Привлеченные источники финансирования социально-культурных учреждений
Помимо государственного и муниципального бюджета, средств населения, поступающие в форме доходов от коммерческой, предпринимательской деятельности социально-культурных учреждений, платных услуг, которые соответствуют профилю учреждения, отраженному в его уставе в качестве источников финансирования культуры можно рассматривать:
а) фонды (негосударственные некоммерческие организации, специализированные Фонды поддержки и развития культуры.
В сфере культуры и искусства действуют такие известные фонды как
oМеждународный Фонд “Культурная инициатива” (Дж. Сорос);
oФонд помощи творческой молодежи;
oФонд Г.Вишневской;
Фонды в общественно-политической и социальной сфере:
- Институт “Открытое общество” (аккредитованное представительство расположенной в Нью-Йорке благотворительной организации “Открытое общество”, которая координирует работу независимых национальных фондов, действующих во многих странах мира. Основатель Джордж Сорос),
- Санкт-Петербургский центр “Стратегия” и др.
б) коммерческий сектор (фирмы, банки), субъекты которого могут осуществлять как непосредственное финансирование программ в сфере культуры, так и выступать в качестве соучредителей целевых фондов культурных программ;
в) индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты);
г) благотворительные пожертвования граждан.
Следует различать три основные формы организационно-экономического сотрудничества бизнеса и сферы культуры: патронаж; благотворительность; спонсорство.
Патронаж– покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения, отдельные лица.
Благотворительность – непосредственный и добровольный акт помощи, которую оказывают неимущим частные лица и общество.
Благотворитель демонстрирует акт свободной воли при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения.
Меценат – богатый покровитель наук и искусств, вообще тот, кто покровительствует какому-либо делу. Меценатство –благотворительность в сфере культуры.
Спонсор – деловой партнер культурной организации, который участвует в создании важного культурного события, рассчитывая на взаимодействие. Спонсирование – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество оформленное договором.
Заемные средства– кредиты банков, финансовых институтов, международных организаций и др.
Кредит – это ссуда в денежной или товарной форме, предоставленная кредитором заемщику на условиях возвратности и чаще всего платности. Оплата за пользование ссудой осуществляется заемщиком в виде процента от суммы кредита..
При формировании финансовых средств социально-культурных учреждений можно использовать методику«фандрейзинга».
Фандрейзинг – это сбор денег и пожертвований на проекты некоммерческих и благотворительных организаций.
Основные этапы фандрейзинга
1. Определение стратегии действий
При составлении плана фандрейзинговой деятельности на предстоящий год в первую очередь определяются главные творческие, экономические и социальные программы учреждения. Это план основных мероприятий, прогнозирование возможного дефицита средств на выплату зарплаты, программа специальных мероприятий (знаменательные даты, юбилеи, участие в фестивалях и гастрольная деятельность), план финансирования и проведения текущего и капитального ремонта здания и оборудования, основные социальные программы (помощь больным, пенсионерам, нуждающимся и детям сотрудников).
2. Составление плана доходов и расходов фандрейзинговой кампании.
Доходная часть фандрейзинговой кампании состоит из трех основных частей:
-Поступления от организаций постоянных вкладчиков (их можно планировать с высокой степенью вероятности, поскольку практически с каждой из этих организаций должны быть заключены договора о сотрудничестве и, как правило, они заранее сообщают о предполагаемых объемах финансирования).
-Доходы по ценным бумагам.
-Поступления от новых потенциальных вкладчиков (эта часть планируемых доходов наименее предсказуема). Как правило, такие пожертвования легче всего получить под специальные мероприятия или проекты (юбилеи известных артистов, гастроли, выпуск новых спектаклей, приобретение оборудования и т.д.).
3. Разработка списка доноров
Список потенциальных спонсоров достаточно велик:
Члены вашей организации; Вы сами; Ваши близкие;
Те, кто заинтересован в проблеме; Частные лица, которых вы сумели убедить; Бизнес (биржи и банки, АО, СП, частные фирмы, зарубежные представительства);
Фонды; Государство – государственное финансирование на местном и федеральном уровне (прямое, а также косвенное – налоговые льготы).
Привести новых спонсоров — вот девиз каждого члена Совета попечителей.