Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации Городского округа город Кумертау

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 1

Городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Автор работы: Юшина Виктория,

учащаяся 11 класса,

Аминова Алина,

Давыдова Екатерина,

Учащиеся 10 класса

МБОУ Гимназии № 1

Научный руководитель:

Фексон Ида Моисеевна,

учитель русского языка

и литературы высшей

категории МБОУ

Гимназии № 1, отличник

образования РБ

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

1. Аннотация ……………………………………………………………………3

2. Цели и задачи ………………………………………………..………………4

3. Методы работы ………………………………………….…….….………….5

4. Обзор литературы ………………………………………….….….…………6

5. Использованная литература…………………………………….………… 8

6. Результаты работы и их анализ:

6.1. Тема любви в рассказах И.А.Бунина ………………………………9

6.2. Роль художественной детали в создании образа любви ………..11

6.3. Роль цвета, звука, запаха в раскрытии образа любви….………15

Многообразие художественных деталей в женском портрете ..20

6.5. «…легче умереть за женщину, чем жить с ней»!

Детали, связанные с мужскими образами ……………………… 23

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая

образ любви …………………………………………………………. 26

7. Заключение ……………………….………………………...…………….. 29

8. Перспективы …………………………..…………………….…………….30

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

По словам Ю.А.Мальцева, «бывшее и воображенное, сознательное и подсознательное, память и прапамять… разнородные мысли, представления, чувства, ощущения – все сливается в удивительном всеединстве, в том огромном, непонятном и таинственном, но ошеломительно прекрасном, что есть Жизнь…» Жизнь порождает многое, но главное – она порождает любовь. Невозможно представить себе жизни без любви и наоборот. Мы живем, чтобы любить и быть любимыми. В отечественной литературе до И.А. Бунина, пожалуй, не было писателя, в творчестве которого мотивы любви, страсти, чувства - во всех его оттенках и переходах – играли бы столь значительную роль. Любовь в его описании поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам – писатель заслуженно считается знатоком истинных человеческий чувств.

Автором работы было проведено литературоведческое исследование, главной целью которого было выявление особенностей образа любви в рассказах И.А.Бунина, роли художественных деталей, помогающих в создании этого образа. Образ любви – это «мозаика», складывающаяся из большого числа компонентов. Как показал анализ произведений Бунина, образ любви включает в себя авторскую характеристику чувств, переживаемых героями, их поступков, будущего, и, безусловно, самое важное место отводится портретам героев. Обращая наше внимание на внешность человека, автор будто зажигает изнутри «свет, который прорывается наружу и делает зримым, видимым то, что скрыто изнутри». Также известна бунинская способность обостренно воспринимать мир чувств, человеческой души через краски, звуки, запахи. Лирическое настроение создается целой массой цветовых и звуковых повторов, как правило, контрастных. Еще один прием, которым умело пользуется писатель, – это организация пространства и времени. Были выявлены и другие приемы, позволяющие И.А.Бунину создавать яркий, неповторимый образ любви, например, пейзаж, создающий определенный фон, на котором автор изображает влюбленных, манера поведения героев, события, влияющие на их судьбу, взгляды на любовь. Автором работы анализировались 2 основных вида деталей, имеющих различные композиционные роли: повествовательные детали, указывающие на движение, изменение, и описательные детали, изображающие картину, обстановку и т.п. Очень интересными оказались наблюдения за женскими и мужскими портретами.

Материал исследования представляет практический интерес для учащихся старших классов. Он может быть использован на уроках литературы и занятиях спецкурсов.

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

       
  Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru   Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru
 
  Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru
    Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru
 

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

       
  Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru   Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

Выньте Бунина из русской литературы,

и она потускнеет, лишится живого

радужного блеска и звездного сияния.

М. Горький

Художественные произведения всегда тесно связаны с биографией писателя, его мировоззрением, имеющее большое значение для понимания идейно-художественных особенностей литературных текстов. И.А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. Бунин – фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его творчество перекликается с концепцией модернистов о трагичности человеческой страсти, и на первый план выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Создавая свои произведения, писатель стремился вернуть русской литературе ее драгоценнейшие черты: глубину, серьезность простоту, благородство, прямоту. Бунин шел своим собственным путем, не примыкал ни к каким модным литературным течениям или группировкам, по его выражению «не выкидывал никаких знамен» и не провозглашал никаких лозунгов. Критика отмечала мощный язык Бунина, его искусство поднимать мир в поэзии и прозе.

Большая заслуга Бунина состоит в том, что он в своем творчестве обратился к теме любви, теме, во многом опошленной современной ему литературой, и вернул ей высокое звучание. По убеждению Бунина, любовь – некий высший, напряженный момент бытия; подобно зарницам в ночи, она озаряет всю жизнь человека. «Интересно, что из сказанных когда-то Толстым слов Бунину запомнилось именно эти: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его – цените их, живите ими». Таким зарницам счастья, таким прекрасным мгновениям, озирающими жизнь человека, Бунин, как известно, считал любовь. «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь», – выписывает Бунин слова Андрея Болконского из «Войны и мира» [1].

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена», – эти слова из сборника «Темные аллеи» (1946) могли бы повторить все «герои-любовники» у Бунина. При огромном разнообразии индивидуальностей, социального положения и т.п. они живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. «Бунин с его мощным подсознанием, тончайшей чувственностью и почти ясновидческой интуицией, которой бывают одарены скорее религиозные мистики, чем художники, сумел передать как раз то, что, по его словам, «никак нельзя уловить и выразить». [3]

Следует отметить, что автор на первый план ставит женщину, так как, по его словам, женщина играет главную роль, и достаточно откровенно описывает интимные подробности «Вот одна из многих записей, свидетельствующая об этих «муках»: «…то дивное, несказанно-прекрасное, нечто совершенно особенное во всем земном, что есть тело женщины, никогда не написанное никем. Надо найти какие-то другие слова» [1]. И он всегда умел найти эти другие слова. Подобно художнику, живописал он Красоту, воплотившуюся в женщине во всей грации и гармонии данной ей природою форм, линий, красок. Женщины вообще играют в его рассказах главную роль, они обладают необычайной душевной красотой, способны одарить несказанным счастьем и пронести свою любовь всю жизнь. Их характеры типично русские, да и истории любви почти всегда разворачиваются в старой России. Мужчина, как правило, – лишь фон, оттеняющий характеры и поступки героинь.

Почему герои в рассказах Бунина всегда расстаются? Возможно, писателю не хотелось говорить о празднике любви, превращающемся в будни [2]. Возможно, в разлуке и «есть высокое значение», только в таком случае любовь остается где-то в сердце на всю жизнь, поэтому в рассказах Бунина, какой бы сильной не была любовь, финал всегда печален. Любовь-страсть приводит человека к опасной черте, независимо от того, какое у него социальное положение.

Понимание любви как страсти, захватывающей все помыслы человека, все его потенции, духовные и физические, было свойственно Бунину на протяжении всего творчества, именно в этом смысле раскрывалась тема любви в рассказе «Маленький роман» (1909 год). Чтобы любовь не исчерпала себя, не выдохлась, необходимо расстаться – и навсегда. Если этого не делают сами герои, в ход вмешивается судьба, рок, можно сказать, во спасение чувства убивающей кого-то из возлюбленных. Возможно, писатель и сам до конца не смог разгадать эту жизненную тайну. И так что же такое любовь? Солнечный удар, сон, томленье духа или благодать? Великий поэт-философ Саади писал: «Прекрасно все в любви – несет ли нам // Страдания она или бальзам. // Страданья ради истинной любви // Блаженством, о влюбленный, назови».

Созданные много лет назад, рассказы И.А. Бунина и сейчас волнуют, трогают, побуждают к сочувствию, потому что предметом их, по словам автора, является «вечна, вовеки одинокая любовь мужчины и женщины, ребенка и матери, вечные печали и радости человека, тайны его рождения, существование и смерти.

Новый материал ????????????????

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

1. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. «Темные аллеи». ??????????????????7

2. Головко Н. От слова к словесности. Анализ художественного текста./ Литература.-1998.- № 25.- с.6.

3. Зиятдинова А. И.А.Бунин. «Легкое дыхание»: мастерство художественной детали. / Литература.-2002.- № 30.- с. 13.

4. Иванов Н.Н. Мир, недоступный смерти. О тайном и явном в прозе И.А.Бунина. // Литература в школе.-1999.- № 1.- с.42.

5. Мурзо Т.Е. В соавторстве с классиками. Постигая тайны творческой лаборатории писателя. // Русский язык и литература в украинской школе.- 1990.- № 9.- с. 24.

6. Перчаткина Ю. «Любовь, похожая на сон…» Рецензия на рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар». / Литература.-2000.- № 14.- с.2.

7. Петрова Т.С. Рассказ И.А.Бунина «Поздний час» (Опыт интерпретации). // Русский язык в школе.-1998.- № 5.- с.64.

8. Ранчин А. Дама без собачки: чеховский подтекст в рассказе И.А.Бунина «Солнечный удар». / Литература.-2002.- № 30.- с.17.

9. Романичева Е.С. «Талант красивый, как матовое серебро». К изучению творчества И.А.Бунина. XI класс. // Литература в школе.-2000.- № 7.- с. 26.

10. Саакянц А. из книги И.А Бунина. ??????????????????????????????????

11. Суродеева Т. Всякая любовь – великое счастье. О рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи». / Литература.-2001.- № 12.- с.4.

12. Фексон И.М. Уроки творчества: Учебно-методическое пособие для учащихся старших классов, абитуриентов, студентов гуманитарных факультетов и учителей-словесников / Под редакцией А.С.Тумановой, доцента Уфимского государственного института сервиса, кандидата филологических наук. – Уфа, 2005. – 175 с.

13. Шушакова Г.В. «А счастье всюду…» Тропа к Бунину. XI класс. // Литература в школе.-1999.- № 1.- с.70.

14. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И.Бунина («Чистый понедельник» и «После бала»). / Литература.- 1998.- № 1.- с.5.

??????…………….. «Любовь должна быть трагедией!» Своеобразие повести Куприна. / Литература. – 2002. – № 8. – с. …????????

Новый материал

Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru Пейзаж как художественная деталь, раскрывающая - student2.ru

1. Тема любви в рассказах И.А.Бунина

В творчестве И.А.Бунина была одна тема, которой он не только не опасался, но и прибегал к ней на протяжении всей своей творческой жизни. Он был в полном смысле как бы зачарован ею – речь идет о любви. Именно бунинские рассказы о любви воплощают в себе всю полноту человеческих чувств. Здесь, в области, полной невыраженных оттенков и неясностей, его дар находил достойное себе применение. Он описывал любовь во всех состояниях, умел найти её даже там, где её еще нет. Каждое его произведение состоит из отдельных кусочков, эпизодов и, если собрать их воедино, мы увидим такое описание любви, какого нет ни в одном произведении других авторов.

Любовь в описании Бунина поражает подчиненностью неведомым человеку внутренним законам. Нечасто прорываются они на поверхность: большинство людей не испытывают этого прекрасного чувства. Такое отношение к любви придает его произведениям романтический отсвет. Впрочем, автор ничего не прощает своим героям: ни малейшей пошлости, ни физического несовершенства («Руся», «Темные аллеи», «Ворон», «Грамматика любви», «Натали»).

Понимание любви как страсти, захватывающей все помыслы человека, все его потенции, духовные и физические, было свойственно ему на протяжении всего творчества, и в этом смысле рассказ «Маленький роман» принципиально не отличается от позднейшего «Солнечного удара». Автор считает: чтобы любовь не исчерпала себя, не выдохлась, необходимо расстаться – и навсегда. Если этого не делают сами герои, в ход событий вмешивается судьба, которая их.

Необычайная сила и искренность чувств свойственны героям бунинских рассказов. В Солнечном ударе» отсутствует какая бы то ни было пошлость. «Даю вам честное слово, – говорит она поручику, – что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…». Бунин не собирается оправдывать какими-то высокими чувственный порыв своего поручика, напротив, он даже подчеркивает «скромность» его желаний. Дорожное приключение перерастает в большое чувство, которое силой слова передается и читателю. Трудно отыскать рассказ, который в столь сжатой форме и с такой силой передавал бы драму человека, познавшего вдруг подлинную, слишком сильную и счастливую любовь.

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена», – эти слова из сборника «Темные аллеи» могли повторить все герои бунинских рассказов. При огромном разнообразии личностей, социального положения и т.п. они живут в ожидании любви, ищут ее, а когда находят, чаще всего гибнут.

В нашей отечественной литературе до Бунина, пожалуй, не было писателя, в творчестве которого мотивы любви, страсти, чувства во всех его оттенков и переходах играли бы столь значительную роль. Бунин не знает себе равных в этой таинственной области. Любовь ровная, тихое горение, безбурное счастье, полностью отвергаются как автором, так и самими героями.

Любовь в «Легком дыхании» заканчивается, даже не успев начаться. Писатель отказывает ей в способности длиться в семье. Короткая ослепительная вспышка, полностью озаряет души влюбленных, приводит их к определенной черте, за которой – гибель, самоубийство, как у Тютчева:

Союз их кровный, не случайный

И только в роковые дни

Наши рекомендации