Культура Древних славян (IX - начало XIII вв.)
Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу первого тысячелетия н.э. К VI в. произошло выделение восточной ветви славян, сумевших создать основы того государства, которое имело высокоразвитую культуру уже к 862 г. - моменту начала княжения в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюриковичей. Новгородский период является важнейшим этапом в культуре дохристианской Руси, временем начала становления древнерусской государственности. Происхождение Рюрика остается спорным. На основе "норманнской концепции" он являлся варяжским князем, приглашенным на княжение из-за неспособности русских князей справиться с междоусобицей: "Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, придите княжить и владеть нами…". Концепция эта сформировалась в XVIII в. усилиями находившихся на службе в России немецких историков и во многих отношениях представляется неубедительной. Тогда же, в XVIII в., сформировалась и "славянская
концепция" происхождения Рюриковичей, которую активно поддержал М. В. Ломоносов: Рюрик являлся западнославянским князем, прямым потомком легендарного новгородского правителя Гостомысла, который выступил с инициативой пригласить на княжение в Новгород сына своей младшей дочери из-за отсутствия преемников по мужской линии. Известно, что уже задолго до начала Киевского периода на Западе Русь называли Гардарикой - древнескандинавское название Руси, в переводе означающее "страна городов и замков". Она занимала место на перекрёстке различных торговых и культурных путей как с Востока на Запад, так и с Севера на Юг, из "варяг в греки". Д. С. Лихачев даже предложил называть Древнюю Русь не Евразией, а Скандивизантией, подчёркивая тем самым преимущественную роль Византии в культурно - экономическом состоянии государства. Русь уже тогда была государством с рыночной экономикой, ведущим активную внешнюю торговлю, в отличие от западноевропейских феодальных государств, экономика которых основывалась на "натуральном хозяйстве". То, что стало характерным для Западной Европы лишь в готический период средневековья, на Руси просматривалось гораздо раньше: активизация городской культуры, массовое, изысканное, хотя и деревянное, градостроительство, дощатые мостовые, обилие общественных мест (рынки, торговые ряды, постоялые дворы, ремесленные мастерские и т.д.), большое количество ремёсел и народных промыслов, продуктами которых велась активная торговля. По многим показателям Древняя Русь в IX-X вв. уступала лишь Византии и Арабскому Халифату, значительно опережая империю Каролингов и другие западноевропейские территориальные образования. Известно, что чрезвычайно разнообразной была народная культура дохристианской Руси (загадочная "Велесова книга", древнейшая из сохранившихся литературных произведений древних славян, предположительно написанной новгородскими волхвами в IX в. и содержащей существенные сведения о дохристианской культуре Руси). Развивалась народная устная поэзия: заговоры, песнопения (охотничьи, пастушеские, земледельческие, воинские, свадебные, поминальные и т.д.), пословицы, поговорки, сказки. Особое место в устном народном творчестве занимали "старимы" - былинный эпос. Несомненно, что к моменту перенесения Вещим
Олегом столицы из Новгорода в Киев (приблизительно 882 г.) культура Древней Руси уже имела вполне своеобразные и весьма существенные формы. Для мировоззрения древних славян был характерен антропотеокосмизм, т.е. нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного. Для них мир был никем не созданным вечным живым огнём, мерно потухающим и вновь загорающимся. Свято верили в духов, населявших окружающий мир и сопровождавших человека от его рождения до смерти, в непрерывную борьбу в природе светлых и темных сил. Подтверждение этому находили в круговороте времен года. Его исходной точкой было наступление нового года - рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян название "коляда". Для новогоднего гаданья об урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг - символ 12 месяцев. Весна начиналась циклом праздников, посвященных солнцу. На масленицу провожали соломенное чучело зимы, жгли просмоленное колесо - символ солнца, пекли блины - еще один солнечный символ. Прилет птиц отмечали приготовлением обрядового печенья, "жаворонков". Лето встречали в русальную неделю веселыми свадьбами с песнями в честь Лады и Леля - покровителей любви. На разных этапах исторического развития восточные славяне поклонялись различным богам, олицетворявшим важнейшие силы природы. Постепенно сложился большой пантеон божеств, в разной степени популярных в различных местностях. Одним из важнейших в доперуново время был Святовит - бог войны. Популярностью пользовались Сварог - бог огня небесного; сын Сварога - Даждьбог - бог света и солнца, податель всех благ; Стрибог - бог ветра; Волос (Велес) - бог - покровитель скота; Мокошь - женское божество плодородия и домашнего хозяйства и др. Солнечные боги у разных племен носили и другие имена - Ярило, Хорс, Кострома, Купала. Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы -жрецы языческой религии - приносили жертвы богам и совершали другие обряды.
Автор сказания "О письменах" Храбр (рубеж IX-Х вв.) отмечал, что пока славяне были язычниками, они использовали "черты" и "резы", при помощи которых "чтаху и гадаху" (читали и гадали). Для записи более сложных текстов применялась так называемая "протокириллица" (запись славянских слов с помощью греческого алфавита). О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры сообщают арабские и немецкие источники IХ в. Полагают, что при создании славянской азбуки братья-миссионеры Кирилл и Мефодий использовали древнерусские письмена. Первоначально во второй половине IX в. ими был создан глаголический алфавит (глаголица), а на рубеже IX-Х вв. появилась кириллица, разработанная учеником Кирилла, Климентом. Кириллица получила на Руси широкое распространение, 픇 том числе и среди простых горожан. Об этом говорят берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове, Смоленске, а также надписи на стенах, сохранившиеся в храмах Киева, Новгорода и других городов. На рубеже X и XI вв. начался интенсивный процесс христианизации Руси. Владимир Красное Солнышко - князь новгородский и киевский, который ввёл на Руси в качестве государственной религии христианство, принял в 988 г. крещение в городе Корсунь (Херсонес). Как известно, византийский христианский культ оказал эстетическое воздействие на славян Древней Руси. Послы сообщали Владимиру, что во время византийской службы "не знаешь, на небе ли ты или на земле: так хорошо! Там сам Бог пребывает с людьми. Не забыть такой красоты!" Мистическая красота византийского богослужения очень напоминала изощрённую театральность культовых языческих празднеств. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, огни Перуна, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились огню-Сварожичу, справляли буйные праздники. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Даже шедевры древнерусского христианского искусства обнаруживают глубокое родство с наследием архаики: заставки-инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптурные орнаменты соборов, мелодический строй церковных песнопений. Крещение способствовало стремительному развитию страны, созданию уникальной православной художественной культуры. Приглашенные из Византии мастера строят каменные храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой, иконами, а рядом с ними работают славяне, которые учатся неизвестному ранее мастерству. Уже следующее поколение будет возводить сложные сооружения в городах, почти не прибегая к помощи иноземцев. Распространяются знания и грамотность. Организуются школы, в которые Владимир под плач матерей собирает детей. Киевская Русь начинает чеканить золотую монету. Но самобытный характер культуры, заключающийся в примате эстетического момента над философским, эмоционального над рациональным, остался неизменным. "Умозрением в красках" называют иконы. Мысль, идея передавались преимущественно через яркие художественные образы. При Ярославе Мудром, одном из сыновней Владимира, началось систематическое "учение книжное" детей "нарочитой чади", были созданы первые школы для девочек. Известно, что на Руси было много широко образованных женщин. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV-XVI вв. Писали чернилами и киноварью, используя вплоть до XIX в. гусиные перья. Текст подавался в одну строку без словораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под титлами. Почерк XI-XIII вв. в науке называется уставом в силу своего четкого, торжественного характера. Древнерусская книга - это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тиснёной кожей. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы Остромирово евангелие (XI в.) и Мстиславово евангелие (XII в.). Древнерусская культура быстро становится христианской культурой. На Руси возникают целые города - памятники православного искусства, о которых современный человек может говорить как о городах-заповедниках: Суздаль, Владимир, Ростов Великий и др. Значительное византийское влияние не приводило к тому, что древнерусская культура
превращалась в копирование византийской, а Киев - в некий филиал Константинополя. Об этом свидетельствует оригинальная литература Киевской Руси, в частности "Слово о полку Игореве" - произведение, не имеющее аналогов в византийской литературе и отличающееся от западных эпических поэм. София Киевская немыслима без Софии Константинопольской, но она же свидетельствует и о различии двух культур. Константинопольская София имеет форму базилики с одним громадным куполом. Киевская - форму крестово-купольного храма с малыми куполами вокруг центрального купола, многокупольное завершение свидетельствует о связи с деревянным дохристианским зодчеством. К оригинальным чертам Софии Киевской следует отнести широкое использование, наряду с мозаикой, фрески на светскую тематику. Западных послов, купцов, воинов поражали размеры столицы Руси, великолепие ее дворцов и храмов. Сообщаемые ими сведения о Киеве находили обобщенное отражение в западных хрониках и космографиях. Адам Бременский, известный географ XI в., назвал Киев "соперником Константинополя и лучшим украшением греческого мира". Среди письменных памятников первое место принадлежит летописи. Летописание возникает в X в., продолжается до XVII в. Летописи, вид древнерусской повествовательной литературы, не перечисление исторических фактов, в них отражается широкий круг представлений и понятий, это памятники общественной мысли, они содержат научные сведения. Как и всякая летопись, "Повесть временных лет", созданная монахом Киево-Печерской лавры Нестором в XI в. на основе существовавших ранее документов и хроник, отличается сложностью состава и разнообразием материала. Кроме кратких погодных записей и более подробных рассказов о политических событиях, в нее вошли тексты дипломатических и юридических документов, пересказы фольклорных преданий, выдержки из памятников переводной литературы, записи о явлениях природы, самостоятельные литературные произведения - исторические повести, жития, богословские трактаты и поучения, похвальные слова. Летописи - синтетический памятник древнеславянской культуры. Цель труда сформулирована автором в его заглавии: "Се повести времянных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первое княжити, и откуду
Русская земля стала есть". Другим выдающимся памятником является "Слово о законе и благодати" (30-40-х годы XI в.). Написано придворным княжеским священником Илларионом. Использовав форму церковной проповеди, Илларион создал политический трактат, в котором нашли отражение самые разные проблемы. Противопоставляя "благодать" (христианство) "закону" (иудаизм), Илларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и отстаивает идею перенесения небесного внимания с одного избранного народа на все человечество. "Слово" направлено против притязаний Византии на культурную и политическую гегемонию в Восточной Европе. Этому Илларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов независимо от времени их крещения, выдвигает теорию всемирной истории как процесса постепенного и равного приобщения всех народов к христианству. Русь, приняв христианство, заняла достойное место среди других христианских государств. Тем самым дается религиозное обоснование государственной самостоятельности и международного значения Руси. "Слово" пронизано патриотическим пафосом, гордостью за землю, которая "ведома и слышима есть всеми конци земля". По своему жанру "Слово о законе и благодати" является образцом торжественного красноречия, литературного жанра, воздающего хвалу чему-либо или кому-либо. Митрополит Илларион восхваляет князя Владимира за дарование Руси христианства, за его способность (после обращения) любить невидимые "небесные ценности" более чем земные. Появляется в XI в. и оригинальная житийная литература. Житие (агиография), распространённый жанр церковной литературы, представляющий собой биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Древнейшим образцом русского жития является "Сказание о Борисе и Глебе". Культ Бориса и Глеба, ставших жертвами междоусобной борьбы (они были убиты в 1015 г. братом Святополком), имел глубокий политический смысл: он отражал идею, согласно которой все русские князья - братья; в то же время в произведении подчеркивалась обязанность "покорения" младших князей старшим. "Сказание" существенно отличается от канонического жития византийского типа. Основная его идея - не мученичество святых за веру, а единство земли, осуждение княжеских междоусобиц. И по форме "Сказание", хотя в нем и использованы агиографические приемы, является в сущности исторической повестью с точным названием лиц, имен, фактов, с подробным описанием реальных событий. Иным характером отличается написанное Нестором "Чтение о Борисе и Глебе". Оно значительно ближе к житийному канону. Важные социальные, политические и нравственные проблемы затронуты в "Поучении" Владимира Мономаха. Это политическое и нравственное завещание выдающегося государственного деятеля, проникнутое глубокой тревогой за судьбу Руси, вступившей в сложный период своей истории. "Поучение" Мономаха было попыткой предотвратить княжеские раздоры и сохранить единство Руси. Владимир учит князей подчинять личные и семейные интересы общегосударственным задачам. Князь должен жить в мире с другими князьями, беспрекословно подчиняться "старейшему", избегать ненужного кровопролития. Свои наставления Мономах подкрепляет примерами из собственной жизни. К "Поучению" присоединено письмо Мономаха к князю Олегу Святославовичу Черниговскому, своему давнему врагу и убийце сына, в котором содержится предложение о примирении, демонстрируется торжество долга над личным чувством. Одной из обязанностей князя Мономах считает праведный суд, защиту "смердов", "убогих", "вдовиц" от чинимых им притеснений. Эти положения получили свое отражение и в законодательстве ("Устав Владимира Мономаха" вошел составной частью в Русскую Правду, судебник, свод законов, по которому велись судебные разбирательства в Киевской Руси.). "Поучение" Владимира Мономаха сейчас рассматривается как яркий образец "дидактической литературы". Основным предназначением "дидактической литературы" было поучать и давать наставления, оказывать влияние на формирование этических и нравственных норм. Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло в период многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси - всего около 150 книг.
Наиболее выдающимся произведением древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве" (конец XII в.). В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Но не описание этого похода является целью автора. Причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Оно свидетельствует о высоком патриотизме его автора, сумевшего подняться над узостью интересов своего княжества до высоты общерусских интересов. Центральным в "Слове" является образ Русской земли. Автор обращается к князьям с горячим призывом прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешней опасности, чтобы постоять "за землю Русскую", защитить южные границы Руси. "Слово о полку Игореве" - произведение светское. В нем отсутствуют церковная риторика, христианские символы и понятия. Оно тесно связано с устным народным творчеством, что проявляется в использовании типичных для фольклора литературных приёмов (например, плача). Появление подобного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости литературы, о ее самобытности, о высоком уровне развития культуры в целом. До конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце Х в. греческими мастерами. В Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор - самый "византийский", по мнению специалистов, храм Древней Руси. Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве - огромный пятинефный храм, построенный греческими и русскими мастерами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.
Появляются новые типы каменных построек, не имеющих аналогов, - четырёхстолпный однокупольный кубический храм, храм башенного типа и т.д. Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле начинается на рубеже ХI-ХII вв. с возведения Владимиром Мономахом собора в Суздале, но наивысшего расцвета оно достигает в XII - начале XIII в. В отличие от суровой архитектуры Новгорода зодчество Владимиро - Суздальской Руси носило парадный характер, отличалось изысканностью пропорций, изяществом линий. При Андрее Боголюбском строительство во Владимире достигло большого подъема. Возводятся городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Был построен Успенский собор, богато декорированный резным камнем. Шедевром архитектуры является церковь Покрова на Нерли, отличающаяся гармоний решенных по - античному пропорций, особой мерностью и ритмом.Византия дала иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью, что предопределило более длительное византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре. Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Красочностью и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора, выполненные в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи, однако более жизненны и телесны. Их исполнители мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Богоматери Оранты в алтарной апсиде и погрудное изображение Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти. Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен двух башен Софии Киевской. Здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы. По своему характеру они далеки от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. К началу XII
в. дорогая мозаика целиком вытесняется фреской. В XII-XIII вв. в живописи отдельных культурных центров все заметнее становятся местные особенности, формируются местные школы древнерусской иконописи - киевская, новгородская, владимирская и т.д. - локальные направления в древнерусской живописи, характеризующиеся общностью стиля, единством композиционных и технических приемов. К новгородским иконам, сохранившимся до наших дней, относятся икона "Ангел Златые власы" ("Архангел Гавриил"), привлекающая внимание лиризмом образа и светлым колоритом, сложная по композиции икона "Успение Богородицы" из Успенской церкви Десятинного монастыря, икона "Благовещение" из Георгиевского собора Юрьева монастыря. Некоторые специалисты склонны относить к новгородской школе и замечательный "Спас Нерукотворный", подлинный шедевр иконописи. К владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII - начала XIII вв. Самой ранней из них является "Боголюбская Богоматерь" (середина XII в.), стилистически близкая к знаменитой "Владимирской Богоматери" - иконе византийского происхождения. Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в "Остромировом евангелии"(50-е годы XI в.), где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие (на перегородчатую эмаль). В "Изборнике" князя Святослава (конец XI в.) помещена миниатюра, изображающая семью князя Святослава, а также рисунки на полях, имеющие сходство со светской живописью киевской Софии. В начале XIII в. Древняя Русь уже была страной высокоразвитой христианской культуры. Начала складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в выработке литературного языка, превалирующего над местными племенными диалектами, в национальном самоощущении единства, в формировании общих культурных форм.