Сатира на просвещенческий идеал человека в романе «Путешествия Гулливера» Свифта
Джонатан Свифт(1667-1745)- ирландский писатель, но англичанин. Его перо злое, сатирическое (“ирландским национализм”).
Формирует понятие “джентльмен” (благородное поведение/наличие принципов).
Изначально прославился панфлетами (остросатирические пьесы).
1. Путешествие в Лилипутию
2. Путешествие в Бробдингнег (Страну Великанов)
3. Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию
4. Путешествие в страну гуигнгнмов
-пародия на Робинзона (изначально пародия на сам жанр/высмеять массовое чтение
-антиутопия — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.
использует прием Рабле (принцип чепухи, снятие различий)
У Свифта смех другой- сатира, смех желчный, острый.
Трагичный вывод- “англичане отвратительные пресмыкающиеся”- вывод о людях.
Дох Кихот- начинается с пародии, а потом только зритель и автор “полюбили” героя.
Гуливер- открытость/принятие нравов (не как Робинзон, котор. Не выучил языка/обычаев Пятницы)
Остров – обитаемый, все живут по разуму, увлекаются математикой.
Лилипуты- маленькие гады, мален. Люди с пороками больших, добиваются должностей, прыгая через скакалочку (высмеивается парламент)/общество разума
Гуливер связан с ними законом гостеприимства.
Соотношение лилипутов и великанов- метафорич смысл. Л.=”ничтожность” по сравнению с Гуливером, но как только появляются Великаны (карнавальная чрезмерность), появляется перспектива. Больше человек- лучше. Великаны-плодородная, чрезмерная жизнь. Г. Ошибается на их счет, считает, что размер= свирепость. Г. Не навязывает своего, а принимает у других. Попытка взглянуть на себя как на другого. Герой нашего времени соединяет континенты, испытывается инаковостью. Новое принимает, понимает, любит (“идеал автора)”. Противопоставлено просвещению, с его четкими рамками “добро/зло”. Свифт борется против костности просвещения, сатира на костный разум.
3 книга- путь по островам.
«Вымышленные» острова- разные формы утопической мысли.
Лапута- остров с дыркой посередине-для еды/ абстрактные мыслители витают в облаках/погружены в медитацию/картезианская мысль(Для картезианства характерны скептицизм, рационализм, критика предшествующей схоластической философской традиции. Помимо этого картезианство характеризуется последовательным дуализмом — предельно чётким разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции — протяжённую и мыслящую, при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе неразрешимой в рамках учения самого Декарта.)/медитация.
Бальнибарби- академия (высмеивается индукция)/ ставят опыты-полезн и практич
Лаггнегг- остров бессмертных (вариант счастья)/люди толкаются, торопятся, не успевают жить/добрые чувства не распространяются даже на внуков/ анархия- образ идеал общества/ все упиваются античностью
Глаббдробдриб- остров магов и чародеев. Вызывают дух античности нашему герою/мерзкие и бессовестные.
Свифт ничего не придумал, взял всю сатиру из античности, но смеетя не так как в антич.
-отрицание традиций идеализации античности
-мемуары от 1 лица
-путешествие по островам и в Японию (представлена «вымышленной землей»).
4 книга- самая главная – антиутопия. (Йеху- страшные, жадные существ, произошедшие от парочки одичавших англичан/ гуингмы- разумные лошади, общество потребления-удовольствия потребностей)
(до Свифта этот жанр еще не сложился)
-жанр с отрицательным знаком
-идеи общества (утопич.) реализуются, но показываются их отрицат значение.
Остров говорящих разумных лошадей- разумные лошади и одичавшие люди.
Общество здесь устроено на разуме/кастовое общество/ стабильно лишено напряженности/нет эмоций, разум погубил все/нет ни любви, ни страха, ни печали.
Там где побеждает рационализм, ничего гуманного не остается. Где нет чувств- нет человека.
Человек после грехопадения не может быть идеальным.
Свифт не верит в идеальную природу человека, идеальные общества упираются в неидеального человека.
Г. И йеху выгонют с острова- напонимает Одиссею (когда его отправили с острова калипсо), Г. Не хочет уезжать, на прощание целует копыта лошади. Достоинство человека растоптано в грязь.
Г.- протогонист автора. Когда он приезжает в Англию, не может жить с людьми, они напоминают ему йеху (Свифт закончил жизнь аутистом- не мог общаться с людьми).
Философия оптимизма в повести Вольтера «Кандид».
30.04.14.
Вольтер
1694-1778
Переходим во Францию.
Франсуа Вари Аруэль
Идеи просвещения, пришли из Англии и породили революцию.
Яркое соркастическое перо(как у Свифта)
Он был сыном натариюса(средний класс) Идеолог. просвещения – идеол. средн. класса.
1717 году попал в Бастилию за куплеты о Регенте(правителю)
Но он быстро захотел понравиться правительству и написал классицистическую пьессу “Эдип” - там все, что положенно, и 3 единства.
Начал писать правильные пьессы.
Стал любимцем двора.
Но в 1726 г опять попадает в Бастилию за ссору с арестократом.
Но в данном случае его посадили в Бастилию, чтобы его не убили(успокоить аресоткратов)
и потом выслали в Англию(1726-1729 год)
Там он набрался плохих идей. И приехав стал пропагандировать.
1) Локко почитал
2) Критиковал Де Карта
3) Увлекся идеями естественного человека и религии
4) Увлекся философией Лебница “Монадология лейбница”
Монады – мельчайшие частиты мира(из них состоит весь мир), но это не атом, не физическая частица.
Монада – единство микро и макро космо. Философская диница. Единство мельчайшего и огромного.
Каждая монада имеет две стороны –
1) активную - стремление к расширению – чтобы стать космосом - “ДОБРО”
2) пассивную – сдерживает активную и формирует, разонообразие форм. - “ЗЛО”
Материя стремится слиться с остальной мтерией, а форма не дает ей этого сделать.
Основной вопрос Теодицеи(Пятница) – Бог и всемогущий, а зло есть.
И труд Лейбница тоже называется Теодицея.
Он показывает, что необходимо и то и другое для гармонии, мудрый план Бога.
(Очень просветительская идея).
Вольтер стал просвещенцем(душа стремится к рациональности и системности мира, не противоречивая картина мира).
Но потом он стал свидетелем Синобонского землетрясения – очень сильный шок.
Восстало человеческое и философское.
Понял, что Лейбниц не учел в своей картине человека(боль, сострадание)
Разочаровался в философии Лейбница.
В это настроении пишет повесть “Кандид”.
“ Кандид” или “Оптимизм”1759 г
Сюжет:
Это породия на философию Лейница.
В тексте есть доказательство и упоминание Лейбница.
Жанр:
Повесть.
Жанровая схема из греческого любовно-авантюрного романа.
(есть схема любовного романа, в “Дафнис и Хлоя”)
Схема(называется “Оптимизм”):
1) Встречаются прекрасные он и она, влюбляются сразу
2) Разлука по каким-то причинам
3) Череда невероятных приключений(сам обычный приключенческий роман)
4) Идея – герои должны выстоять, оставить свое тело и душу и любовь нетронутыми.
5) Если выстаивают – все хорошо в конце.
Зло не вечно, добро вечно – если выстоять, будет счастье в конце.
(Всякий жанр имеет под собой некую картину мира, которая не проговаривается, и если мы ее не осознаем, она зомбирует. Чем больше осознаем, тем меньше воздействует.)
Высмеивание Лейбница:
1) Умный Вольтер высмеивает лейбница в том, что в самой простой любовной схеме тот же смысл, что и в его сложных трудах.
2) Дальше он уже будет пародировать саму схему.
Фабула:
1) В поместьи барона Тундер тен Тронка (западная Германия)
живет барон, баронесса и дочь Кунигунда, воспитатель Кандид и воспитатель Панглос (греч. “Многомудрый”)
Панглос – носитель идеологии Лейбница, будет учить детей.
Человека формирует опыт.(просвещение)
И дети теперь пойдут в мир с такими знаниями.
2) “Панглос давал горничной Пакете знания о практической физике в кустах.”
Кунигунда подсмотрела и сразу все поняла(причину следствие и основание)
И решила попробовать. Позвала Кандида и поцеловала.
3) Отец увидел их и выгнал Кандида из замка.(Изгнание из Рая – любимый просвещением сюжет)
А когда Кандид выгнан из замка, оказалось, что там идет страшная война, а Панглос рассказывал о том, что там все хорошо “Потому что Лейбниц не мог ошибаться”
Потом болгары напали и на замок (на глазах Кунигунды убили отца и брата, а она пойдет по рукам)
Вольтер так показывает эти злоключения, что все смеются.
Эти несчастья доведены до абсурда – гротеск. Герои похожи на марионеток.(и мы не сочувствуем)
Злоключения:
1. Встретится с Панглосом(тот улизнул из замка, когда все началось) Пакета заразила его сифилисом. И он стал без носа, уха и глаза.
Художественный ораз – возражение Лейбницу - самой природой возражает Лейбницу(нарушил гармонию лица, чтобы спросить у Лейбница – как тебе – сиффилис это тоже гармония?)
2. Кунигунда встретит старуха, которую будут называть “Старуха с половиной зада”
И она расскажет историю о том, что она была прекрасной и у нее был прекрасный принц жених. А до свадьбы у него была любовница, которую он бросил. И на свадьбе он подсыпала яд.
И поэтому невеста возвращается домой. По дороге ее схватили разбойники и она пошла по рукам(где только не была).
Повторяется та же схема греч. Романа
После долгих странствий, она оказывается в гореме у Паши в “Исмаиле”, которую осадили русские(Суворов).
Есть нечего.
Паша решил съесть девушек в гореме.
Имам – духовное лицо – предложил, что убивать – грех, можно отрезать по пол зада.
(Как у Свифта лиллипуты – намекает на подлость человеческой природы)
Опять нарушена гармония тела.
В процессе странствий Кандид разочаровывается в философии Лейбница, а Панглос нет.
Спор двух мнений:
Панглос и Кандид плывут на лодке в сторону Лисобона.
Все это неизбежно (кривой философ)
Чем больше таких несчастий, тем лучше. И сразу буря.
Философская пародийная цель(нагнетание)
Буря и краблекрушения, несчастья, повесили Панглоса – все несчастья в этой части.
(Лисобонцы решили, что пришельцы виноваты в землетрясении)
Кандид ускользнул. Повесили Панглоса неудачно. И когда анатом купил его для опытов, оказалось он живой. Быстро зашил и отпустил.
Гротеск, который не дает жалеть героев(за счет нарушения правдоподобия)
3. Кандид встречает философа Мартена(писсимист):
Верит в Манихейство (дуалистическая ересь, добро и зло борятся, человек – арена для борьбы и не может сам выбирать).
Завели филосовский спор -
Зачем Бог создал мир – чтобы бесприрывно бесить нас(Мартен)
Кандид где-то между писсимизмом и оптимизмом.
Потому что все еще надеется на встречу с Кунигундой.
Герой:
Кандид – (кандидоз - “белый”, чистый и нивинный, естестыенный человек, белизна, как белый лист)
Этого совершенного человека Вольтер пустил гулять по белу свету.
1) не приспособлен к жизни(мир зол и человек с чистой душой оказывается беззащитным)
2) мир начинает портить этого человека.
“Я добрейший человек на свете, а убил троих”
Вольтер спорит с Руссо.
(Руссо довел идею естественного человека до абсолюта)
4. Вот так они странствовали, а в конце собрались вместе:
Кандид
Панглос
Кунигунда и брат(мнимая смерть – характерна для греческого романа, теперь он стал иезуитом и отправлен в Латинскую Америку, потом поссорлся там с Кандидом и Кандид его пырнул ножом, но все равно выжил)
Мартен
Старуха с половиной зада
5. В итоге – они встретились, но Кунигунда превратилась в старую потасканную стерву.(сатира)
И они начинаются мериться несчастьями.
Эти несчастья были интереснее той жизни, которая осталась
А Мартен говорит – вот они 2 предназначения человека – скучать или ссориться.
Брата Кунигунды изгоняют из их общества(потому что не хотел, чтобы Кандид женился на сестре).
Вольтер хочет дать вариант утопии. Но барона изгоняют(за родовую спесь) – утопия не получилась.
Есть некий Дервиш – святой – хотят спросить как утроен мир? И идут в путешествие пешее.
Путешествие Гулливера(Свифта) – а у Свифта – похоже на Рабле(плавание аракула к божественной бутылке ) - выстраивается путешествие
Приходят к Дервишу и спрашивают – как устроен мир?
И Дервиш отвечает концентрированной идеологией Лейбница(в пародийном варианте):
“Когда султан посылает корабль в Константинополь, разве он заботится – хорошо им или худо?”
Богу все равно.
Что же делать? Молчать – говорит Дервиш.
Они встречают блаженного старика. Он их угощает, принимает, все хорошо.
Они спрашивают – что делает вас счастливым?
“Работа отгоняет от нас 3 великих зла – скуку, порок и нужду”
Мартен - “Будем работать, это сделает жизнь сносной”
Панглос радуется.
Кандид примиряет всех - “Давайте работать без рассуждений, возделывать наш сад”
Сад – это образ, который Лейбниц использовал, чтобы оъяснить свою манаду.
Она всегда замкнута. Внутри нее есть и другие манады(цветы плоды, деревья)
Нужно возделывать себя – потому что я тоже манада.
Если мы возделываем себя, возделываем весь мир.
Вольтер вернулся к Лейбницу.
Диалектика – одновременное отрицание и утверждение. Нельзя делить - добро/зло, это узко.
К этому приходит позднее просвещение, раннее – было категорично.
Есть ещеодна новелла в этой повести – об Эльдорадо “золотой город”(в латинской Америке)
Испанская легенда. Когда они столкнулись с золотом Инков, придумали рассказ.
Инки воспринимали золото, как метал божественный – твердая энергия солнца. Использовали золото в культе своих богов. Идея связывается с идеей идеального общества.
Эльдорадо здесь – реализованное идеальное общество.
Кандид туда попадает с помошником Какамбо(Пятницей)
Это пространство, окруженное неприступными ущелиями(только в одном месте водопад)
Только попав в водопад они попадают в Эльдорадо(можно попасть только туда- не обратно)
-золото везде, никому не нужно. -они немножко взяли себе -оказались в городе, поели, хотят заплатит, а над ними смеются(этим не расплачиваются) -потом говорят с королем – и это действиетльно идеальное общество. У них нет негативных страстей. Очень развили науку и искусство. Пореди площади фантаны из ликеров.
Высмеивают Европу – то, что должно быть – вызывает удивление.Европа ушла от нормы.
Люди добрые. Тюрьмы нет – а никто не ворует. Нет священника, а все верят в Бога(инстинкт веры и добра в этом городе – гротеск Вольтера - просвещенческий) Мы как фантастику воспринимаем то, что должно быть нормальным(как странный фонтан из ликера). Если утопия достигнута – почему там не остаются Кандид и слуга?
Потому что они сами не совершенны. Корыстность у них есть. Они хотят реализовать эти сокровища. И Кандиду хочется встретить Канигунду. Король приказал придумать машину, чтобы доставить их.
Им дали и грязи(золота) и камней и баранов. Но из этой страны ничего нельзя унести.
Гротеск – внешне смешно – на самом деле серьезно. Ирония – между серьезностью и смехом.
Потеряли половину в ущельях, половину в сулинамском порту. Когда договаривается, сразу принимает плату, которую предлагают. Капитан соображает, что тот богат и обманывает – иди посмотри город, а мы погрузим баранов. И украл все. Вольтер хочет показать, что человек по природе не так уж добр.
После чудесного острова Кандид и Какамбо попадпют к людоедам.(хотели их съесть)
Какмбо говорит – это “естественное право учит нас убивать наших ближних”
Вольтер и смеется над идеями просвещения, и утверждает их. Смеется - 1) Над Лейбницем 2) Над Руссо(образование вредно для души, образование идет об руку с развращением “Элиль ” или “О воспитании”) главная идея – оберегать душу от вредного воздействия, воспитывать в деревне, на лоне природы, книжки самые простые и избранные. Доводит до гротеска образ естественного человека. Вольтер - Нет ни одного живого человека – есть идеи. Он не писсимист ни оптимист. Верит в идеали не как слепец, а как мудрый человек. Для этого нужно балансировать и нужен юмор.
17. Философия оптимизма в повести Вольтера «Кандид». ВЫБРАТЬ!!!
Вольтер Франсуа Мари (1694-1778)
Схожи со Свифтом, влияние очень сильное. Статуя Вольтера в кресле. Вольтеровская улыбка. Захотел нравиться правительству. Стал классицистом, написал пьесу Эдип. Пишет правильные пьесы, становится любимцем двора. Второй раз попадает в Бастилию – за ссору с аристократом. С 26 по 29 год – в Англии. Ссылка. Там набрался пакостных идей. Закончилось революцией и отрублением головы Марии Антуанетты. Критиковал Декарта. Увлекся философией Лейбница. Учение. Монады. Монадология Лейбница. Как о мельчайших частицах мира. Монада – философская единица. Воплощает единство микро- и макрокосмоса. Каждая монада имеет две характеристики – активную и пассивную. Активная – ее стремление к расширению. Каждая мельчайшая частица хочет стать миром. Нужна сдерживающая сила. Пассивная сторона. Формирующая. Антиномия материи и формы. Лейбниц назвал активную сторону добром, пассивную – злом. Труд Лейбница называется теодицея. Для гармонии необходимо и то и другое. Мудрый план Бога. Стал свидетелем лиссабонского землетрясения. Лейбниц в своей картине не учел человека с его сознанием и способностью к мысли. Способностью к воображению и состраданию. Разочаровался в философии Лейбница. Повесть «Кандид» или «Оптимизм». 1759 год. Герои повести — Кандид, его подруга Кунигунда и наставник Панглосс — колесят по всему обитаемому миру, присутствуя при сражениях Семилетней войны, взятии русскими Азова, Лиссабонском землетрясении, и даже посещают сказочную страну Эльдорадо. Это – пародия на философию Лейбница. «Это – лучший из миров, потому что Лейбниц не мог ошибаться». Повесть. Но схема – из греческого любовно-авантюрного романа. Герои должны выстоять, сохранить свою любовь и тело. Всякий жанр имеет под собой картину мира, которая не проговаривается. Чем меньше осознаем, тем больше воздействует. В любовном романе – кратко сформулирована как оптимизм. Страдают из-за гнева богов – Афродиты. Гнев – на время, счастье – навсегда. Опускает идею до массового жанра. В поместье живет барон. Урок практической физики горничной Пакетте в кустах. Начало сюжета напоминает изгнание из рая, и греческий любовный роман. Вольтер так показывает злоключения, что мы смеемся. Герои похожи на марионеток. Кандид встретится с Панглосом. Пакетта заразила сифилисом. Вольтер нарушает гармонию лица. Художественное возражение Лейбницу. Вставные новеллы – характерны для любовного романа. Старуха оказывается в гареме в крепости Исмаил, осажденной русскими. Отрезать половину зада. Проглядывается Свифт. Кандид разочаровывается в философии Панглоса. А Панглосу все нипочем. Кандид и Панглос плывут на корабле в сторону Лиссабона. «Кривой философ». Панглоса повесят. Будет лиссабонское землетрясение. Решат, что виноваты приезжие. Кандид ускользнет. Но повесят неудачно. Его разрежут, заметят, что живой, зашьют. Гротеск. Мартен – другой философ, пессимист. Он – манихей. Дуалистическая ересь. Янсенисты. Философия, противоположная Панглосу. Абсолютный оптимизм и абсолютный пессимизм. Кандид – между. Стремится к Кунегунде. Кандидус – на латыни – белый. Чистый, невинный. Кандид не приспособлен к жизни. Спор с идеей естественного человека. Человек с чистой душой – беззащитен, мир зол. Мир начинает человека портить. Человек должен защищаться. «Я добрейший человек на свете, а уже убил троих». Есть объект критики – Руссо. Руссо довел идею естественного человека до Абсолюта. В конце собрались все вместе – Кандид, два философа, Кунегунда, старуха, брат, который якобы умер, на самом деле нет. Компания поселяется в поместье под Константинополем. Кунегунда превратилась в стерву. Совсем не то, что ожидалось. Начинают меряться несчастиями. Несчастья были интереснее жизни, которая осталась. Они скучают и ссорятся. Мартен говорит, что это – два предназначения человека. Брата Кунегунды изгоняют из общества. Вольтер пытается дать вариант утопии. Аристократии – не место, барона изгоняют. А утопии все равно не получилось. Есть святой человек, хотят пойти к нему и спросить, что есть счастье. Путешествие Гулливера, у Свифта ориентир – Рабле. Приходят к Дервишу. Дервиш говорит. Корабельные крысы. Что же делать? Молчать. Истина не найдена. Замечают старика на пороге дома с блаженным лицом. «Работа отгоняет от нас 3 великих зла – скуку, порок и нужду». Будем работать, это единственная возможность сделать жизни сносной (Мартен). Кандид «Давайте работать без рассуждений». Вернулся к философии лейбница. Сад – использовал Лейбниц, называя свою монаду. Внутри монады есть другие монады. Возделывать себя. Я тоже монада и мир монада. Вольтер высмеивал-высмеивал, а потом примкнул. Это называется диалектикой – одновременной отрицание и утверждение. Увлекаются все философы конца 18 века. Без диалектики нельзя понять и Гете. Одновременно что-то может быть и добром и злом. Есть новелла об Эльдорадо – золотой город по-испански. Когда испанцы столкнулись с золотом инков, возникла легенда об Эльдорадо. Инки воспринимали золото как металл божественный. Твердое солнце. Использовали золото в культе почитания своих богов. Идея идеального устройства общества. Народы были странными. Эльдорадо – идеальное общество. Маленькая утопия в повести есть. Находится в Латинской Америки, попадает туда Кандид вместе с туземцем-слугой, который напоминает Пятницу. «Робинзон Крузо» воспринимается как утопия. Пространство, окруженное ущельями. В одном месте – водопад. Обратно по водопаду не заберешься. Кандид и Ксури видят золото везде, никому не нужное. В Эльдорадо никто не платит. И кто же грязью расплачивается. Знакомятся с королем. Лишена негативных страстей. У Свифта – вообще всяких страстей. Много фантастических элементов – фонтаны из ликеров. Для того, чтобы высмеять Европу. Нет тюрем – никто не ворует, нет церквей – все верят в Бога. Выражение понятия естественной религии – инстинкт веры. Инстинкт добра. На кажется фантастичным, что человек добрый, подобно фонтанам из ликеров. Кандид и Ксури несовершенны сами. Наша несовершенная природа не позволяет жить в этом обществе. Есть корыстность. Просят отправить их домой. Соорудили машину и сломали машину. Дали с собой грязь и 300 баранов, на которых грязь увезти. А увезти ничего нельзя. Внешнее – смешное, внутреннее – серьезное. Переломали кости в ущельях. Остальных потеряет в суринамском порту. Принимает цену купца. По своей наивности теряет баранов и золото. Попали к людоедам. «Естественное право учит нас убивать ближних». И смеется, и утверждает просвещенческие идеи. Руссо перетасовал все понятия, и у него получилось, что образование вредно для чистой души. Просвещение идет под руку с распутством. Повесть «Эмиль, или о воспитании». Идея – оберегать душу от вредных воздействий. Простодушный – еще один роман Руссо. Пародия на идеал. Нет живых людей, есть идеи. Вольтер исследует плюсы и минусы. Хочет верить в идеал вопреки всем недостаткам. Для этого нужна ирония.
18. «Просвещенческий классицизм» Дидро (противопоставление условности театра правде жизни в «Парадоксе об актере»).
Дени Дидро 1713-1784. Философ. Представляет французских энциклопедистов, основатель энциклопедии (1751). Была даже партия энциклопедистов, где они оттачивали свои идеи.
Героем просвещения был человек среднего класса. Аристократия будет показана порочной, отжившей и без симпатии. Дидро всячески способствовал развития мещанской драмы. Конец эпохи Просвещения, переход в Сентиментализм (находится между эпохами Просвещения и Романтизма). Одна идея, взятая за основу. Обращение к чувствам и эмоциям – это и есть сентиментализм.
Сюжеты, в которых должно быть противоборство порока и добродетели. Мещанская драма – это семейный конфликт.
Сам Дидро написал две мещанские драмы. 1757 - «Побочный сын», 1758 – «Отец семейства».
Характерная деталь, которая отличала мещанскую драму от драм классицизма – это бытовизм: внесение на сцену элементов бытовой. В просвещенческом театре, в мещанской драме чем больше чувств и эмоций, тем лучше, в отличие от классического, где были свои условности – актеры почти статичны, передвижение по диагонали, только руки и голова в движение. В театре Просвещения появляется экспрессивное выражение чувств, и Дидро целиком и полностью за такой театр. Но того, о чем он мечтал, не случилось, его пьесы не имели успеха.
«Парадокс об актере» 1773 (издан 1830). Написан в форме диалога. Опубликован при жизни не был.
Диалог (со времен Платона) - жанр философский. В данном случае та часть философии, которая называется эстетикой.
Встреча в театре двух друзей, которые обсуждают двух актрис - Дюмениль и Клерон. Первая воплощает мещанскую драму, чувственность, вторая – классицизм: холодная кровь, мастерство, рассудочность. Казалось бы, что Дидро должен быть на стороне Дюмениль. Однако это не так. Дидро говорит о том, что Дюмениль со своей чувствительной игрой, которая зависит от ее состояния, темперамента, не способна быть ровной актрисой. Сегодня от ее игры все рыдают, а завтра она уже «никакая», не может повторить собственный успех, потому что зависима от вдохновения. Также минус ее в том, что она не может играть все роли, он играет играет из себя, из своей природы, и поэтому одни роли ей удаются, другие – нет. С другой стороны мы видим Клерон, которая выстраивает свою роль как муз партию, партитуру, она взвешивает не только каждое слово, интонацию, но и каждый жест, каждое выражение лица, отрабатывает каждое движение. Как говорит Дидро «Она для каждой роли находит свой идеал, она к нему идет, разрабатывает…а затем уже сохраняет неизменность». Каждый вечер она одинакова. Кроме того ей доступны разные роли, потому что она играет не из себя, а из искусства. Дидро приводит пример идеальной игры, рассказывая о Клерон. Говорит, что такой и должна быть идеальная актриса. Как ни крути, здесь Дидро обращается назад к классицизму.
Дидро говорит о двойственной природе театра и актера. В этом и есть парадокс. Первый парадокс: в театре актер перевоплощается, а зритель остается собой. Зритель смотрит, а актер живет. Но в жизни все наоборот – актер в жизни не живет, он наблюдает и потом воплощает в театре, а зрители являются социальными актерами. Дидро все время говорит о том, что сцена требует крупного жеста и дебютантка, которая на малой сцене имела успех, на большой сцене пропадает. Получается, что актер живет в театре, зритель – в жизни, а потом они меняются местами.
Второй парадокс: актер, когда играет, одновременно является собой и кем-то другим, потому что в том случае, если он не перевоплощается - это бездарный актер, а если он перевоплотится полностью – дорога ему в дурдом. Интересно, что и зритель является не просто зрителем, но и тоже кем-то другим, потому что он сопереживает героям, иначе он не получает удовольствия.
Еще один парадокс – зритель одновременно верит в иллюзию, если это трагедия – он страдает, одновременно получает удовольствие. Т.е. на уровне чувств – это страдание, а на уровне эстетического восприятия – наслаждение. Это еще одна двойственность театра.
Мы должны понять, почему же Дидро возвращается к классицизму. Потому что он говорит, что театр и спектакль - это как бы хорошо организованное общество, где каждый должен смирять свои чувства, свое «я» ради всеобщего и целого блага. Поэтому он против Дюмениль с ее чувственностью. Чтобы каждый спектакль был одинаково хорош, каждый актер должен смирять себя, чтобы целое не развалилось. И вот тут-то мы догадываемся зачем Дидро написал свой «Парадокс…». На самом же деле Дидро интересует ни театр, ни актер, а общество. Через театр, как через метафору, он пытается нам показать преимущество организованного общества. Говорит, что актер с холодной головой, как идеальный гражданин, который смиряет свои эгоистические порывы ради всеобщего процветания.
Здесь же мы видим те же идеи, что и Руссо в его «Юлии, или Новой Элоизе» – идеи жертвы и сострадания ради общей радости. Дидро приходит к той же мысли, что каждый должен жертвовать своими правами, ради всеобщего блага. (Как оркестр – если каждый будет пытаться играть соло, то что в итоге получится?)
Гармония духовного произведения – прообраз общества.
По мнению Дидро, быть культурным, значит творить каждый раз заново, быть комедиантом жизни. Что такое идеальный актер? Если он хочет быть идеальным, он не должен иметь своей собственной сущность, быть «ничем», льстецом по природе, быть «ниткой» поэта (драматурга). Актер должен работать крупно, чтоб все его слышали. Те черты, которые драматург «вынимает» из реальности, актер должен укрупнять. Актер, как кукла, как манекен. Этот образ отсылает нас уже к театру 20 века.
Дидро интерес, потому что он не идет назад. Он берет принципы игры, а не устаревшие атрибуты.