Тема 1. Культурология в системе социогуманитарного знания

«Культурология призвана сегодня объединить и теоретические, и исторические, и прикладные аспекты изучения культуры в ее развитии и функционировании. В то же время самая динамика культурных явлений и процессов должна быть взята не только с точки зрения имманентных, внутренних моментов становления и развития (саморазвития) культуры, но и в различных, весьма сложных взаимоотношениях с социально-политической историей и частными историями отдельных видов культуры (литературы, искусства, религии, философии, науки, общественной мысли и т.д.)». Эти слова принадлежат одному из ведущих культурологов современности – И.В. Кондакову.

В настоящее время культурология – как относительно молодая область науки сформировалась на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Период формирования (1987-1995) новой дисциплины остался в прошлом столетии и, по определению Б.С. Ерасова, культурология «доказала свою самостоятельность и основательность, стала в значительной степени оформленной теоретической дисциплиной и главное, сформировалась как институт – с присущими ей видами теоретической деятельности, прикладного использования издательствами, программами, курсами, кафедрами, степенями и, главное, кадрами, которые готовы посвятить свою жизнь деятельности, несовместимой с “новой культурной политикой”, направленной на разрушение духовного состояния общества, понижение уровня его ценностно-нормативной ориентации, тотальное отрицание самобытных принципов, смыслов и образов культуры».

Исследователи выделяют несколько факторов, повлиявших на создание новой универсальной дисциплины – культурологии:

- многообразие культур, их самобытность;

- проявление кризисных явлений в культуре ХХ века;

- несоответствие исторического и культурного развития.

Культурология как самостоятельная дисциплина существует только в отечественной науке и рассматривается как интегративное направление, предметом которой являются определенные стадии рождения, оформления, развития и возможной гибели культуры.

Культурология изучает как специфику феномена культуры, так и особенности познания. Формирование культурологических исследований как особого направления гуманитарного знания относится к Новому времени (Д. Вико, И. Гердер, Г. Гегель), основополагающее влияние оказали и труды В. Дильтея, Г. Риккерта, Э. Кассирера, О. Шпенглера.

В ХХ веке культурологическая проблематика разрабатывается З. Фрейдом, К. Юнгом, Э. Фроммом, А. Тойнби, К. Ясперсом, М. Хайдеггером, Х. Ортегом-и-Гассетом, К. Леви-Строссом, М. Бубером и многими другими.

Отечественная культурологическая мысль широко представлена в работах Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева, К.А. Леонтьева, А. Ф. Лосева, Вяч. Иванова, А. Белого. Впервые термин «культурология» используется в статье Андрея Белого «Круговое движение»(1912).

Некоторые из перечисленных имен подробно представлены в курсе лекций и его приложении.

Историко-культурологическое направление активно разрабатывается И. В. Кондаковым и широко представлено в его работах[1] с акцентом на историю культуры России начиная с языческой Руси Х века до демократической России начала ХХI века. Как справедливо отмечает И.В.Кондаков, «в настоящей социокультурной ситуации, рожденной взрывами и чреватой новыми культурно-историческими взрывами … чрезвычайно важно заполнить духовный, идеологический вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и учебными предметами, которые, обладая безусловным статусом научности, культурно-исторической значимости и духовной ценности, могли бы взять на себя объяснение исторического и социокультурного процесса, осмысление настоящей общественно-духовной ситуации в обществе, способствовали становлению и развитию мировоззрения, соединяющего научность, достаточно широкий культурный кругозор и значительный потенциал духовности».

Определяя культурологию не только как частную науку о культуре и ее внутренних закономерностях развития, но и как новую междисциплинарную методологию, И.В.Кондаков, тем самым, выводит культурологию за пределы собственно культурных явлений и процессов в узком смысле, охватывая более широкую область социокультурных явлений. Он выдвигает новые методические и методологические задачи перед историей культуры: во-первых отход от скомпрометировавших себя вульгарно-социологических и политических схем культурно-исторического развития и обращение непосредственно к анализу и интерпретации богатого и во многом еще не освоенного материала истории культуры; во-вторых найти основания для общей концепции закономерностей ее имманентного развития – именно как культуры, подчеркивает автор, а не культурного придатка социально-политической истории. Таким образом, предлагается новая разработка универсальной концепции культуры, соединившей философию культуры с философией истории.

Одна из последних работ И.В.Кондакова (Культурология: история культуры России. М., 2003) демонстрирует новый подход к проблеме социокультурных взаимодействий – социального детерминизма культурно-исторических процессов и культурной подготовки явлений социально-исторического порядка. Определяя новые ориентиры в понимании социодинамики культуры, он призывает изменить систему обобщений и теоретических обоснований данной концепции, что является, весьма значимым и актуальным. Тем более что перспектива исследования социокультурных закономерностей России – в анализе исторически конкретных текстов русской культуры. Через призму культурно-исторических процессов, он обозревает основные тенденции и закономерности развития отечественной культуры в целом.

Необходимо отметить, что И.В. Кондаков удачно расставляет акценты в своей книге. Он подобен композитору: выделяя «главную партию», наполняет интересным содержанием и «побочные мелодии» своего лекционного курса, что дает возможность судить о смысле и значении культурно-исторических процессов по их результатам и социокультурным итогам, не «подгоняя» смыслы и значения к заданному «ответу». В связи с этим, автор данного учебного пособия использует концепции И. В. Кондакова в разделе «Серебряный век – Ренессанс русской культуры».

Место культурологии в системе университетского образования особенно значимо, ибо в ней заключено знание, содержащее различные многофункциональные сущности культуры, благодаря которым формируется как личностное начало будущего специалиста, так и представление о профессиональной (правовой, экономической, организационной) культуре, осознание собственных культурных ценностей.

Абсолютно точную характеристику культурологии «не для культурологов» определяет Н.Г. Багдасарьян, выделяя основные критерии профессиональной культуры, социокультурные и этические нормы деятельности, «овладение культурологическим методом облегчит понимание технологий служебного взаимодействия, создаст базу профессиональной коммуникации. Но, может быть, самое существенное в изучении культурологии – это постижение культурного смысла того вида профессиональной деятельности, к которой готовит студента вуз».

ТЕМА 2. КУЛЬТУРА И ЕЕ АТРИБУТЫ

Лекция 1. КУЛЬТУРА: МНОГООБРАЗИЕ ДЕФИНИЦИЙ И ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ.

Наши рекомендации