Упражнения на расслабление мышц
1. Встаньте прямо, вытяните руки перед собой, сожмите пальцы в кулак, напружиньте пальцы, а также предплечья и плечи (у вас сильные, крепкие руки, ваши мышцы чрезвычайно напряжены). Через 3—4 секунды расслабьтесь: руки свободно падают, совершая движения маятника.
2. Сядьте на стул: напрягите ноги и пальцы ног, с силой упираясь ими в пол или стенку. Через 3—4 секунды расслабьтесь.
3. Поднимите вверх брови, напрягите их (как будто сильно удивлены чем-то), потом расслабьтесь, опустите брови.
4. Крепко зажмурьтесь. Затем через 3—4 секунды расслабьтесь, веки могут быть прикрыты.
5. Крепко стисните челюсти и губы, через 3—4 секунды расслабьте их.
6. Наклоните голову вперед-назад, вправо-влево, проделайте круговые движения головой вправо-влево. Шея должна быть максимально расслабленной, движения — медленными и спокойными.
Вибрационный массаж
Человек использует две резонаторные системы: верхнюю, которая состоит из черепной коробки, полости носа и рта, и нижнюю — грудную полость.
Для «подключения» к работе резонаторов применяется вибрационный массаж, который совершается бодрым постукиванием кончиками пальцев по телу и лицу. Таким образом активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая положительное воздействие на нервную и другие системы организма, совершенствуя тонус мышц и всего тела.
Во время проведения такого массажа охватывается верхняя резонаторная система, которая придает голосу полетность, и нижняя резонаторная система, дающая тембральную окраску голоса.
Техника вибрационного массажа
Стоя или сидя бодро постукивать пальцами обеих рук:
►по лбу, произнося звук [м] (мычание);
►по крыльям носа, произнося звук [л];
►по верхней губе, произнося звук [б];
►по нижней губе, произнося звук [з];
►по верхней части груди, произнося звук [ж];
►по нижним боковым частям грудной клетки справа и слева, произнося звук [и];
►по спине справа и слева, сзади в области поясницы и по направлению к лопаткам, произнося звук [и].
►После вибрационного массажа надо 5—10 раз спокойно вдохнуть и выдохнуть и перейти к голосовым упражнениям.
Упражнения
№ 1 «Стон»
Представьте себе, что у вас болит горло, или голова, или вы просто устали. Губы немного сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук расслаблены. Издайте тихий стон — звук [л].
Вы ощутите вибрацию на губах, в носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Ищите свой «центр» голоса (тон, на котором особенно гладко и без затруднений звучит голос). Затем выговаривайте звукосочетания:
[ма-мо-му-мэ-ми-мы]
[мам-мом-мум-мэм-мим-мым]...
Долго и тягуче цедите звук [л], после чего слитно, как одно слово, проговорите на «стоне» фразу: «Мам, меду нам». При произнесении фразы объединяйте слова в одну сплошную линию звучания: маммедунам.
А теперь промолвите во время «стона» слоги с другими сонорными согласными:
[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]
[ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]
[ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм[
Выговаривайте гласные плавно. Рот открывается свободно' на гласных звуках и сейчас же закрывается для «стона» на сонорных согласных.
№ 2 «Гудок»
Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу.... «Гудок» не громкий, без усилия, губы сложены «хоботком».
А теперь к гласному [у прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо...
А теперь с гласным [о]: ууаууаууаууа...
Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ...
Потом с [и ууиууиууиууиууи...
И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы...
Цель этого упражнения — добиться целостного качества звучания всех гласных [о, о, э, и, ы. Для этого необходимо стремиться оставлять губы неизменно (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (чувствительны лишь легкие движения губ и языка).
А теперь гудите, объединяя в одну сплошную линию звучания все шесть гласных: ууоууоууэууиууы.
Все гласные слышатся организованно и близко к губам, звук держится «на губах».
Послушайте свой голос
Станьте критиком своего голоса. Послушайте свой голос и поразмыслите, как он, по-вашему, должен слышаться впредь в продолжение всей вашей жизни — не только когда вы выступаете перед людьми, но и в быту.
Прислушивайтесь к голосам окружающих и обращайте внимание на то, насколько приятно или неприятно они звучат. Прослушивайте записи своих излюбленных актеров и дикторов, стараясь разобраться, как они распоряжаются своими голосами. Вы сделаете открытие, что все они до чрезвычайности отчетливо, хотя и ненавязчиво, произносят звуки и слоги.
Проследите, как они дышат, чтобы образовывать звуки голоса. Анализируйте модуляции и эмфатические акценты.
Голос претворяет в жизнь только одну основополагающую функцию — содействует коммуникации. Если между вами и тем, что вы хотите сообщить, вклинивается манерность, то вы лишаетесь возможности быть хорошо понятым.
Забота о голосе
Речевой аппарат чрезвычайно хрупок и деликатен. Этот тонкий инструмент необходимо оберегать, а делать это можно разными способами:
►Сторонитесь непомерного утомления и напряжения, держа мышцы шеи
расслабленными. Спокойный голос истекает исключительно из
спокойного тела. Напряженное тело напрягает голосовые связки,
повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость.
►Длительное форсированное использование голоса требует
долговременного отдыха — молчания.
►Если вы чувствуете, что голос вам отказывает, выполните несколько
упражнений по расслаблению всего тела Глубоко вдохните, совершите
непродолжительную прогулку, уединитесь хотя бы ненадолго,
помолчите.
►Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее влияние на горло.
Многие дикторы непрерывно прихлебывают воду комнатной
температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло ощущало
себя комфортно. Певцы непременно носят теплый шарф, чтобы
оградить горло от колебаний температуры.
►Сторонитесь инфекционных заболеваний, а при необходимости
незамедлительно обращайтесь к врачу. Если на голосовых связках
проступают узелки или полипы, их необходимо удалить хирургическим
путем как можно быстрее, воспользовавшись квалифицированной
медицинской помощью.
❖ Профессионалы, мающиеся от заложенного носа, часто полощут синусы теплой соленой водой.
Дикция
Дикция — специфика произнесения звуков.
Отчетливая, точная дикция — непременное условие хорошей речи. Неаккуратность в произнесении, «съедание» конечного гласного или звука внутри слова, звучание «сквозь зубы» делает речь малопонятной и неразборчивой.
Недвижимая верхняя и вялая нижняя губы препятствуют отчетливому и понятному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих.
Нередко речь бывает неразборчива из-за слишком быстрого темпа речи, когда слова как бы «наталкиваются» друг на друга.
Говорить надо четко, приучаясь просторно открывать рот, что является определяющим условием создания звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной правильную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту.
Дикция обусловливается работой органов, расположенных в роговой полости: языка, нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком.