Цвет в ландшафтном дизайне. Освещенность

Еще один закон для ландшафтного дизайнера — это использование освещенности участка — светотени. С помощью светотени подчеркивается выразительность, объемность растительных групп. Различия в характере освещения участка, его построек и т. п. дают определенные светотеневые эффекты.

Поверхность любого тела отражает падающие на него лучи, образуя на земле неосвещенный участок — падающую тень. На той части тела, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень. На освещенной части изогнутой поверхности — от границы собственной тени в сторону света - образуется полутень. Наконец, в самих тенях могут возникать рефлексы свет, отраженный от других предметов. Рефлексы особенно заметны на поверхности блестящих предметов там образуются еще и сверкающие пятна — блики. Эти переходы от света к тени зависят от размещения источника света— перед предметом, сзади от него или сбоку. Цветовые градации светотени зависят от трех причин: общей силы освещения, окраски предметов, густоты тени.

Восприятие хроматическою рисунка на хроматическом фоне (одновременный цветовой контраст)

Когда источник света находится прямо перед объектом (фронтальное освещение), светотеневые переходы выражены слабо, композиция невыразительна. При боковом освещении они выражены ярче, рельефнее: вы замечали, наверное, как вечерние и утренние косые лучи солнца высвечивают фактуру дерева или куста. Контражур (так называется освещение, когда объект находится между источником света и наблюдателем) усиливает окраску листьев и цветов, подчеркивает силуэт дерева и группы растений. Как видите, цвет и свет взаимно влияют друг на друга.

Влияет на цвет и характер освещения (дневное или электрическое). При электрическом освещении красные объекты кажутся более насыщенными, а синие — наоборот.

Существуют различные источники света: лампы накаливания, люминесцентные, натриевые и др. Лампа накаливания делает красный цвет чище и светлее, оранжевый — краснеет. голубой — зеленеет, а синий и фиолетовый приобретают пурпурный оттенок и темнеют. При освещении люминесцентной лампой цвета спектра останутся почти такими же, как при дневном свете. Ртутная лампа делает ярче синий и зеленый цвета, а красный превращает в черный. Если источником света будет натриевая лампа, все цвета, кроме желтого, станут серыми.

Искусственная подсветка в вечернее и ночное время по своему характеру близка к приемам театрального освещения. В ночном освещении создается эффектное чередование света и тени, высвечивается мозаика листьев, рисунок ветвей, преобразуется цвет листвы, газонов, цветников, кроме того, имеются большие возможности получения цветовых контрастов.

Смена естественного освещения в пейзаже происходит непрерывно, фиксировать какой-либо основной эффект мы можем не более чем 25— 40 мин, однако чем длиннее день, тем продолжительнее световые эффекты.

Световой режим различен в разных географических зонах страны. На севере это преимущественно рассеянный, мягкий свет. Туманы, облачные дни смягчают краски цветников, углубляют парковые перспективы. В южных районах страны, напротив, резкие тени, особенно в полдень, усиленная яркость красок создают зрительное сокращение глубины перспектив.

На участке важно определить длину и направление теней, падающих от предметов в течение дня, чтобы знать затененность участка. В практике ландшафтного проектирования пользуются специальными инсоляционными линейками, составленными для различных широт на периоды осеннего и весеннего равноденствия. С их помощью составляются планы расположения падающих теней от деревьев и зданий (существующих и проектируемых) — так называемые эпюры теней. Благодаря этим чертежам можно определить контур, размещение и размеры освещенных участков и их изменение в течение дня * (* Например, для условий Москвы (60" северной широты) дерево высотой 20 м в 8 ч утра имеет тень длиной 40м, в 12 ч дня— 10м, в 17 ч— 68м, в 18 ч— 94 м. Угол падения солнечных лучей принят при этом для данной широты на середину июня.). При ярком солнце способность различать цвета притупляется, особенно теплые тона (красные, оранжевые). На юге глаз различает меньше оттенков, в средней полосе — больше.

Одним из законов ландшафтного искусства является ритм. В ландшафтном дизайне ритм — это повторяемость отдельных элементов и расстояний между ними. Примером могут служить аллеи, цветники, фонтаны. Обычно в ритмических построениях участвуют несколько элементов, при этом устойчивое впечатление ритма возникает при их повторении 5—8 раз. Эмоциональное воздействие ритма нарастает при увеличении числа элементов, но до известного предела, после которого наступает утомление и возникает ощущение монотонности.

Для снижения монотонности необходимо менять расстояние между деревьями, открывая в стороны пространство, включать в ритмический ряд другие элементы дизайна (цветники, фонтаны, скульптуры). Простой ритм из одного вида кустарников может разнообразить включение цветов; можно создать ритм чередования групп, чередуя плодовые деревья с ягодниками и т. п.

Дендрология.

(от греч. dendron - дерево и logos -слово учение),

раздел ботаники, изучающий древесные растения. Объектами изучения современной дендрологии являются различные виды, формы и др. таксоны не только деревьев, но и кустарников, полукустарников, кустарничков, древовидных, кустарниковых и полукустарниковых лиан, стланиковых и подушковидных древесных растений. Дендрология базируется на таких разделах ботаники, как морфология, систематика и анатомия растений, а также тесно связана с экологией и физиологией растений, лесной генетикой и селекцией, почвоведением и лесоведением. Знание биологии и экологии лесообразующих пород служит основой для проведения научно обоснованных мероприятий по повышению продуктивности лесов, усилению их водоохранных функций и созданию новых лесов из хозяйственно-ценных, быстрорастущих и устойчивых к вредителям и болезням местных видов и интродуцентов. Изучение декоративных свойств древесных растений, их санитарно-гагиенической и защитной функций имеет важное значение в озеленении, для очистки атмосферы в городах с промышленными коплексами, при борьбе с шумом. К задачам дендрологии относятся также выявление древесных пород, пригодных для создания лесных насаждений, для облесения эродированных земель и осушенных болот и т. д. Основной объект дендрологии - виды древесных растений. Дендрология детально изучает их морфологические признаки (форма кроны, ствола, строение коры, особенности листьев, почек, цветков, плодов), их различия по характеру роста, цветения, размножения и т. п. Виды древесных растений изучаются в комплексе с др. видами рода, характеризуется их рост в пределах естественного ареала и при интродукции с учетом географического распространения в прошлом.

10. Форма и фактура кроны. Особенности коры и листьев.

Форма (лат. forma) кроны — наружный вид, внешнее очертание — является довольно стабильным показателем декоративности растения, но в наследственных и экологических рамках подвержена определенным сезонным и возрастным изменениям. В зеленых насаждениях красоту кроны чаще используют в их естественном виде (в том числе декоративных форм) с учетом выразительности и длительности периодов высокой декоративности.

Реже применяют (в настоящее время) искусственно сформированные кроны, которым длительным уходом придают необходимую геометрическую форму или создают художественные фигуры (т.н. топиарное искусство). Их используют для украшения преимущественно парадных, чаще регулярных композиций, требующих повышенного ухода. Каждому древесному виду в определенном возрасте присуща своя, типичная форма кроны. Например, у сосны обыкновенной в молодом возрасте, до 10 лет, крона широкопирамидальная, в среднем — широкоовальная, у старых деревьев — зонтичная.

Крона сильно изменяется в зависимости от условий произрастания: плотности посадки, освещенности, направления господствующего ветра, загрязненности атмосферного воздуха и ряда др. причин. Поэтому в делении древесных растений по форме кроны на группы встречаются противоречия.

Фактура кроны – особенность, структура строения поверхности дерева, куста. Фактура кроны зависит от величины листьев и их размещения на ветвях. Например, мелкой фактурой кроны характеризуются самшит, снежноягодник; крупной: катальпа, орех серый, сумах ароматный.

Наши рекомендации