Ницше Ф. «Антихристианин»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

Контрольная работа № 1 выполняется в ходе подготовки к зимней сессии первого курса. Выполнение контрольной работы №1 решает задачу ознакомления студента с классическими текстами, лежащими в основе современных представлений о гуманитарных науках и искусстве и создающими общую базу для дальнейшего изучения этих наук. Работа студентов с самим произведением дает возможность получить информацию, знание «из первых рук», провести самостоятельный анализ работы, выработать собственную точку зрения на ту или иную мировоззренческую позицию и, в конечном итоге, сознательно определиться с собственной позицией. Таким образом, результатом выполнения контрольной работы должна стать способность студента работать с текстом с учетом знания им иерархии мыслительных процессов (описание, анализ, оценка).

Самостоятельная работа с первоисточником близка исследовательской, ее результатом выступает развитие творческих способностей, формирование у студентов культуры мышления.

Перед выполнением работы необходимо ознакомится с содержанием учебных пособий, материалом лекционного курса, поскольку позиция, представленная автором того или иного произведения, может быть до конца адекватно понята лишь в контексте культурно-исторического процесса.

Опыт преподавательской работы демонстрирует известные трудности, которые возникают у студентов при работе с текстом. Для решения этой задачи весьма перспективным является методологический подход, который основан на использовании в процессе обучения проблемных заданий, или систем вопросов, которые расчленяют содержание изучаемого материала на ряд взаимосвязанных тем. Данный подход дает возможность установить основную проблему произведения, рассмотреть ее в единстве различных аспектов, многосторонне и представить произведение как некую структурно-организованную целостность.

Выбор произведений, предлагаемых к изучению, обусловлен: во-первых, местом и значением произведения в культурно-историческом контексте, определившем развитие гуманитарного знания от Античности до современности; во-вторых, причинами технического порядка (объемом произведения и т.д).

В структуру работы входят:

1) ответы на поставленные вопросы цитатами указанного произведения;

2) развернутый анализ произведения, который предполагает определение основной проблемы произведения в единстве ее различных аспектов и предлагаемое автором ее решение;

3) оценка: место и значение произведения в культурно-историческом процессе.

В конце приводится список использованной литературы.

Объем работы определяется полнотой раскрытия ее содержания.

Работа выполняется в отдельной тетради, собственноручно.

Контрольная работа должна включать в себя анализ и оценку всех нижеуказанных произведений.

Титульный лист контрольной работы обязательно должен содержать:

· полное название учебного заведения;

· наименование дисциплины;

· вид работы;

· фамилию и инициалы студента;

· номер группы.

Выполнение контрольной работы в установленные деканатом сроки является условием допуска студента к сдаче зачетного испытания.

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»

1. Какова цель создания человека Богом?

2. Каково место человека в мироздании?

3. В чем состоял замысел Бога относительно образа человеческого?

4. В чем состоит долг человека по отношению к самому себе?

5. Какова природа души?

6. Что подготавливает душу к ее будущей небесной славе?

Литература

1. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. В 2 т. М.,1981.

Ницше Ф. «Так говорил Заратустра»

1. Как начался закат Заратустры?

2. В чем суть учения Заратустры?

3. Что есть человек?

4. Что есть последний человек?

5. Свет какой истины озарил Заратустру после гибели канатного плясуна?

6. Какие три превращения проходит дух и что это значит? («О трех превращениях»)

7. Какова природа религиозного сознания? («О мечтающих о мире ином»)

8. Какова природа человека? («О презирающих тело»)

9. Как определяет сам автор форму произведения? («О чтении и писании»)

10. Какие религиозные взгляды и по какой причине подвергаются критике со стороны Ницше? («О проповедниках смерти»)

11. О какой войне идет речь у Ницше? («О войне и воинах», «О пути созидающего»)

12. Почему Ницше столь негативно оценивает политическую власть, государство как социальный институт? («О новом кумире»)

13. Почему «человек есть то, что должно преодолеть»? («О целомудрии», «О друге», «О любви к ближнему», «О ребенке и браке»)

14. Трактовка проблемы равенства людей Ницше («О старых и молодых женщинах», «О базарных мухах»)

15. Каков «путь на запад»? («О пути созидающего», «О дарящей добродетели»)

Литература

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.,1990. Ч.1.

Ницше Ф. «Антихристианин»

1. Кого Фридрих Ницше почитает за своего читателя?

2. Каково отношение Ницше к человечеству?

3. Что хорошо?

4. Что дурно?

5. Что счастье?

6. Какова первая заповедь человеколюбия?

7. Что вреднее любого порока?

8. Как видит, как ставит проблему человека Ф.Ницше?

9. Носит ли человеческая история прогрессивный характер?

10. Укажите основную причину столь резкой критики Ницше христианства?

11. Что есть современный человек, с точки зрения Ницше?

12. В чем заключается пагубность сострадания с позиции Ницше?

13. Почему, с точки зрения Ницше, христианство «ни в одной точке не соприкасается с действительностью»?

14. Какова природа религиозного сознания по Ницше?

15. Трактовка Фридрихом Ницше личности, психологического типа Христа.

16. Укажите причину, по которой Ницше разводит историческое христианство и учение Христа.

17. Каково отношение религии (христианства) к знанию и науке?

18. Решение проблемы «веры и разума» Ницше.

19. Почему Ницше утверждает, что «между анархизмом и христианством можно смело ставить знак равенства»?

Литература

1. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов / Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э. и др. М.,1989.

Наши рекомендации