Дыхание и его тренировка

Умеете ли вы дышать?

Да-да, вопрос стоит именно так. Умение правильно ды­шать, как это ни стран но,, присуще далеко не всем. Вдох, вы­дох, вдох, выдох, казалось бы, что может быть проще? Но задумайтесь, всегда ли вам хватает дыхания, когда вы произ­носите какую-либо речь, разговариваете на ходу или волнуе­тесь? Развить правильное дыхание достаточно просто, в этом вам поможет представленный ниже специальный комплекс дыхательной гимнастики.

Помните, театр начинается с вешалки, актер — с голоса, а голос — с дыхания!

№ 1. «Свеча»

1. Вообразите, что перед вами огромная свеча с ярким пламенем. Его необходимо погасить. Сделайте вдох, задер­жите на мгновение дыхание, затем дуньте «на свечу». Не по­тухло? Дуйте снова и снова. Если вы положите ладонь на жи­вот, то во время выдоха вы ощутите энергичные движения диафрагмы и нижнебрюшных мышц, при этом живот должен втягиваться.

2. Неторопливо, ровно задувайте «пламя», не для того, чтобы потушить, а только чтобы отклонить его и держать в таком положении как можно дольше. Ладонью вы ощутите, как медленно и ровно подбирается низ живота, т.е. сжимают­ся нижнебрюшные мышцы. Благодаря этому упражнению вы потренируетесь медленно, ровно выдыхать.

3. Представьте, что перед вами некоторое количество све­чей. Погасите каждую свечу порознь, однако вы должны вды­хать столько же воздуха, что и раньше. При выдохе вы ощути­те ладонью размеренные, прерывистые, энергичные сокраще­ния диафрагмы.

№2

Встаньте прямо, приподнимитеплечи вверх, отклоните их назад, наберите в грудь воздуха, затем опустите плечи, при- - чем Тяжесть тела должна быть равномерно распределена на обе ноги, между подбородком и шеей — прямой угол, муску­лы расслаблены. На счет раз-два сделайте вдох, на счет три- четыре-пять-шесть — выдох. Наблюдайте за сокращения­ми диафрагмы.

Также вы можете подключить руки. Отведите руки в сторо­ны — вдох, вперед — выдох. Поднимите их над головой — вдох, вперед — выдох. Снова поднимите руки над головой — вдох, опустите их по бокам — выдох.

Каждый раз увеличивайте продолжительность выдоха.

№3

Встаньте прямо, руки свободно опустите вдоль тела. На звуке [л-0000] сделайте выдох, после чего вдох произойдет сам собой (живот при этом должен выдвинуться вперед). Те­перь, выдыхая, проговорите звук [с] прерывисто и неторопли­во, выбрасывая его как бы толчками [сссс-сссс-сссс...]. Сно­ва вдохните и на выдохе вытягивайте звук [с]. Выполните это упражнение 5 раз, а через несколько дней доведите количе­ство до 10.

№ 4

Встаньте прямо, руки свободно опущены вдоль туловища. Разверните плечи и глядите перед собой. На звуке [п-фффф] выдохните — живот должен втянуться, после чего вдох про­изойдет сам собой и живот выпятится. На выдохе вытягивайте звук [и/]: [ш-ш-ш-ш-ш-...]. Затем снова вдохните. На выдохе медленно считайте до 15. Выполните упражнение 5 раз.

№ 5. «Звуки природы»

Встаньте прямо, руки свободно опустите вдоль туловища. Выдыхая, изображайте различные звуки природы: свист ветра

— [ссссссссс], шум леса — [шшшшшшш...], жужжание

шмеля — [жьжьжьжьжьжь...] и т.п.

Выполняйте упражнение вдумчиво и легко, чтобы воздух на этих звуках выходил из вашей груди беспрепятственно.

№ 6. «Пила»

Вообразите, что вы пилите бревнышко. Вначале пила изда­ет отрывистый, короткий звук [c!c!c!] совпадающий с движениями рук, когда пила «входит в древесину». Постепен­но увеличивайте амплитуду движения рук и соответственно тяните звук: [ссссс...сссссс...ссссс,..].

№ 7. «Проколотый мяч»

Представьте, что вы держите в руках большой резиновый мяч. Когда вы на него нажимаете, из него со свистом выходит воздух. Давите на мяч ладонями и имитируйте звук выходяще­го воздуха: [ссссс...] Руки должны сближаться медленно, как бы ощущая сопротивление «мяча». И так же неторопливо, с силой, «выжимайте» из «мяча» (ваших легких) воздух: [сссссс...]. Руки сходятся все ближе и ближе, выдавливая из «мяча» остатки воздуха. Наконец, они сходятся вместе, и из «мяча» с силой выбрасывается неиспользованный воздух.

№ 8. «Аромат розы»

Встаньте прямо, ладони находятся на груди (по бокам). Вообразите, что вы нюхаете цветы (например, розы). Нето­ропливо вдыхайте через нос их аромат — ребра грудной клетки раздвигаются (ваши ладони это почувствуют). А теперь вы­дохните — ребра опускаются под вашими ладонями. Старай­тесь вдыхать неглубоко, чтобы у вас не закружилась голова. Повторите 3—4 раза.

№ 9. «Старт»

Возьмите в руки секундомер и отсчитывайте вслух секун­ды: «Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четы­ре! Три! Два! Один! Пуск!» Считайте громким голосом, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, не набирая воздуха в грудь в паузах между произнесением цифр, а просто задер­живая дыхание. Старайтесь произносить цифры четко, словно диктуете их человеку, который стоит в некотором отдалении от вас. Если у вас не хватило дыхания довести весь счет до конца (до слова «Пуск!»), начните отсчет с меньшей цифры. Очень важно, чтобы последние слова: «Один! Пуск!» — про­звучали у вас свободно, энергично и громко.

№ 10

Прогуливаясь по коридору или на свежем воздухе, старай­тесь дышать в такт дыханию: один шаг — вдох, 4 шага — выдох. Каждые 2—3 дня увеличивайте длительность выдоха на один шаг, чтобы через месяц-полтора делать выдох на 10— 15 шагов, вдох же при этом должен оставаться на один шаг. На выдохе можно произносить скороговорку, каждый раз умножая количество слов в ней, или декламировать четверо­стишие.

Не забывайте, что в процессе выполнения упражнений вы­дох должен быть продолжительным, ровным, медлительным.

СТРУКТУРА ГОЛОСА

Голос — это нечто большее, чем просто воздух, исходя­щий из вашего рта. При верном использовании голоса в речь должно быть вовлечено все тело, с головы до ног. Ваше тело — это как бы музыкальный инструмент, порождающий ваш голос.

Когда вы просто разговариваете с другом, вы наполняете воздухом только верхушки легких, потому что вам достаточно поверхностного дыхания. Однако же только при помощи ди­афрагмы можно получить приятный грудной голос, который будет разноситься на большое расстояние. Она очень важна для образования голоса, гак как именно она занята таким важным делом, как проталкивание воздуха через ваши горло и губы.

Правильное дыхание имеет огромное значение, так как оно насыщает мозг кислородом, поддерживает речевой процесс, сообщает вам чувство уверенности и спокойствия, которое вы транслируете своей аудитории.

Как вы думаете, что еще, кроме диафрагмы, имеет боль­шое значение для выработки глубокого голоса? Как это ни удивительно — мышцы ног! Да-да, ведь именно от ног зави­сит положение тела и ваша осанка. Только при условии пра­вильной осанки ваше сердце будет снабжать тело кислоро­дом в достаточной степени.

Вы никогда не задумывались, почему самым распростра­ненным способом успокоиться является ходьба? Представьте себя на месте будущего отца во время родов (но не слишком увлекаетесь!). Он обеспокоен, нервничает, ходит по комнате из угла в угол. Ну хорошо, если вы не никак не можете этого вообразить, представьте себе, что вы находитесь в числе кан­дидатов на премию «Оскар» (тоже приятно). Как вы повели бы себя на этом месте?

Если вам случалось находиться за кулисами в театре, вы могли увидеть, что многие артисты и певцы расхаживают по коридорам перед своим выходом. Они не только припомина­ют слова своей роли; так они способствуют улучшению своего кровообращения. Иногда они даже потирают руки чуть-чуть утрированным жестом. Это тоже содействует прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи — всех тех мышц, которые опосредованно влияют на образование голоса.

Правильность вашей осанки во многом определяется тем, насколько крепко вы «стоите на ногах», а точнее, на пятках. Равномерно распределите свой вес на ноги, выпрямите спину, немного запрокиньте голову. В такой позе вы сможете полно­стью контролировать свой голосовой аппарат. Все ваше тело поможет вам создать резонанс для вашего красивого голоса.

В вашем распоряжении находится уникальный музыкаль­ный инструмент, главное — уметь его правильно использо­вать. Когда вы слушаете свои записи на пленке, нравится ли вам ваш голос или же вы не можете поверить, что эти гнусавые звуки исходили из вашего рта? Вы можете говорить луч­ше, просто не знаете как.

Голос образуется не исключительно в области голосовых связок — в его создании участвует все тело. Итак, вам, во- первых, необходимо овладеть глубоким диафрагмальным ды­ханием; во-вторых, научиться держать спину прямо; в-третьих, развить артикуляционные органы для правильного произнесе­ния звуков. Не хватайтесь за голову, это вовсе не так сложно, как кажется. Со временем вы и забудете о том, что постоянно контролируете свое тело, и будете проделывать все эти неве­роятно сложные вещи на чисто рефлекторном уровне. А тог­да уже это останется с вами на всю жизнь.

Характеристики голоса

Вот список некоторых признаков того, что ваша речь, ну, скажем, не слишком совершенна и вам следует над ней пора­ботать:

► Собеседники нередко просят вас еще раз сказать то, что вы только что произнесли.

► Вы неохотно выступаете публично.

► У вас основательный акцент.

► В микрофоне звук «п» у вас слышится приглушенно, неприятно и ненатурально.

► После десятиминутного разговора у вас болит горло.

► Вы теряете внимание собеседника через какое-то вре­мя, потому что говорите монотонно.

► Вы утрачиваете контроль над голосом в конце продол­жительного периода речи.

► Люди замечают, что вы нередко, может статься, не отда­вая себе отчета, повторяете «навязчивые» словечки или фразы, вроде «гм», «ну», «так», «знаете ли» или «угу».

► Вашим слушателям не нравится, что вы часто вздыхае­те, всасываете внутреннюю сторону щеки или прищел­киваете языком.

Вы далеко не в восторге от собственного голоса.

Наши рекомендации