Ассоциативно-образное значение цвета

Среди восприятий цвета, есть целый ряд, связанный с ассоциативным мышлением. Так оранжевый, желтый, красный цвета аффективно напоминают тепло, а объективно связаны с впечатлениями жизни и, соответственно, напоминают восход и закат солнца, огонь, горячий песок. В свою очередь синий и голубой цвета вызывают в воспоминании и представлении ясное небо, горизонт, уходящие дали, спокойную, ясную гладь воды. Иногда - тени в солнечный зимний день, лед. Поэтому и восприятие цвета вызовет соответствующие ассоциации и впечатления. Синий и голубой цвета будут ассоциироваться со спокойствием, красный и оранжевый с напряжением, энергией.

Принято считать, что светлые цвета вызывают более веселое восприятие, темные более серьезное, задумчивое, иногда даже печальное, теплые цвета в определенной степени эмоционально возбуждают, холодные, напротив, успокаивают.

Красный цвет символизирует огонь, солнце, кровь. Красный цвет, осветляясь и смягчаясь, превращается в розовый цвет, и является символом спокойной и безмятежной жизни.

Черный цвет, исключающий и цвет, и свет, символизирует смерть и печаль.

Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете видел в чистом красном цвете высокое благородство и серьезность, так как он, считал, что красный цвет объединяет в себе все остальные. Красный цвет обладает свойством величавого спокойствия. Желтый цвет Гете считал веселым и слегка очаровывающим, а синий « очаровательным ничто», пустым и холодным, выражающим противоречивое ощущение спокойствия и побуждения. Гете утверждал, что все цвета находятся между двумя полюсами: желтого (цвет, наиболее приближающийся к дневному свету) и синего (цвет, который несет в себе оттенок темноты). Гете подразделял цвета на положительные цвета или активные и отрицательные или пассивные. К активным цветам он относил желтый, красно-желтый (оранжевый), желто – красный (киноварь, сурик). Отрицательными или пассивными называл синий цвет, красно-синий (фиолетовый). Отрицательные или пассивные цвета спокойное, безмятежное и даже иногда тоскливое настроение, тогда как положительные создают оживленное, приподнятое настроение. Желто-красный цвет, по мнению Гете, производит невероятный шок и прямо-таки кидается в органы зрения. Красно-желтый цвет более подходит для глаз и дает « чувство теплоты и наслаждения». Сочетание красного с синим цветов не оживляет, а создает чувство беспокойства. При восприятии красно-желтого цвета человек чувствует потребность в дальнейшей активности. Вообще, по мнению Гете « цвета действуют на душу; они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют».

Существуют общие мнения на тему ассоциативности цветов.

Красный цвет- цвет огня и крови, цвет тепла.

Красный цвет- цвет жизненности и действия, цвет жизнерадостный. Он имеет влияние на настроение людей, повышая жизненную энергию.

Желтый цвет - солнечный цвет. Успокаивающий цвет, по некоторым исследованием, самое веселое настроение при восприятии желтого цвета.

Фиолетовый – благородный цвет, вызывающий печаль, грусть и ассоциации такого рода.

Коричневый цвет - не будоражащий, однако вызывающий депрессивные ассоциации.

Интересное психологическое воздействие имеют холодные цвета. Они, особенно голубой цвет, создают ощущение увеличенного пространства.

Физиологическое воздействие цвета

Мастера эпохи Возрождения считали, что основные и базовые цвета связаны с природными стихиями. Так белый цвет олицетворяет свет, черный- тьмы, а четыре цвета - четыре стихии: голубой - воздух, зеленый воду, желтый цвет-землю, красный-огонь.

Современные исследования показывают, что человеческий глаз наиболее хорошо приспосабливается к монохроматическому цвету. Наименее утомительный при всех условиях свет - белый. В свое время во Франции был произведен такой опыт. Грудной ребенок лежал лицом к стене, на которой были обои с очень большими красными цветами. Он плакал очень часто. Когда же, на стену была помещена белая бумага, на всем поле зрения ребенка, плач прекратился. Значит цвет действительно, в данном случае, « бил в глаза».

Высказывались соображения, что холодные оттенки, когда их воспринимает человек, могут способствовать сокращению сердечного ритма, даже некоторому понижению температуры. Теплые цвета могут тонизировать сердечно - сосудистую и пищеварительную систему. Слишком темные цвета и оттенки могут способствовать беспокойству и возникновению головных болей.

По данным некоторых исследований стало известно, что цвета могут воздействовать и на морскую болезнь, особенно в самолете. Коричневые и желтые тона неблагоприятны, зеленый и светло-синий успокаивают и даже предотвращают рвоту. В медицине стала использоваться цветотерапия.

Сущность колористики.

«Колорит (от латинского color - цвет, краска) в искусстве система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющееся эстетическим претворением сложного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эстетической эмоциональной выразительности, компонентом художественного образа». Такое определение дает Популярная художественная энциклопедия.

Колориметрия.

Название - колориметрия происходит от слов «color» цвет и «метрия» измерять.

Основы колориметрии были заложены еще в XVII веке. Колориметрия или метрическая система цветов есть физическое выражение цвета и определение его в соответствующих величинах.

Первичные цвета

Есть версия, что мысль о цветовом круге пришла ученику Парацельса, который построил некое подобие диаграммы цветов, которые он наблюдал в результате нагрева металла.

В своей книге «Оптика» И.Ньютон располагает цвета спектра в виде круговой диаграммы. В ней размер каждого сегмента обозначал соответствующий объем цвета. Еще за два года до исследований И. Ньютона, другой английский физик Роберт Бойль писал, что только три цвета являются « простыми» цветами.

Уже в двадцатые годы восемнадцатого столетия немецкий художник Кристоф Леблон сформулировал принципиальное отличие смешения пигментов и синтеза световых волн. Смешение пигментов дает черный цвет, а синтез цветовых волн белый. Его открытия легли в основу современных знаний о цвете.

Три луча трех основных цветов - красного(R) red, rouge., зеленого(G) green, (V) vert, синего (B) blue, blue и могут быть соединены в один.

RGB (англ.), RVB (фр.)-названия цветового режима, основанного на подобном эффекте.

R=7000Å, G= 5461Å, B=4358Å. Можно вывести определенное уравнение:

С= rR+gG+ bB .С (цвет). Сумма координат равна единице. r+g+b=1 Эти три координаты можно поместить вдоль трех ортогональных осей.

0R =0G=0B

Величины на осях R,G,B определяются как величины R,G,B и дают вмесие белый цвет энергии W

W= Ассоциативно-образное значение цвета - student2.ru

В книге « Цвет в восприятии человека» Морис Дерибере приводит треугольник Максвелла (1860г.) основанный на трех первичных раздражителях глаза: красном, синем и зеленом. Три вершины соответствуют трем длинам волн. R=7000Å, G= 5461Å, B=4358Å.

Геометрически можно показать, что все точки треугольника RGB (0R =0G=0B) представляют трехкомпонентную единицу, потому что сумма координат всегда равна единице.

Ассоциативно-образное значение цвета - student2.ru Аддитивный синтез цвета. Ассоциативно-образное значение цвета - student2.ru Ассоциативно-образное значение цвета - student2.ru

Субтрактивный синтез цвета.

Три основных цвета: пурпурный, голубой, желтый, получаемые, в результате смешения пигментов.

Ассоциативно-образное значение цвета - student2.ru

Цветовой круг. Учебная работа

Наши рекомендации