. Смерть в кредит. М., 1994.

2. Эмме Марсель. Легенда и правда о Селине // Луи Фердинанд Селин. Путешествие на край ночи. М., 1994. С. 6-10.

3. Недосейкин М.Н. Концепция мира и человека в романе Л.-Ф. Селина «Путешествие на край ночи»: Автореф. канд. дисс. Воронеж, 2000.

Практическое занятие № 8.

С. БЕККЕТ «В ОЖИДАНИИ ГОДО» (1949)

Вопросы:

1. Беккет определил жанр пьесы как «трагикомедию». Агрументируйте свое согласие или несогласие с авторским определением: определите, какие элементы преобладают в пьесе - трагические или комические.

2. Авторские указания составляют почти половину текста пьесы. Прочитайте их внимательно; что именно описывают эти ремарки? Что вы после этого можете сказать по поводу утверждения: «В этой пьесе ничего не происхо­дит»? Каков характер действия в пьесе?

3. прокомментируйте значение места действия в пьесе. Что символизирует дорога? Движутся ли по ней главные герои? Каково соотношение статики и динамики в пьесе?

4. Какими способами и приемами автор обозначает течение времени в пьесе? Обычно зеленеющее дерево символизирует весну, надежду; есть ли у этого образа в пьесе оптимистическое звучание?

5. Опишите взаимоотношения между Владимиром и Эстрагоном. Почему Эс­трагон все время порывается уйти и что его останавливает?

6. Каковы взаимоотношения между Поццо и Лаки?

7. Как вам кажется, в чем две центральные пары противопоставлены друг другу? Находите ли вы между ними сходство?

8. Какой смысл в том, что основные персонажи пьесы выведены попарно, а мальчик не имеет сценической пары?

9. Проследите развитие библейских и евангельских аллюзий в пьесе. Убеж­дают ли они вас в правильности религиозной интерпретации пьесы, в том, что Годо символизирует Христа или Бога? Если да, то что означает его от­сутствие?

10.Найдите примеры повторов, которыми пьеса изобилует на всех уровнях. Какова их функция, какую авторскую идею помогает воплотить прием по­втора?

11.Последовательно проанализируйте конец каждого акта и сопоставьте эти концовки.

Литература:

1. Чоран Э. Беккет. Несколько встреч // Иностранная литература.2000. № 1.

2. Доценко Е.Г. Абсурд как проявление театральной условности // Изв.Уральского госуниверситета. № 33 (2004). Гуманитарные науки, вып. 7.

3. Померанц Г.С. Язык абсурда // Выход из транса. М., 1995. С. 435-480.

4. Токарев Д.В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М., 2002.

5. Коренева М.М. Литературное измерение абсурда //Художественные ориентиры зарубежной литературы века. М., 2002. С.477-506.

Практическое занятие № 9.

Наши рекомендации