Тема 20 Культура Древней Руси (IX–XIII вв.)

Древнерусское государство возникло в IХ в. и объединило восточнославянские и некоторые неславянские племена.

Мощной основой формирования и развития самобытной древнерусской культуры было богатое культурное наследие восточных славян. Уже в VIII–IX вв. у них сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда, определились основные виды производственной деятельности, были накоплены знания о природе. Закреплению и передаче производственного и социального опыта служила языческая религия. С язычеством была связана и богатая устная поэзия, которая оставалась важным компонентом культуры следующих столетий.

Древнерусское государство сложилось на многоэтнической основе. В состав древнерусской народности кроме восточнославянских племен (основного ее компонента) вошли и некоторые неславянские племена. Элементы их культуры влились в русскую культуру, проявившись в этнографических особенностях населения ряда областей.

Формируясь на основе культурных традиций восточного славянства, древнерусская культура в то же время активно взаимодействовала с культурой других стран и народов. Будучи одним из крупнейших государств Средневековья, Древняя Русь поддерживала торговые и политические связи со странами Запада и Востока. Наиболее многогранными были культурные контакты с Византией, особенно усилившиеся после принятия Русью христианства.

В домонгольский период Русь не уступала в своем культурном развитии большинству стран Европы. Культурное взаимодействие ее со странами Западной Европы было обоюдным и равноправным. Развитие культурных связей Руси с Западной Европой было затруднено с середины XIII в. в связи с монголо-татарским нашествием.

Самобытная культура Древней Руси, развивавшаяся в постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала важным компонентом культуры средневекового мира.

Дохристианская культура – языческая представляла собой комплекс первобытных воззрений, верований и культов, отражавших зависимость людей от окружающих природных условий. В язычестве можно выявить несколько разновременных пластов. Наиболее архаичный пласт составляли одухотворение природы, вера в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок), почитание земли, воды, огня и т. д. Более поздний пласт представлен общинными аграрными культами и культом предков. Позже сформировались племенные культы: каждое племя имело своих богов покровителей (Перун, Даждьбог, Сварог, Стрибог, Мокошь, Велес и т. д.).

Сохранение племенных культов, многобожие мешали консолидации социальной верхушки и реальному объединению восточнославянских племен. Рождавшееся классовое общество нуждалось в соответствующем идеологическом оформлении. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, идеей посмертного воздаяния, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию стало официальным мировоззрением молодого государства.

«Крещение Руси» состоялось в 988 г., однако христианизация населения встречала сильное сопротивление и растянулась на длительный период. Языческие верования, тысячами нитей связанные с повседневной жизнью восточных славян, оказались чрезвычайно живучими. Христианство вынуждено было приспосабливаться к народному языческому сознанию. В результате языческие верования и обряды сохранились под внешней оболочкой официально-церковного культа. Христианские праздники приурочивались к праздникам языческого аграрного календаря.

Таким образом, воспринятое извне христианство, внедряясь в народные массы, существенно трансформировалось под влиянием традиционных местных славянских верований и культов. В то же время и христианство оказывало воздействие на мировоззрение народных масс, подчиняя народное сознание господствующей феодальной идеологии.

Принятие восточными славянами христианства оценивается как прогрессивное явление. Новая религия способствовала укреплению молодой русской государственности, международного положения Руси, содействовало консолидации восточнославянских племен. Принятие христианства привело к расширению международных культурных связей Руси и создало условия для приобщения ее к культурным богатствам Византии и всего христианского мира.

Византийское влияние на древнерусскую культуру имело большое положительное значение. Особенно сильно это влияние проявилось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства, архитектуры. Широкое распространение на Руси получила переводная светская литература. Однако следует помнить, что Русь не была пассивным объектом приложения высокоразвитой византийской культуры. Заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной славянской культуры.

Русская литература родилась в первой половине ХI в. Она была представлена литературой переводной и оригинальной. Переводилось Священное Писание и труды раннехристианских отцов церкви. Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к кон. ХI – нач. ХII вв. Среди них «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». В ХI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями. Таковы Остромирово Евангелие (ХI в.) и Мстиславово Евангелие (ХII в.). На территории современной Беларуси были обнаружены Туровское Евангелие (ХI в.), Оршанское Евангелие. Примерно этим же периодом датируются такие древние памятники письменности, как надписи на камнях («Борисовы камни», «Рогволодовы камни»), надпись на свинцовой печатке полоцкого князя Изяслава (кон. Х в.).

Среди жанров древнерусской литературы особое место занимает летопись. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или по собственной инициативе. Древнейшей русской летописью является «Повесть временных лет». Ее создал монах Киево-Печерского монастыря Нестор около 1113 г.

Замечательным образцом древнерусской словесности является поэма «Слово о полку Игореве», написанная неизвестным автором в конце ХII в.

Широкое распространение на территории древней Руси получили такие оригинальные жанры литературы, как жития, хождения, поучения («Житие Евфросинии Полоцкой», «Хождение Игнатия Смолятича»).

Следует отметить, что на территории современной Беларуси в период Древней Руси сформировались два крупных культурных центра – Полоцк и Туров. С Полоцком связана деятельность выдающейся просветительницы Евфросинии Полоцкой. Она основала женский и мужской монастыри, при которых действовали школы, сама занималась переписью книг, совершила паломничество в Иерусалим. Евфросиния Полоцкая стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована православной церковью за свою деятельность по распространению христианства.

С Туровом связана деятельность и Кирилла Туровского, которого называли «златоустом, паче всех воссиявших на Руси».

С приходом на Русь христианства начинается строительство культовых зданий: церквей и монастырей. В 989 г. В Киеве была заложена Десятинная церковь Успения Богородицы (к сожалению, она была разрушена в 1240 г. во время нашествия Батыя). Во время правления киевского князя Ярослава Мудрого был построен 13-верхий Софийский собор. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики и фрески. Многие фрески написаны на русские сюжеты (изображены семья Ярослава Мудрого, а также бытовые сцены: скоморошьи пляски, борьба ряженых, охота на медведя).

Выдающимся произведением зодчества Древней Руси стал Софийский собор в Великом Новгороде (сер. ХII в.). Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в символическом порядке; гораздо мощнее и суровее стены. В конце ХI–ХII вв. во Владимире строятся удивительной красоты храмы, признанные памятниками мирового значения – Успенский собор, Дмитровский собор и церковь Покрова-на-Нерли.

Оригинальные памятники зодчества сохранились до нашего времени на территории Беларуси (Софийский собор в Полоцке, Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцке, церковь Бориса и Глеба в Гродно).

Таким образом, Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в ХI в. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражается в формировании литературного языка, в национальном самоощущении единства всего народа.

Наши рекомендации