Тема 14. Виды и классификация ночных клубов
Ночной клуб - 1) коммерческая структура, осуществляющая свою деятельность посредством платных услуг в сфере досуга и развлечений, ориентированного на потребности, предпочтения потенциальной клубной аудитории, объединенной общими интересами; 2) специальное помещение для проведения развлекательных программ и встреч клубной аудитории.
Цели и задачи деятельности ночных клубов: восполнение дефицита и удовлетворение растущих потребностей аудитории, поиск новых технологий и форм организации досуга, предоставление широкого выбора услуг, ориентированных на спрос потребителя. А также объединение аудитории по музыкальным и досуговым пристрастиям, предложение качественно новых форм проведения свободного времени, формирование штата профессиональных артистов и исполнителей, наращивание, формирование и пополнение материальной базы.
Ночные клубы можно классифицировать:
По формам собственности и организационно-правовой базе:
а) ведомственная принадлежность - ночной клуб при учреждении культуры.;
б) частная форма собственности - ночной клуб как самостоятельная коммерческая единица (ООО, ЗАО, ОАО, ЧП).
По наличию зрелищно-развлекательного компонента:
а) с развлекательной программой;
б) без программы.
По музыкальным предпочтениям:
а) клубная музыка.
б) популярная музыка отечественных и зарубежных исполнителей;
По демографическому и половозрастному признаку:
а) посетитель - школьная и студенческая молодежь;
б) разновозрастная аудитория.
По комплексу предоставляемых услуг:
а) один вид предоставляемых услуг -дискотека;
б) комплекс услуг (дискотека, стрип-бар, боулинг, бильярд, казино и т.д.) - ночной клуб в рамках развлекательного центра.
По географическому признаку:
а) расположены в центральной части города;
б) расположенных в отдаленных районах.
По доступности населению:
а) открытые клубы (постоянная и случайная аудитория);
б) закрытые клубы (только постоянные члены клуба).
По статусу:
а) фешенебельные (собирается молодежь со всего города);
б) элитные ("богатые" молодые люди);
в) трущебные (в спальных районах города).
Досуговая деятельность ночного клуба носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, ее функции определяются социальным назначением, структурой общества. Это снятие определенного психологического напряжения, раскрытие интеллектуальных, психологических, образовательных качеств личности, развитие эмоциональной и художественно-эстетической сферы личности. Исходя из этих условий, можно выделить следующие функции ночного клуба:
Рекреативная - является одной из ведущих функций. Смена видов деятельности, восстановление сил затраченных в сфере труда, эмоционального переключения. Эта функция способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача - психологическая разрядка и отдых.
Гедонистическая - тесно переплетающаяся с рекреационной функцией. В процессе отдыха человек наслаждается, получает удовольствие, положительные эмоции, удовольствие от деятельности.
Коммуникативная - функция общения, одна из главных функций деятельности ночного клуба. Мотивацией посещения ночного клуба является поиск новых дружеских связей, обмен информацией, а также поиск деловых контактов и знакомств.
Социальная или функция социализации. Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, в отношения с другими людьми, потребность человека в коллективе и определение своего места в нем.
Нормативная - формирование правил, ном поведения клубной аудитории.
Аккумулятивная - функция накопления и сохранения обществом и его социальными институтами культурных ценностей, норм и благ.
Проектная - проекция человека из одного состояния - напряженного, стрессового, дискомфортного, в другое - приятное, комфортное, иллюзорное, символическое. Реализуется посредством создаваемых людьми проективных механизмов культуры (праздники, ритуалы, игры, религия, искусство и т.д.).
Защитная функция - перенесение человека в более комфортное состояние, где он находится в обществе единомышленников, защищен от агрессивной среды общества.
Все вышеперечисленные функции не оторваны одна от другой, и тесно связаны между собой. Многие формы организации отдыха в ночных клубах выполняют одновременно несколько функций.
Необходимо также выделить основные принципы организации ночного клуба:
- принцип комплексности - определение целей, постановка задач и целенаправленное использование всех средств и методов работы;
- принцип добровольности - участие в социально-культурной деятельности, отражение возможности свободного выбора занятий из всего разнообразия предлагаемых видов деятельности, самопрограммированние личностью содержание своей социально-культурной деятельности в условиях свободного времени;
- принцип соответствия содержания и форм работы - расширение круга интересов и потребностей аудитории, создание условий для их полного удовлетворения с учетом индивидуальных запросов;
- принцип самовыражения;
- принцип самореализации.
Принципы не существуют изолированно друг от друга, они образуют целостную систему, каждый из элементов которой представляет неотъемлемую часть единого процесса социально-культурной деятельности в условиях свободного времени.
Направления работы ночных клубов разнообразны, содержание имеет социальную направленность, ориентированную на различные возрастные категории, досуговые предпочтения, материальные возможности клубной аудитории.
Для проведения насыщенного досуга в ночном клубе создаются условия для самореализации, самовыражения и самоутверждения посетителей, в целях повышения их культурного уровня.
Программа ночного клуба выстраивается с учетом тематики вечера, потребностей и демографических характеристик клубной аудитории, а также специфики данного клуба.
Содержание клубных акций, формируются исходя из потребностей "клубной аудитории", ориентированной на моду и престижность.
Методы борьбы с конкурентами: формирование идейно-художественного содержания ночных клубов, создание конкурентоспособной продукции(услуги), решение организационно-управленческих, финансово-экономических и методических проблем.
Ресурсы ночного клуба: наличие капитала, материалов, технологий, информации, творческих и технических кадров. Основные финансовые средства клубов: кредиты, спонсорство, собственный бюджет, инвестиции.