Культурология как наука
Культурология – это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека. Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 – 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология». В частности, он ссылался на высказывания Пуанкаре, отмечавшего, что до введения термина «температура» (наряду с понятием «теплота») невозможно было полностью понять и осмыслить природу термических явлений.
По мнению Уайта, именно термин «культурология» призван выразить отношения между человеческим организмом и культурой (т.е. природной средой и искусственной).
«Отцом» культурологии по праву считается английский этнограф и историк культуры Эдвард Тайлор, его книга «Первобытная культура» до сих пор является эталоном культурологического исследования.
Кроме этого, большой вклад в развитие культурологии внесли зарубежные ученые: английский религиовед и этнолог Д. Фрезер, франко – немецкий мыслитель – гуманист А. Швейцер, испанский философ Х.Ортега-и-Гассет. О. Шпенглер, нидерландский историк культуры Й. Хейзинга, американские культурологи: Д. Белл, А. Кребер, К. Клакхон и многие другие.
В нашей стране интерес к общей теории культуры сформировался в 50-е годы ХХ века, а уже в 60-е появились специальные работы.
К середине 70-х годов их число резко возросло, и в настоящее время наука, получившая название «культурологи» я переживает период своего расцвета. Появляются новые направления в науке: культурфилософия, культурфутурология, социальная культурология, информационная и прикладная культурология. Среди многих имен отечественных ученных, назовем наиболее значительные: С.С. Аверинцев, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, Ю.А. Жданов, Н.С. Здобин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, М.С. Ким, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.
Бурное развитие теории молодой науки – культурологии силами зарубежных и отечественных ученых способствовали ее формированию как новой научной отрасли.
В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:
Первый – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру с позиций истории, социологии, философии и т.п.
Второй – представляет культурологию как раздел какой-либо фундаментальной науки, например философии. Действительно, философия также изучает проблемы культуры, но этот подход ограничивает ее изучение, т.к. им не исчерпывается все содержательное многообразие культуры, а лишь с сущностной позиции.
Третий – рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину, обладающую своим статусом среди гуманитарных наук.
Этот статус определяется предметом изучения и методом исследования, т.е. наличием своей собственной парадигмы (парадигма – это образец или эталон, а в нашем случае методологическая модель науки). Главное в ней – выделение предмета науки.
Предмет культурологии можно обозначить как культуротворческую деятельность человека в мировой и отечественной истории.
Выделяют следующие этапы развития кудьтурологии:
Первый – до научный этап содержит себе ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, т.е. цикличности культурно – исторического процесса. Определим его окончание возникновением науки нового времени (середина 17 в.)
Второй – научно – исторический этап продолжался до середины 19 века. На этом этапе еще не делается четкого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно: стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей.
Третий – научно-философский этап (современный) – сохраняет и углубляет исторический подход в изучении культуры, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. Происшедшее накопление исторических сведений о культурных явлениях предполагает их систематизацию и обобщение, определение ведущих тенденций и закономерностей развития культурно-исторического процесса.
Эти этапы развития науки с антропологических позиций, можно представить как возрастные периоды становления человека: детство, юность, зрелость.
Культурология как наука развила свой понятийный аппарат, целую систему терминов.
Ключевое понятие в ней – «культура», которое более подробно будет рассмотрено во втором вопросе лекции. На основе термина «культура» образуется целая группа других, вполне самостоятельных понятий: ценности культуры, структура культуры, функции культуры, культурная среда, социокультурная ситуация, культурный человек и многие другие. Терминосистема культурологии складывается под влиянием развивающейся методологии исследования культуры.
Понятие культуры
Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии.