Ii. учебники и учебные пособия

С.И. Ермоленко

Античная литература

Учебно-методическое пособие

для студентов I курса

очного и заочного отделений

факультета русского языка и литературы

6-е изд., испр. и доп.

Екатеринбург 2008

УДК8(37/38) (09)(075.8)

ББКШЗ(0)

А 72

Ермоленко С.И. Античная литература: Учеб.-метод. по­собие для студ. 1 курса очн. и заочн. отд-й ф-та рус. яз. и лит. 6-е изд., испр. и доп. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. 69 с.

Дано подробное содержание тем курса «Античная ли­тература»; разработаны практические занятия; представлены списки основной и дополнительной литературы, вопросы для самостоятельной работы, указатель терминов и крат­кий мифологический словарь. Предназначено для студен­тов 1 курса очного и заочного отделений факультета рус­ского языка и литературы педвузов.

Рецензент –докт. филол. наук, проф. Ю.М. Проскурина

Уральский государственный

педагогический университет 2008

Содержание

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................. 4

II. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ................................................................... 5

ΙΙI. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА................................................................................... 6

Значение античности в истории мировой культуры. Литература в системе античной культуры (введение в курс) 6

Мифология – «арсенал» и «почва» античного искусства.................................. 7

Героический эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»................................ 9

(VIII в. до н.э.).................................................................................................................... 9

Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и дни» (к. VIII - н. VII вв. до н.э.) 13

Греческая лирика раннего классического периода.......................................... 14

(VII-VI вв. до н.э.)............................................................................................................... 14

Греческая литература эпохи расцвета. Греческая трагедия. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида 18

Древняя аттическая комедия. Аристофан............................................................ 26

Литература эпохи эллинизма.................................................................................. 30

Новоаттическая комедия и творчество Менандра............................................ 30

Римская литература эпохи полисов. Народная комедия Плавта. Бытовая комедия Теренция 31

Римская литература эпохи кризиса полисной системы. Поэты-неотерики и творчество Катулла 34

Литература эпохи принципата Августа............................................................... 37

Творчество Вергилия, Горация, Овидия............................................................... 37

Серебряный век римской литературы (I – начало II в. н.э.)........................... 45

Апулей «Метаморфозы» («Золотой осел»).......................................................... 47

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ................................................................................. 48

Тема 1. Герои гомеровского эпоса как «полные представители национального духа»: принципы и приемы создания образов.......................................................................................................................................... 48

Тема 2. «Эдип-царь» Софокла – классический образец греческой трагедии 50

Тема 3. «Всадники» Аристофана как общественно-политическая комедия 51

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.................................... 52

VI. ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.................................................. 60

Мифы.............................................................................................................................. 60

Художественные произведения............................................................................... 61

VII. УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ...................... 62

VIII. КРАТКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ................................................ 63

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса: подготовить будущего учителя-словесника к решению учебно-педагогических задач по обучению античной литературе в общеобразовательном учреждении.

Задачи курса:

1. дать представление об античности, ее значении в
истории мировой культуры, месте литературы в системе
античной культуры, ее специфике и эстетической
ценно­сти;

2. помочь студенту понять основные закономерности
литературного процесса эпохи античности, особенности
возникновения литературных родов, генезиса и динамики
наиболее характерных жанровых форм, увидеть ведущие
тенденции стилевого развития;

3. научить осмыслять важнейшие историко-литературные факты путем знакомства с их интерпретациями в эстетических памятниках античности и научных
исследованиях.

Методы и формы решения поставленных задач.

Изучение античной литературы опирается на акаде­мическую методологию с ее важнейшими принципами историзма и системности, предполагающими "вписан­ность" художественного явления в современный ему исто­рико-литературный контекст, рассмотрение произведения в тесной связи всех элементов его содержательно-формальной структуры. В зависимости от конкретной те­мы курса мы обращаемся к различным методам научного исследования - историко-генетическому, сравнительно-историческому, в том числе типологическому, историко-функциональному, а также к системно-структурному ана­лизу текста.

В центре внимания курса - генезис и развитие лите­ратурных родов (эпос, лирика, драма), свойственных им жанрово-стилевых форм в динамике, эволюции.

Решение поставленных задач осуществляется через лекции, являющиеся теоретической и методологической основой учебно-воспитательного процесса, и практиче­ские занятия, посвященные важнейшим темам курса, на которых студенты овладевают навыками конспектиро­вания и литературоведческого анализа текста. Формы контроля за самостоятельной работой студентов – аудиторные проверочные задания: первое посвящено выявлению степени усвоения античной мифологии (сентябрь); второе –терминологии (тема "Греческая драма" - ноябрь).

Дисциплина "История античной литературы" изучается на I курсе (I семестр). Согласно учебному плану, на ее изучение отводится 32 часа, в том числе лекций - 28, прак­тических занятий - 4.

Форма проверки знаний, полученных в процессе изучения курса, - зачет.

II. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Тронский И.М. История античной литературы. 5-е изд., испр. М.,1988 (можно пользоваться и др. изданиями)

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. 2 –е изд., перераб. и доп. М., 1972.

Античная литература / Под ред. А.А. Тахо-Годи. 4-е изд., дораб. М.,1986.

Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. 5-е изд., испр. и доп. М.; Л., 2008 (см. также др. издания).

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. 5-е изд. М., 1982.

Хрестоматия по античной литературе / Сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева: В 2 т. М., 1965.

ΙΙI. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА

Тема 1.

Значение античности в истории мировой культуры. Литература в системе античной культуры (введение в курс)

Античная культура - единая культура двух обществ - греческого и римского - эпохи рабовладельческой формации. Географический район распространения античной культуры. Хронологические рамки античности (конец VIII в. до н.э.- V в. н.э.).

Античное общество как особая ступень развития в истории человеческого общества. Основные этапы его развития и связанная с ними периодизация античной литературы: I период - доклассический, архаический (заканчивается к концу VIII в. до н.э.); II период –классический (VII-IV вв. до н.э.); III период - послеклассический - эллинистический, или эллинистически-римский (III в. до н.э. - V в. н.э.).

Место литературы в системе античной культуры (в переходную эпоху - от общинно-родового строя к рабовладельческому, в эпоху полисного строя, в эпоху эллинизма и римского владычества). Социальный, классовый и политический облик античной литературы.

Источники изучения античной литературы.

Античность - одна из ступеней развития мирового искусства: "…плод античного мира, прежде всего Греции, - искусство, которое впервые после тысячелетий брожения духа обрело красоту внешнего облика и светлую жизнерадостную ясность содержания, отразившее временную гармонию человека с природой и его политическим миром..." (Гегель).

Значение античности в истории мировой культуры.

Литература

Радциг С.И. Античная литература: Ее художественное и историческое значение в связи с общей культурой древних греков и римлян. М., 1969.

Дополнительная литература

Словарь античности: Пер. с нем. М., 1994.

Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес древнего мира. М.; Л., 1966.

Любимов Л. Искусство древнего мира. М., 1971.

Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. М., 1972.

Соколов Г.И. Искусство древнего Рима. М., 1971. Античность как тип культуры. М., 1988.

Тема 2.

Наши рекомендации