Тема 2. Основы теории культуры
Культура. Понятие и многообразие подходов к определению культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена (деятельностный, аксиологический, исторический, семиотический, символический, идеационный, социологический, игровой, этический, натуралистический, эволюционный, материалистический, психоаналитический и др.). Современные научные представления о культуре. Цивилизация. Формирование антитезы «культура» – «цивилизация». Представления о цивилизациях как стадиях человеческого общества (Л. Морган, Ф. Энгельс). О. Шпенглер о цивилизации как фазе заката, разложения в культурно-исторических типах. А. Тойнби о цивилизациях как культурно-исторических системах. Современные представления о цивилизации как ритме смены коренных преобразований на разных этапах пирамиды общества. Цивилизация как этап поступательного саморазвития человечества: мировая цивилизация. Тождественность и нетождественность понятий цивилизации и культуры. Место и роль культуры в цивилизационном процессе. Перспективы соотношения культуры и цивилизации. Типологизация цивилизаций. Морфология культуры. Закономерности строения культуры. Проблемы происхождения культуры. Структура культуры. Язык культуры. Функции культуры. Специализированный и обыденный уровни культуры. Внутренняя дифференциация культуры. Три основных типа каналов связи между специализированным и обыденным уровнями культуры. Понятие профессиональной культуры. Культурогенез. Микро- и макродинамика культурогенеза. Основные категории культуры: пространство, время, человек – универсальный контекст культуры. Размежевание сакрального и мирского в деятельности и сознании человека. Первые исторические формы культуры. Первобытный синкретизм и преодоление в дальнейшем развитии культуры. П. Тейяр де Шарден о рефлексии культуры. Концепция игровой деятельности человека как источника культуры (Й.Хейзинга). Динамика культуры. Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре. Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Динамика традиций и инноваций. Прогресс и регресс в культурном развитии. Проблема критериев. Эволюция и прогресс как модели социокультурной динамики. Источники и факторы социокультурных изменений. Внутренняя (интровертная) динамика культуры: зарождение, развитие, стабилизация, расцвет, упадок – общий ход линейного, временного развития. Факторы, влияющие на это развитие. Соотношение динамики разных слоев культуры. Внешняя (экстравертная) динамика культуры. Межцивилизационная система связей – влияние, диффузии, межкультурная агрессия. Кризисные процессы и процессы восхождений. Ю. Лотман о характере динамических процессов в культуре: культура и взрыв. Специфика современного кризиса. Модели динамических процессов. Макродинамические процессы культуры. Циклическая модель социокультурных динамических процессов. Идея повторяемости, обратимости в древнекитайской и античной философии. Цикл жизни «культурных организмов» в теории О. Шпенглера. «Круговорот локальных цивилизаций» в концепции А. Тойнби; теория «вызовов» и «ответов». Макроисторические процессы социокультурных циклов смены основных типов культур в динамической модели П.А.Сорокина. Микродинамические модели. Идеи классического эволюционизма. Однолинейный, универсальный и многолинейный типы эволюционных концепций. Г. Спенсер о дивергентности социокультурного процесса. Современный неоэволюционизм. Культура как синергетическая система. Применение синергетики к исследованию процессов социокультурной динамики (М. Каган). Язык и символы культуры. Культура как мир знаков и значений, «символическая Вселенная» (Э. Кассирер). Язык как специфический знаковый способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культурной информации. Социальные функции языка. Классификация языков: вербальные, невербальные, естественные, искусственные. Сущность и виды знаков. Типология знаковых систем культуры. Естественные знаки. Функциональные знаки. Конвенциональные (условные знаки). Вербальные знаковые системы – естественные знаки. Знаковые системы записи. Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс. Понятие символа. Символ как неразвернутый знак. Символичность культуры. Прасимвол. Знак – символ – образ. Символ в науке и в искусстве. Определяющая роль символа в религиозных культурах. Символика религиозного текста. Культурные коды. Понятие культурного кода (Ю.М.Лотман, Ю.Успенский, Р.Барт). Культурные коды в специализированных сферах культуры. Языки различных культур как различные видения мира. Система кодирования культурной информации. Значение в этих процессах архетипа. Система кодирования культурной информации. Социокоды. Культура и философия. Культура и искусство. Культура и религия. Наука и культура. Право и культура. Политика и культура. Межкультурные коммуникации. Принципы взаимодействия культур в международных отношениях. Структура взаимодействия культур в сфере морали, права, науки, художественной культуры, политической культуры и т.д. Уровни взаимодействия культур: между этическими общностями; между нациями; между цивилизациями. Амбивалентность взаимодействия. Механизмы взаимодействия культур: прибавление, усложнение, обеднение, эрозия. Факторы конфликтности, формы подавления, реакция на подавление. Торговля и война как способы взаимодействия. Пути улаживания межэтнических конфликтов; разделение труда, создание межэтнической культуры, самоизоляция, сегрегация. Факторы интеграции этнических групп: степень сходства, интенсивность связей, общий исторический опыт. Рамки межнационального взаимодействия. Общение между цивилизациями как наиболее развитая форма взаимодействия. Зависимость взаимодействия от уровня и периода развития. Колонизация и этнокультурные процессы. Особенности европейского колонизма в сфере культуры в XIX–XX вв. Воздействие колонизации. Эгалитаризм. Европоцентризм. Американоцентризм. Афроцентризм. Транснациональные корпорации и культурная экспансия. Современные тенденции межкультурного взаимодействия. Расширение сферы общемировой культуры. Усиление плюрализма национальных культур. Диалог мировых культур. Концепции и опыт ЮНЕСКО, Европейского сообщества и т.п. Культурные ценности и нормы.Ценностная природа культуры. Понятие культурной нормы и культурной ценности. Классификация ценностей. Эволюция ценностей. Проблема ядра и периферии ценностных систем. Ценностный аспект межкультурной коммуникации Теории ценностей (Э. Дюркгейм, В.Виндельбанд, Г.Риккерт). Релятивистские и антирелятивистские теории ценностей в западной культурной антропологии. Финитные и инструментальные ценности. Ценность в политической экономии (К. Маркс). Ассимиляция ценностей при культурном контакте. Нормы как средство добровольного и осознанного сотрудничества людей. Классификация норм по сферам деятельности. Нормы в поведении, хозяйственной деятельности, политике, языке, художественной культуре. Санкционирование норм. Нормы и право. Нормотворчество и предел нормативности. Нарушение норм и смена стереотипов. Отношение индивида к принятым нормам. Культурные традиции.Понятие традиции. Традиции «как средство стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений». Традиции как интегральное явление: обычаи, ритуалы, обряды, каноны и т.д. Обычаи. Ритуалы. Ритуал и ритуализм. Ритуалистические религии. Ритуализм и социальные инновации. Типы ритуалов по Э. Дюркгейму: аскетические, негативные, имитирующие, коммеративные, пиакулярные (искупительные). Функции ритуалов. Мифы и символические коды. Коммуникативная функция ритуала. Ритуалы и ритуализм в современной жизни. Традиции – канон – стиль. Культурная картина мира.Мировоззренческие универсалии как основание культуры. Специальные картины мира. Взаимодействие картины мира и опыта. Целенаправляющая функция картины мира. Трансляция теоретических знаний в культуре как трансляция в культуре образцов деятельности по решению задач. Картина мира – аналоговая модель – подстановка в модель новых абстрактных объектов (Степин В.С.). Определение культурной картины мира (Гуревич А.Я.). Культурная картина мира Запада. Восточная культурная картина мира. Латиноамериканская картина мира. Африканская картина мира.
Социальные институты культуры.Сущность социальных институтов. Формальные и неформальные социальные институты. Институты культуры и социализации. Институты культуры: семья, образование, наука, художественные учреждения и т.п. Проблемы управления культурой. Основные институты, регулирующие культурную деятельность: государство, церковь, образование, рынок. Интеллигенция и институты управления культурой. Культура и рынок. Влияние коммерциализации на культуру. Меценатство и фонды как формы регуляции культурной деятельности и жизни. Конкурсы. Опыт различных стран в государственной и рыночной регуляции культуры. Современная индустрия культуры. Культурный менеджмент и «шоу-бизнес». Культурная самоидентичность.Самоконцепция как культурный феномен. Идентичность. Типы и формы идентичности. Ритуалы и идентичность. Социальная и личная идентичность. Национальная и групповая идентичность. Инсценирования «Я» и стратегии идентификации. Культурная идентичность Запада. Культурная идентичность Востока. Механизм идентичности. Парадоксы персонификаций. Этноцентризм. Национализм. Грани образа («лицо»): позитивное и негативное. Культурная модернизация.Формирование теории модернизации. Пути преодоления западноцентризма в оценке духовных аспектов развития. Сравнительные теории модернизации (М. Вебер, С. Хантингтон и др.) Концепции «вестернизации». Сущность модернизации. Социально-экономические, политические и социокультурные аспекты модернизации. Основные факторы модернизации. Противоречия модернизационного процесса. Социокультурная многоукладность как отражение противоречий. Варианты взаимодействия традиций и современности: симбиоз как сосуществование разных укладов во взаимноизолированных сферах; модернизация против традиционности и конфликт культур; синтез как приспособление современных элементов культуры к прежнему социокультурному достоянию и преобразование этого достояния. Социальные разрезы культуры переходного общества. Роль социально активных слоев: элиты, буржуазии, рабочего класса и крестьянства в процессах модернизации. Интеллигенция и культура в условиях модернизации общества. Межэтнические конфликты и способы их урегулирования. Модернизация и идеология. Фундаментализм как культурная ориентация.
Тема 3. Культурологическое знание второй половины XIX-XX вв. (Основные научные подходы)
Становление культурологической мысли в европейской философии.Эпоха Возрождения: социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма. "Классическая модель" культуры в европейской философии. Просветительская концепция культуры. Социоцентризм французского просвещения и его концептуализация в понятии "цивилизации". Антропоцентризм немецкого просвещения и понятие "культуры". Культура как проблема европейской философии XIX в. Природа и культура в философии И.Канта. Философия культуры немецкого романтизма. "Эстетическая утопия" Ф.Шиллера. Гегелевская концепция культуры как «образования» (die Bildung). Культурологическое знание второй половины XIX -XX вв.Основные теории в мировой культурологии:теории ранних эволюционистов и абсолютизация принципа непрерывности исторического развития (Г.Спенсер, Э.Тайлор, Л.Морган) и циклические теории развития культуры и абсолютизации дискретности развития культуры (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, П.А.Сорокин, А.Тойнби). Основные культурологические школы XX века и их представители: общественно-историческая школа (концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, концепция морфологии культуры О.Шпенглера, концепция локальных цивилизаций А.Тойнби); натуралистическая школа (психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда, концепция коллективного бессознательного К.Юнга, функциональная концепция Б.К.Малиновского); социологическая школа(концепция социокультурных суперсистем П.А.Сорокина, культурно-аналитическая концепция М.Вебера); символическая школа (теория «символической Вселенной» Э.Кассирера). Концепция игровой деятельности человека как источника культуры (Й.Хейзинга). Концепция «осевого времени» К.Ясперса.