Традиционная культура индии

1. Почему культуру Индии принято считать традиционной? Что составляет неизменную основу традиции в индийской культуре?

2. Почему варно-кастовая система представляется индийцам воплощением справедливости?

3. Можно ли избежать закона сансары?

4. Как отразились религиозные представления индийцев в храмовом искусстве?

5. В чем состоит своеобразие индийского танца?

6. Как изображается традиционная культура в индийском кинематографе?

7. В чем отличие между традиционными ценностями индийской цивилизации и жизненными принципами, положенными в основу западной цивилизации?

Традиционная культура Китая

1. Почему культуру Китая называют традиционной? Что составляет основу традиции в китайской культуре?

2. Почему конфуцианство и даосизм нельзя рассматривать только как религии?

3. Каким должен быть идеальный человек с точки зрения конфуцианства? В чем идеал человеческой жизни с точки зрения даосизма?

4. Какие особенности китайской культуры сформировались под влиянием конфуцианства? Какими достижениями обязана культура Китая широкому распространению этого учения?

5. Какие сферы китайской культуры получили развитие благодаря влиянию даосизма?

6. Насколько изменился Китай в ХХ в.? В каком виде сохраняются традиционные ценности китайской цивилизации?

Темы для подготовки сообщений

Культура Индии

Этнографический очерк индийской культуры.

Храмовое искусство Индии.

Памятники индийской словесности (эпос, назидательная литература, творчество Калидасы).

Раджпуты – рыцари Индии.

Выразительные средства индийского танца.

Йога как феномен индийской культуры.

Индийские мудрецы.

Культура Китая

Традиционная китайская картина мира.

Конфуций – учитель тысяч поколений.

Даосы – мудрецы, алхимики, врачеватели.

Традиционная китайская живопись: стиль как отражение миропонимания.

Искусство каллиграфии.

Поэзия Китая: мудрость природы.

«Безыскусный рай» (традиционные китайские парки).

Китайская опера.

Боевые искусства Востока.

Культура Японии

Кодекс самураев.

«Сущность дзэн».

Секреты икебаны.

Искусство чайной церемонии.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Васильев Л.С. История религий Востока. Ростов-на-Дону, 1999.

2. Мифы народов мира. Словарь. М., 1982. Т. 1, 2.

Культура Индии

3. Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб, 2000.

4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000.

5. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

6. Дюмон Л. Homo hierarchicus: Опыт описания системы каст. СПб, 2001.

7. Маратхе К. Храмы Индии: Превращение камня. М., 2001.

8. Роллан Р. Жизнь Рамакришны. СПб, 2000.

9. Томас П. Легенды, мифы и эпос Древней Индии. СПб, 2000.

10. Успенская Е.Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб, 2000.

11. Элиаде М. Йога: Бессмертие и свобода. СПб, 1999.

Буддизм

12. Будда. История прошлых рождений. М., 2000.

13. Буддизм: Четыре благородных истины. М., Харьков, 2000.

14. Голуб Л.Ю. Словарь по буддизму и близкородственным учениям. М., 2003.

15. Ермакова Т.В. Классический буддизм / Т.В.Ермакова, Е.П.Островская. СПб, 1999.

Культура Китая

16. Дао: Гармония мира. М., Харьков, 2000.

17. Конфуций: Уроки мудрости. М., Харьков, 1999.

18. Кравцова М. История культуры Китая. СПб, 1999.

19. Мартынов А.С. Конфуцианство. Лунь Юй. СПб, 2001.

20. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб, 1999.

Культура Японии

21. Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры. СПб, 2004.

22. Моррис А. Благородство поражения: Трагический герой в японской истории. М., 2001.

23. Синицин. А.Ю. Самураи. СПб, 2001.

24. Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. СПб, 2002-2004. Ч. 1,2.

25. Хироаки Сато. Самураи: История и легенды. СПб, 1999.

традиционная культура индии - student2.ru

Тема 5. АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Задание 1

В задании приведены цитаты из произведений греческих поэтов, а также известные высказывания великих сынов Эллады. Греки были первым народом, у которого сложилась традиция почитания личностей, вошедших в историю. Греки стали записывать и передавать из поколения в поколение факты из жизни выдающихся современников и цитировать их суждения наряду с классическими произведениями.

Используя предложенные фрагменты, охарактеризуйте систему ценностей античной культуры.

1. На Крите рассказывали, что Минос, сын Зевса, был мудрый и справедливый царь, давший людям первые законы. В Афинах рассказывали, что Минос был жестокий угнетатель, бравший с Афин дань живыми людьми в жертву чудовищу Минотавру. Греки помнили рассказы критян, но охотнее пересказывали афинские предания. «Вот как опасно враждовать с городом, где есть хорошие поэты и ораторы!» – замечает по этому поводу древнегреческий историк Плутарх, автор «Сравнительных жизнеописаний выдающихся греков и римлян».

2. В трагедии «Антигона», созданной афинским драматургом Софоклом, говорится:

Много в природе дивных сил, но сильнее человека – нет.

Он под вьюги мятежный вой

Смело за море держит путь…

Из году в год в бороздах его пажити,

Под ним плуг мул усердный тянет…

И речь, и воздушную мысль,

И жизни общественной дух

Себе он привил…

3. Залевк и Харонд, создавшие законы для греческих городов на Сицилии, постановили: кто захочет внести в закон какое бы то ни было изменение, тот должен явиться в народное собрание с петлей на шее и сделать свое предложение. Если его отвергнут – он должен тут же на месте удавиться. Если при разбирательстве какого-нибудь дела одна сторона будет толковать закон так, а другая иначе, то оба спорящих должны явиться в суд с веревками на шее, и чье толкование будет отвергнуто, тот должен на месте удавиться.

4. Греческий поэт Алкей, гражданин города Митилена и активный участник политической борьбы, сложил такие стихи:

Мы потерялись в сшибке морских валов!

То справа грянет в борт перекатный вал,

То слева, а меж тем и этим

Мечется черное наше судно –

И мы без сил страдаем под бурею…

Он же в другой раз написал:

Волна под вихрем опережающим

Встает и нам без счету вычерпывать

Захлестывающую воду…

Не поддавайтесь оцепенению!

Когда невзгода настала насущная

Перед глазами, – всякий помни,

Быть пред бедой настоящим мужем…

Нам ненавистно самовластье,

Мы не хотим над собой тирана.

5. Протагору, самому старшему из софистов, приписывают такое высказывание: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

6. Поэт и философ Ксенофан говорит в своих стихах:

Для эфиопа все боги, как сам он, черны и курносы,

А для фракийца они, как он сам, синеоки и русы.

Если бы руки имели быки, или львы, или кони,

То и они бы придали богам свой собственный облик:

Бык быку, конь коню написал бы подобного бога.

7. Афина и Посейдон спорили, кому из них быть покровителем Аттики, и Афина победила. Раздосадованный Посейдон проклял афинян: «Пусть они теперь на своих собраниях принимают только наиглупейшие решения!» Афина, однако, заступилась за своих подопечных: «Но пусть эти решения всякий раз оборачиваются им на пользу».

8. Когда великого Демосфена спросили, какая из основных частей красноречия главная, он ответил: «Произнесение». А во-вторых? – «Произнесение». А в-третьих? – «Тоже произнесение».

9. Знаменитый оратор Демосфен накануне выступления в народном собрании обычно всю ночь не смыкал глаз, тщательно готовя речь. По этому поводу один из его соперников, Пифей, смеялся: «Искусство твое, Демосфен, отдает чадом светильника!»

10. Греки признавались: «Мы восхищаемся статуями Фидия и Поликлета, но если бы нам самим предложили стать Фидием или Поликлетом, мы бы с отвращением отказались».

11. «Ремесла, – утверждал философ Ксенофонт, – справедливо не уважаются, так как они истощают тело тех, кто ими занимается. Они принуждают иногда проводить жизнь в сидячем положении, в полумраке, а иногда возле огня. А когда тело ослаблено, то и душа быстро теряет свою энергию». Аристотель не советовал молодым людям заниматься ремеслами, предостерегая их: «Ремесла не оставляют времени для забот о государстве, они мешают уму свободно развиваться и совершенствоваться».

12. Наставник Ахилла говорит герою:

Юный ты был неискусен в войне, человечеству тяжкой,

В сонмах советных неопытен, где прославляются мужи.

С тем он <отец Ахилла> меня и послал, да тебя всему научу я:

Был бы в речах ты вития[22] и делатель дел знаменитый.

13. Наградой победителю в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах – лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее – любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. В честь него воздвигались статуи, устраивались праздники, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх – немейских, истмийских, пифийских, олимпийских. Знаменитый борец Диагор сам был таким четырехкратным победителем и увидел победителями своих сыновей, а когда и его внуки одержали победу в Олимпии, ликованию народа не было предела и кто-то воскликнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти».

Ключ к заданию

Полисная демократия.Греческая демократия носила прямой характер: в решении важных политических и экономических вопросов принимали непосредственное участие все граждане города-государства (полиса): каждый из них обязан был присутствовать в народном собрании и мог подать свой голос «за» или «против». Например, в Афинах для того, чтобы заседание народного собрания считалось состоявшимся, должно было собраться не менее 6000 человек. В гражданскую общину (демос) входили все свободные мужчины полиса, однако гражданами не считались ни женщины, ни рабы, ни уроженцы других городов (метеки).

Классическое рабство. Античное рабство принято называть «классическим» в отличие от «патриархального рабства», преобладавшего в странах Древнего Востока. В системе патриархального рабства статус раба почти не отличается от статуса младшего члена семьи рядовых тружеников; в системе классического рабства раб рассматривается как «говорящее орудие», соответственно, за ним заведомо не признаются человеческие права и интересы, присущие свободным.

Калокагатия. Понятие состоит их греческих слов kalós (красивый) и agathós (добрый); так называют сложившийся в эпоху античности идеал гармоничного сочетания внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека.

Агональность. Античная – в первую очередь греческая – культура характеризуется духом соперничества, состязательности. Греки различали два понятия: pόlemos (война, вражда, нацеленная на уничтожение противника) и agόn (борьба, состязание, в ходе которого выяснится сильнейший). Агональный импульс получил выражение во всех аспектах греческой культуры, включая конкуренцию ремесленников, соперничество политических деятелей, состязания поэтов, художников, трагиков, спортивные игры и др.

Античный гуманизм. В эпоху Античности сложился идеал человека. По соседству с типичными земледельческими культурами Востока, отличавшимися религиозным мировоззрением и иерархическим социальным устройством, возникла цивилизация нового типа, характеризующаяся демифологизацией сознания и прославлением творческих сил самого человека, а также повышенным вниманием к вопросам общественного устройства и воспитания личности. Наиболее значимые следствия античного гуманизма – расцвет искусств, стремившихся запечатлевать человеческие образы, и развитие наук, подчиненных целям человека.

Задание 2

Аристотелю принадлежит следующее рассуждение: «Человек не может обходиться без орудий хотя бы для того, чтобы обеспечивать себе самое необходимое для жизни. Одни из этих орудий являются одушевленными, другие – неодушевленными. Таким образом, для кормчего руль – орудие неодушевленное, а матрос, находящийся на судне, – одушевленное орудие. Раб – это одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий». К этому греческий философ прибавлял следующее: «Если бы наши орудия умели работать сами, и ткацкий челнок сам бы ходил по станку, а смычок по струнам, то не нужны были бы ни рабы, ни рабовладельцы».

Каким образом суждения Аристотеля отражают мировоззренческие установки Античности? По какому пути пошла мировая цивилизация впоследствии?

Задание 3

Несколько лучших сочинений греческих авторов носят название «Пир» и написаны в форме ученой застольной беседы. Какие темы обсуждали греки в дружеском кругу, можно представить себе по сочинению философа и писателя Плутарха. В своей книге «Застольные беседы» он собрал образчики рассуждений, которыми греки тешили свой ум в то время.

Вот некоторые из вопросов, обсуждавшихся на пирах, на которых бывал Плутарх. Предположите, какие версии могли выдвигать собеседники?

· Уместно ли на пиру рассуждать о философии?

· Почему голод от питья слабеет, а жажда от еды усиливается?

· Почему существует правило: «пять чаш – да, три чаши – да, четыре чаши – нет»?

· Холоднее или горячее женская природа, чем мужская?

· Почему нам приятно смотреть на актеров, изображающих гнев и страдание, но неприятно на тех, кто действительно испытывает эти чувства?

· Почему древесина смоковницы[23] горька, а плоды сладки?

· Почему ночью звуки слышнее, чем днем?

· Четное число звезд на небе или нечетное?

· Что появилось раньше, курица или яйцо?

Задание 4

О каких произведениях из культурного наследия античности идет речь?

1. Храмовый комплекс на вершине холма был посвящен Афине, а именно Афине в двух лицах – Воительнице и Победительнице. Статуя Воительницы с копьем и щитом стояла под открытым небом, и корабли, подплывавшие к Аттике, издалека видели сияние солнца на высоко вознесенном острие ее копья. Подплыв ближе, мореплаватели различали рядом на холме белый прямоугольник храма Афины-Девы, в стенах которого находилась статуя Победительницы.

2. Издали этот храм невелик, вблизи он кажется громадным: его колонны в шесть раз выше человеческого роста и толще человеческого охвата. Над колоннами – треугольные фронтоны, а в них – скульптурные сцены. С западной стороны изображен спор Афины с Посейдоном за обладание Аттикой. С восточной – рождение Афины из головы Зевса. Меж колоннадою и крышей высокою полосою все здание опоясывал фриз: вереница прямоугольных барельефов, на каждом – две фигуры, схватившиеся в поединке. На каждой из четырех сторон храма шла борьба между разумом и стихией: бились афиняне с амазонками[24], греки с троянцами, лапифы[25] с кентаврами[26] и боги с гигантами[27].

3. Греки считали, что именно этот мастер лучше других делал статуи богов. Ему принадлежат две самые прославленные греческие скульптуры: Афина-Дева в Парфеноне и Зевс на престоле, украшавший храм в Олимпии, одно из чудес света.

4. Это изображение атлета интересно тем, что его создатель впервые в истории скульптуры попытался передать в неподвижной статуе естественное и энергичное движение человека. Для этого мастер выбрал едва уловимый момент между двумя движениями: атлет только что до предела раскачал свое тело и вот-вот рванется, чтобы резким толчком послать диск.

5. Эту статую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению «Канон» («Мера»). Здесь он рассчитал те самые пропорции тела, которым должен следовать художник. Правда, голова здесь укладывается в росте только семь раз, а не восемь, как должно быть. Но главным открытием мастера был принцип перекрестной неравномерности движения тела: атлет опирается на правую ногу, а копье держит в левой.

6. Эта скульптурная группа отражает вкусы новой эпохи, наступившей после завоеваний Александра Македонского, когда искусство начинает обращаться к теме страстей и страдания. Перед нами троянский жрец, предостерегавший сограждан, что их город может пасть от деревянного коня, и за это боги наслали на него змей. Мы видим, как змеи кольцами оплетают тело жреца и тела его сыновей, видим последние моменты напряженной борьбы, предвещающей гибель.

7. Обе эти статуи были созданы неизвестными мастерами и не пользовались славой в античные времена. Эстетическое поклонение и той, и другой скульптуре началось уже в эпоху нового времени. Первую статую прославил XVIII в., усмотрев в солнечном боге, только что поразившем змея Пифона, идеал мужской красоты. Вторая скульптура, изображавшая античную богиню вытирающейся после купания, стала олицетворением совершенной женской красоты уже в XIX в.

8. Мысль о создании этого заведения в Александрии Египетской подал царю один из учеников Аристотеля. Еще этот великий ученый вынашивал мысль о таком учреждении, где одновременно велась бы разработка всех наук. И вот его замысел был претворен в жизнь, пусть и не на греческой земле. Здесь был двор для прогулок, зал для бесед, комнаты для занятий с учениками, лаборатории, обсерватории, столовая для общих трапез. А главное – была библиотека, где постарались собрать все, что когда-либо было написано на греческом языке.

9. Это самый большой амфитеатр Рима и всего античного мира. По подсчетам современных ученых его четыре аркадных яруса вмещали до 50 тыс. зрителей. Пол арены был устроен таким образом, чтобы под ним могли разместиться клети с животными и механизмы, служившие для перемещения декораций. Возведенное в I в. н.э., это гигантское сооружение для всех последующих эпох символизировало собой мощь и богатство римской культуры.

Задание 5

Вспомните важнейшие достижения античной цивилизации, заполните табл.3.

Постарайтесь, соблюдая хронологию, вписать в пустые строки сведения о выдающихся греческих ученых, заложивших основы для дальнейшего развития математических и естественных наук.

Таблица 3

Личность Век Сфера деятельности Вклад в культуру
    Драматург, «отец трагедии»  
      «Дискобол»
      «Антигона»
Фидий      
Поликлет      
    Драматург, автор трагедий  
Аристофан      
Окончание табл.3  
Личность Век Сфера деятельности Вклад в культуру
Агесандр      
      Гелиоцентрическая модель мира
Герофил Халкедонский   Медик, первым стал анатомировать трупы  
Эратосфен из Кирены      
Гален      

Задание 6

Прочтите отрывок из «Поэтики» Аристотеля, в котором говорится об искусстве трагедии.

Какие выразительные свойства искусства открылись грекам с появлением трагедии?

Можно ли привести примеры произведений других жанров, которые отвечали бы требованиям, предъявляемым к трагедии в этом отрывке?

Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем; <подражание> при помощи речи, в каждой из своих частей разумно украшенной; посредством действия, а не рассказа; совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов. Что касается характеров, то есть четыре пункта, которые надо иметь в виду: первый и самый важный – чтобы они были благородны. Действующее лицо будет иметь характер, если в речи или в действии обнаружит какое-либо направление воли, каково бы оно ни было, но этот характер будет благородным, если обнаружит благородное направление воли… Второй пункт – чтобы характеры были подходящими… Третий пункт – чтобы характер был правдоподобен, это нечто отличное от того, чтобы создать характер нравственно благородный и подходящий. Четвертый же пункт – чтобы он был последователен… Из этого ясно, что и развязка фабулы должна вытекать из самой фабулы… Ничего противного смыслу не должно быть в ходе событий… А так как трагедия есть изображение людей лучших, то должно подражать хорошим портретистам: они именно, делая изображение какого-либо лица и делая портреты похожими, в то же время изображают людей более красивыми. Так и поэт, изображая сердитых, легкомысленных или имеющих другие подобные черты характера, должен представлять людей благородными; пример сурового характера представили в Ахилле Агафон[28] и Гомер.

Задание 7

Перед вами два текста. Первый заимствован из «Истории Августов», написанной римскими авторами[29] и повествующей о Римской империи между 117 и 284 гг. В приводимом фрагменте рассказывается о нравах и судьбе императора Коммода. Второй текст представляет собой краткое изложение главы о римских гладиаторах из книги современного исследователя М.Е. Сергеенко «Жизнь в Древнем Риме».

Сопоставьте тексты древних и современных историков. Какое место занимали гладиаторские бои в системе римской культуры? Как они характеризуют культуру Древнего Рима в отличие от древнегреческой?

Какие исторические и культурологические факты были использованы создателями фильма «Гладиатор»? Какие несвойственные римской культуре мотивы привнесены в сценарий фильма? Каково может быть их происхождение?

1. Жена Марка Аврелия[30] родила двойню, но один из братьев умер. Оставшегося сына Марк пытался воспитывать на свой лад, однако мальчишка Коммод не поддавался хорошим влияниям. Без толку старались учителя грамматики и ораторского искусства. Коммод проявлял интерес только к песням, пляскам, шутовству и гладиаторским боям. Ходили слухи, что настоящим отцом Коммода был не император, а какой-то матрос или гладиатор.

Марк брал сына с собою в походы, но и военная слава не привлекла молодого человека. Сразу же после смерти отца он вернулся в Рим и предался самым гнусным развлечениям. Ничего, кроме пьянства, разврата и гладиаторских боев его в жизни не интересовало. Государственными делами управляли фавориты Коммода.

Императорские дворцы Коммод превратил в подобие публичных домов. Говорили, что он изнасиловал собственных сестер. В толпе развратников бесстыдно появлялся он на людях, был постоянным посетителем самых грязных притонов, в театрах пьянствовал на глазах у зрителей. В то же время Коммод считал себя новым Геркулесом и, надев львиную шкуру, палицей убивал людей. Одна черта все-таки сближала его с Геркулесом – Коммод был человеком большой физической силы, с одного удара убивал на аренах цирков крупных животных, даже слонов. Кто-то подсчитал, что он публично выступал в гладиаторских боях 735 раз.

Постепенно тиран потерял человеческий облик. Никто даже в его ближайшем окружении не мог чувствовать себя в безопасности, терпение иссякло. Наконец, самые приближенные к императору люди, среди которых была и его наложница Марсия, приказали атлету, с которым Коммод упражнялся в борьбе, задушить его.

2. Устройство гладиаторских боев в Риме было одним из первейших способов завоевать популярность у народа. Каждый римский гражданин мог устроить гладиаторские игры, но для уважаемого гражданина устраивать их ради дохода считалось позором. Существовала особая категория людей, для которых содержание и обучение гладиаторов было профессией, их называли ланистами. Ланиста покупал опытных гладиаторов и рабов, которые у него обучались гладиаторскому искусству, а затем продавал их или отдавал внаем устроителям игр.

Состав гладиаторов был пестрый: среди них встречались рабы и рожденные свободными, честные люди и преступники. К гладиаторскому званию могли присудить, как присуждали к работе на рудниках. Свободный человек становился гладиатором обычно по материальному расчету. Гладиатор – существо презираемое, он лишен гражданских прав и ему, подобно самоубийцам, отказано в погребении. В то же время он оказывается предметом восхищения и зависти: о гладиаторах говорят повсюду, знатные юноши приходят к ним обучаться фехтованию, да и сами императоры нередко посещают гладиаторские школы.

Гладиаторы отличались друг от друга видом оружия и, соответственно, той ролью, которую им предстояло играть на арене. По мере того, как римляне знакомились с варварскими народами, среди гладиаторов появлялись по-особому вооруженные «самниты», «фракийцы», «галлы». Нередко устраивали театрализованные постановки на исторические сюжеты. Обучение гладиатора определялось предназначавшейся ему ролью. Под руководством бывших гладиаторов новичок осваивал фехтование. Оружием ему служил деревянный меч, защитой – щит, сплетенный из ветвей ивы. Настоящее гладиаторское оружие хранилось в особом арсенале, откуда выдавалось только в дни игр.

Какое время гладиатор оставался в распоряжении ланисты, точно неизвестно. Раб или выкупался на свободу, или получал ее по требованию зрителей. В знак нового положения ему вручали тонкий деревянный меч, похожий на меч гладиатора.

Вопросы для обсуждения

1. В чем отличие античной цивилизации от цивилизаций Древнего Востока?

2. Что представлял собой греческий полис? Какую роль сыграл в становлении античной культуры образ «свободного гражданина»?

3. В какой мере античный подход к воспитанию отличался от принятого в наши дни? О каких различиях в системе ценностей это свидетельствует?

4. Чем был обусловлен расцвет скульптуры в античном мире? Назовите самые известные работы античных скульпторов.

5. Какую роль играл в общественной жизни греков и римлян театр? Чем отличался античный театр от современного?

6. Какими научными открытиями мы обязаны Античности? Вспомните выдающихся ученых древности. Кто из них работал при Мусейоне?

7. Что нового привнесла в мировую цивилизацию эпоха господства Древнего Рима?

8. В каких ситуациях современный человек имеет дело с культурным наследием Античности?

Темы для подготовки сообщений

Античные мифы: исторические истоки и мировоззренческий контекст.

Античные мифы в искусстве.

Афинский Акрополь как памятник архитектуры.

Греческий театр.

Устройство античного полиса.

Походы Александра Македонского.

Александрия – центр эллинистической ойкумены.

Достижения Александрийской науки.

Семь чудес света.

Исторические предания Древнего Рима.

Монументальное искусство Древнего Рима.

Римское право.

Зрелища в культуре Древнего Рима.

Наследие античной цивилизации и современность.

Античность в кинематографе.

Наши рекомендации