Магический обряд. Пантомима
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Каменный век:
Млн.л. до н.э. – палеолит
До н.э. – мезолит
До н.э. - неолит
Бронзовый век:
До н.э.
Железный век:
между 1 500 и 1400 до н.э.
ХРОНОГРАФ
2,5 млн. лет –возраст самых древних археологических находок.
35-10 тысячелетия до н.э. -эпоха верхнего палеолита, период возникновения искусства.
1864 год -первые пещерные росписи, обнаруженные французским палеонтологом Ф. Гарригу. Самые известные сегодня пещеры – Ляско (Франция), Альтамира (Испания).
*****
Проблема происхождения музыки является органичной частью общей проблемы происхождения художественной культуры и искусства (видом которого является музыка), их древнейших форм бытования. Она обсуждается учеными всего мира на протяжении многих столетий. Наши знания о жизненном укладе, духовной культуре, художественном творчестве первобытной эпохи в значительной степени гипотетичны, ибо достоверных данных о раннем этапе развития человеческой общества необычайно мало. Музыка также возникла на низших ступенях общественного развития, однако в нашем распоряжении нет ни одного конкретного свидетельства о музыке того времени.
Существуют два основных пути изучения первобытного периода культуры: историко-археологический и этнографически-сопоставительный. Лишь обнаруженные археологами наскальные и пещерные изображения животных и сцен коллективной охоты; предметы, использовавшиеся в быту, в сочетании с описаниями пантомимных действ, связанных с охотой, сохранившихся до ХХ века у племенных народов (например, на о. Цейлон, в Южной Африке, в Австралии), позволяют нам воссоздать культурные традиции древнего искусства, в рамках которого формировалась музыка.
Зарождение искусства, важнейшей составляющей человеческой культуры, относят к эпохе верхнего палеолита, когда складываются родовые отношения, появляется изобразительная деятельность, рождаются первые религиозные воззрения: магия, тотемизм.
Основные черты первобытного искусства
Можно выделить несколько важнейших черт искусства первобытного общества:
- Ритуально-магическая сущность;
- Коллективность деятельности;
- Практицизм (прикладной характер);
- Синкретизм – изначальное единство, слитность, нерасчлененность того, что впоследствии распадается на самостоятельные сферы искусства: музыку, поэзию, театр, танец, живопись, скульптуру, начатки архитектуры, декоративно-прикладные художества;
- Мифологичность.
Что заставляло первобытного человека, основой жизнедеятельности которого являлась охота, расписывать стены пещер изображениями, ставить каменные и глиняные глыбы (протоскульптуры), изображать в звериных шкурах охоту, петь, танцевать, произносить ритмизованные заклинания? Сегодня мы воспринимаем наскальные изображения - петроглифы - как художественный образ. Однако в ту далекую эпоху, для первобытного человека это изображение было реальностью. Точнее, второй ее ипостасью. Эта новая реальность создавалась посредством изобразительной, пантомимической, подражательной, звукоподражательной, интонационно и вербально суггестивной формами деятельности. По своей сущности она была магической, материально фиксированным подобием действительной реальности, ее удвоением. Манипулирование этим подобием помогало устанавливать отношения с реальной действительностью и создавало иллюзию воздействия на нее в нужном для первобытного человека направлении. При помощи магии «вассал природы на мгновение становился ее иллюзорным господином» (Ю. Бореев). Поскольку главное, от чего зависело существование родовой общины - это успешность охоты, то именно с животным необходимо было установить особые отношения. Древний человек был уверен, что удар, наносимый по изображению зверя, реально ослабляет животное, на которое в ближайшем будущем будет осуществляться охота. Столь же убежден он был в практической действенности каждого компонента, участвующего в создании магической реальности. Магия не может обходиться без заклинаний, ритуальных телодвижений, коллективных возгласов и мольбы: прежде всего об удачной охоте. Попытки воздействия на дух животного приводили к необходимости в новой реальности перевоплощаться и как бы физически уподобляться этому животному. Отождествление со зверем является началом формирования тотемизмических представлений. Тотемический зверь выступал в качестве предка, родоначальника и покровителя рода. Охота и поедание животного были процедурой породнения с ним. Предварял охоту – магический обряд.
Магический обряд. Пантомима.
Его первичной формой (чисто подражательной по своей сущности) была натуральная пантомима. Онавключала в себя следующие элементы:
- пластическое действо (телодвижения, жестикуляция имитирующего характера);
- мимику, воспроизводившую чувства страха, боли, радости, окрашенные ритмозвуковыми элементами.
В дальнейшем магические действия были упорядочены в определенные обряды (обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции), организованные в соответствии с ритуалом (ритуал - порядок обрядовых действий).
Таким образом, фундаментом искусства является ритуально-магическая деятельность первобытного человека. Она стала необходимой частью жизни коллектива племени. С ее помощью решалась важнейшая практическая задача: освоение мира, овладение труднодоступным предметом.
Помимо магических ритуалов, существовали обряды погребения, свадьбы, инициации (посвящение подростков во взрослые члены племени).
Следовательно, можно выделить две формы искусства, складывающиеся в первобытной культуре:
- Ритуально-магические обряды.
- Бытовые песни и обряды (колыбельные, погребальные, трудовые, военные, охотничьи, свадебные и т.д.), сохранившиеся в фольклоре до наших дней.