Культура ХХ в. и современность

1 Основные тенденции в развитии культуры ХХ века. Кризисные явления в культуре начала XX века. Социально-экономические процессы ХХ в. (индустриализация, урбанизация, демографический взрыв, экологические кризисы), их воздействие на культуру. Научно-техническая революция и ее влияние на изменение типа мышления. Актуальные проблемы современной культуры.

2 Неклассическое видение мира в искусстве ХХ века. Художественные течения, школы, направления.

а) Авангардные явления художественной культуры ХХ в. Культурно-исторические корни, периодизация, классификация, эстетические программы. Фовизм (А.Матисс), кубизм (П.Пикассо), абстракционизм (В. Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Неоавангардистские течения в художественной культуре 60-80-х гг. ХХ в. (оп-арт, поп-арт, конструктивизм, гиперреализм, концептуализм).

б) Феномен постмодернизма в искусстве конца XX в. Специфика постмодернистской эстетики, основные приемы творчества.

3 Особенности развития русской культуры XX в.

а) Идейно-художественные искания русской культуры начала XX в. (символизм, акмеизм, футуризм: художественно-эстетические программы и манифесты, творчество, жизнетворчество).

б) Русская культура советского периода: темы, мотивы, образы тоталитарного искусства.

в) Культура русского андеграунда 60-80-х гг. ХХ в.: осознание жизни советского «социума» как кошмара, абсурда, воинствующей пошлости. Эстетический нигилизм, активные поиски новых изобразительных форм.

г) Характерные особенности отечественной рок–культуры: генезис, специфика, идейная направленность, стили, сквозные мотивы и образы в творчестве рок– поэтов А. Башлачева, В. Цоя, Д. Сухарева, А. Бутусова и др.

4 Художественные тенденции в культуре рубежа XX – XXI в.

Задание: подготовить мини-доклады на темы:

1 Современное искусство как антиискусство.

2 Виртуальное пространство и формирование киберкультуры.

3 Перфоманс в современной культуре.

Литература

1 Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995. – 575 с.

2 Культурология. XX век: словарь-справочник: в 2 т. / под ред. С.Я. Левита. – СПб. : Университетская книга; «Алетейя», 1998. Ст. «Авангард», «Символизм», «Акмеизм», «Футуризм», «Абстрак­ционизм», «Кубизм», «Сюрреализм», «Культура XX века». «Постмодер­низм», «Кризис социокультурный».

3 Власов, В.Г. Стили в искусстве: словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. – СПб.: Альфа-М, 1995. – 672 с.

Дополнительный список литературы

1 Дунаев, М. Роковая музыка / М. Дунаев // Наш современник. – 1988, №1. с. 165.

2 Ильин, И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. – М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения), 2001. – 340 с.

3 Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.

4 Крючкова, В.А.Антиискусство: теория и практика авангардистских движений / Т.В. Ильина. – М. : Изобразительное искусство, 1985.– 302 с.

5 Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века / М. Г. Неклюдова. – М. : Искусство, 1991.– 391 с.

6 Поспелов, Г.Г. Русское искусство начала ХХ века. Судьба и облик России / Г. Г. Поспелов. – М. : Наука, 1999.– 128 с.

7 Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д. В. Сарабьянов. – М. : Изд-во МГУ, 1993.– 687 с.

8 Полевой, В. Малая история искусств. Искусство XX в. / В. Полевой. – М. : Искусство, 1991. – 304 с.

9 Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда / В.С. Турчин. – М. : Изд-во МГУ, 1993. – 248 с.

Занятие 11

Феномен массовой культуры

1 Концепции массовой культуры – критики (Х. Ортега-и-Гассет, Д. Макдональд) и апологеты (Л. Уайт, В. Беньямин).

2 Социально-исторические условия формирования массовой культуры:

а) индустриализация и урбанизация, упадок традиционной культуры;

б) развитие средств массовой коммуникации и информации;

в) формирование массового человека и массового сознания (атомизированный индивид и «самодовольная усредненность»).

3 Специфика продукции массовой культуры:

а) общедоступность, занимательность, жесткий синтаксис;

б) мифологический характер масскульта (мифы Успеха, Золушки, Старины и т.д.).

4 Основные направления и проявления массовой культуры:

а) индустрия «детства» (детская литература, игрушки, мультфиль­мы и др.);

б) средства массовой информации;

в) система государственной идеологии и пропаганды;

г) массовая национальная мифология, политические движения;

д) система организации стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия);

е) индустрия досуга;

ж) индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида.

Литература

1 Массовая культура : учеб.пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая[ и др.] – М.: Альфа-М., 2004. – 304 с.

2 Основы культурологии : учеб.пособие / отв. ред. И.М. Быховская. – М.:Едиториал УРСС, 2005. – 496 с. Раздел III.4 «Массовая Культура в контексте современных социальных процессов». – С. 294–313.

3 Руднев, В.П.Словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. – М.: Аграф. 1997. – 384 с. ст. «Массовая культура».

4 Шендрик, А.И. Социология культуры: учеб.пособие / А.И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с. Раздел III.2,3. – С.290–352.

Дополнительный список литературы

1 Кириллова, Н.Б. Мифотворчество в медиакультуре // Общественные науки и современность. – 2005. – № 3. – 155-165 с.

2 Луков, В.А. Особенности субкультур в России // Социологические исследования. – 2002. – № 10,– С. 79.

3 Мид, М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями / М. Мид // Левикова, Л.И. Молодежная субкультура : учеб.пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – С. 483-499.

4 Никитина, И.В. Искусство и обыденное сознание в социокультурной реальности современной цивилизации // Общественные науки и современность. – 2005. – № 3, – 45– 63 с.

5 Ортега–и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега–и–Гассет // Антология культурологической мысли // сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов – М. : Изд-во РОУ, 1996.–384 с.

6 Симонов, А. Эстетические стереотипы в рекламе / Э. Симонов // Рекламные технологии. – 2005. – № 6–7.

7 Флиер, А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. – 1998. – № 6. – С. 139 – 148.

Занятие 12

Наши рекомендации